Основные управленческие функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:23, реферат

Краткое описание

Возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных организаций древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования практики управления. Так, зафиксированные на глиняных табличках, датируемых III тыс. до н.э., сведения о коммерческих сделках и законах древнего Шумера доказывают существование там практики управления. Дошедшие до нашего времени многочисленные исторические свидетельства убедительно показывают достаточно высокую степень сложности древних организаций и управления ими.
Целью работы является рассмотрение основных управленческих функций организации, формирование команды в бизнесе и корпоративной культуры.

Содержание

Введение
Основные управленческие функции
Формирование команды в бизнесе
Формирование корпоративной культуры
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

псих предприним реферат.docx

— 87.40 Кб (Скачать файл)

     Так, достаточно крупное подразделение организации (отдел или сектор), приспособляясь к изменяющейся рыночной или институциональной внешней среде, постоянно передает в другие подразделения или, наоборот, принимает от них более мелкие структурные единицы (лаборатории или рабочие группы). 

Внутриорганизационные процессы 

     Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые менеджментом, включают в себя три  основных подпроцесса: координация, принятие решений, коммуникации.

     Координация. Для координации менеджмент может сформировать в организации два типа процедур:

     1. непосредственное руководство действиями  в виде распоряжений, приказов  и предложении; 

     2. координация действий посредством  создания системы норм и правил, касающихся деятельности организации.

     Принятие  решений. Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Каждая проблема принятия решения имеет свои особенности. Однако существует и нечто общее для всех проблем, а именно: определенная исходная ситуация, альтернативные варианты решения, определенные последствия различных вариантов. С помощью этих компонентов можно охарактеризовать любую проблему принятия решения.

     Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются  масштабы, количество элементов и  взаимосвязей подсистем в организационных  системах. Усложнение связей между  элементами системы вызывает неопределенность в знании реальной структуры системы, что может быть связано с так  называемым человеческим фактором, умышленным или специальным искажением информации и т.д.

     Иногда  определение управленческого решения  ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой подход обедняет содержание этой категории теории менеджмента  и не соответствует его сущности.

     Управленческие  решения могут приниматься применительно  к любой сфере деятельности организации: управлению персоналом, управлению финансами, управлению производственными процессами, в том числе и управлению маркетинговой  службой. 
 

     Стадия 1. ПРИЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ
     Восприятие  и признание проблемы

      Интерпретация и формулирование проблемы

     Определение критериев успешного решения

     

     

     Стадия 2. ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЯ
     Разработка  альтернатив 

     Оценка  альтернатив

     Выбор альтернативы


     

     Стадия 3. ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ
     Организация выполнения решения

     Анализ  и контроль выполнения решения

     Обратная  связь и корректировка


 

     Коммуникации. Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно  понимать чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.

     Коммуникации  бывают внешние и внутренние, вертикальные и горизонтальные.

     Внешние коммуникации – это коммуникации между организацией и средой. От факторов внешней среды зависят  коммуникационные потребности организации.

     Внутренние  коммуникации – это коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями.

     Горизонтальные  коммуникации – это коммуникации между различными отделами организации. В дополнение к обмену информацией  по нисходящей или восходящей организации  нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества  подразделений, поэтому обмен информацией  между ними нужен для координации  задач и действий.

     Вертикальные  организации – это информация, перемещающаяся внутри организации с уровня на уровень. Она может передаваться по нисходящей, т. е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т. п.  Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх, также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел.

     Основные  функции коммуникации:

  • информативная - передача истинных или ложных сведений;
  • интерактивная (побудительная) - организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение функций, влияние на настроения, убеждения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;
  • перцептивная функция - восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;
  • экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.
 
 

     

          Внешние коммуникации

 
      Внутренние  коммуникации

     
          Формальные  коммуникации              Неформальные  коммуникации

 
 
 
 
 
 
 
 

     Кадры. Главным объектом кадровой политики предприятия является – персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников. Кадры — это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.

     Общие требования к кадровой политике в  современных условиях сводятся к  следующему:

  1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития предприятия.  В этом  отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации  этой стратегии.
  2. Кадровая политика должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации.   Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированны  на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия.
  3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных финансовых возможностей.
  4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.

     Организационная культура. Во многих руководствах утверждается, что хорошо развитая культура - важнейшая характеристика организаций, имеющих значительные успехи. Термин "крепкая культура" обозначает, что большинство менеджеров и сотрудников исповедуют набор общих ценностей и методов делать дело.  Крепкая культура может быть ассоциирована с крепким исполнением по трем причинам. Первое, крепкая культура предполагает устойчивую связь между культурой и стратегией. Второе, крепкая культура может вести к единству целей среди сотрудников. Третье, крепкая культура ведет к высокой мотивации сотрудников и их большему участию в деятельности организации.

     Организационная культура включает следующие компоненты:

  1. мировоззрение, направляющее действия членов организации в отношении других сотрудников и ее клиентов и конкурентов;
  2. культурные ценности, доминирующие в организации, такие как "качество продукции" или "оцениваемое лидерство", символы и мифология;
  3. характеристики поведения при взаимодействии людей, такие как ритуалы и церемонии, а также язык, используемый при общении;
  4. нормы, принимаемые повсеместно в организации, например, "заработал - получил" или как обоснованно отказаться от нового задания, к нормам относятся так называемые "правила игры", которые новичок должен освоить в процессе становления членом организации;
  5. психологический климат в организации, с которым сталкивается человек при взаимодействии с ее сотрудниками.

     Технологии. Объектом пристального внимания управленцев являются технологии, используемые при производстве продукции или услуг, поскольку они во многом определяют качество производимой организацией продукции, а следовательно, ее конкурентоспособность.

     В условиях рыночной экономики происходит постоянное совершенствование выпускаемой  продукции. Поэтому необходимо постоянно  отслеживать используемые в производстве технологии, обеспечивать совершенствование  их уровня, вводя новые элементы, используя патенты, лицензии, ноу-хау.

     Социолог  и теоретик организации Джеймс Томпсон  предлагает три категории технологии:

  1. Многозвенные технологии, характеризуемые серией независимых задач, которые должны выполняться последовательно. Типичный образец – сборочные линии массового производства.
  2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми.
  3. Интенсивная технология характеризуется применением специальных приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство.

Взаимодействия  организации с внешней средой.

     Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили  обратить на внешнюю среду еще  большее внимание, чем прежде. Даже если бы изменения не были столь  значительными, руководителям все  равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая относительно обособленная система, зависит  от внешнего мира в отношении материальных потоков – поставок ресурсов, энергии, кадров, конкретного спроса потребителей и информационных потоков – законодательных  актов, решений различных органов, ситуаций на рынке и т.д. Поскольку  от руководства зависит выживание  организации, менеджер обязан уметь  выявлять существенные факторы в  окружении, которые повлияют на его  организацию. Он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние  воздействия. Т.е. иначе говоря найти  методы, способствующие адаптации к  условиям внешней среды. Безусловно что учесть все существующие и оказывающие влияние на организацию факторы просто невозможно, в связи с этим возникает проблема определить именно те аспекты, от которых решающим образом зависит деятельность организации.

     К характеристикам внешней среды  могут быть отнесены:

           1. Взаимосвязанность  факторов.

           2. Разнообразие факторов.

           3. Высокая динамичность  изменений факторов.

           4. Неопределенность  как во времени воздействия,  так и по силе воздействия.

     Изменения во внешней среде происходят ускоренными  темпами, что качественно меняет ее нестабильность.

4. Непосредственное  управление организацией.

     Исходя из своей  концепции менеджмента А. Файоль сформулировал четырнадцать принципов управления. Эти принципы не утратили своей актуальности и сегодня, хотя безусловно их применение требует опыта, вдумчивости и осторожности:

  • Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
  • Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственность.
  • Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание в уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
  • Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
  • Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
  • Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников недолжны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
  • Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
  • Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.
  • Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Выло бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
  • Порядок. Место - для всего и все на своем месте.
  • Справедливость. Справедливость-это сочетание доброты и правосудия.
  • Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
  • Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
  • Корпоративный дух. Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Информация о работе Основные управленческие функции