Основные управленческие функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:23, реферат

Краткое описание

Возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных организаций древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования практики управления. Так, зафиксированные на глиняных табличках, датируемых III тыс. до н.э., сведения о коммерческих сделках и законах древнего Шумера доказывают существование там практики управления. Дошедшие до нашего времени многочисленные исторические свидетельства убедительно показывают достаточно высокую степень сложности древних организаций и управления ими.
Целью работы является рассмотрение основных управленческих функций организации, формирование команды в бизнесе и корпоративной культуры.

Содержание

Введение
Основные управленческие функции
Формирование команды в бизнесе
Формирование корпоративной культуры
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

псих предприним реферат.docx

— 87.40 Кб (Скачать файл)

     Модели  управления организацией:

  • Автократическая модель управления основывается на: власти, директиве, авторитете, персональной зависимости, исполнении.
  • Экономическая модель управления основывается на: экономическом принуждении, материальном поощрении, мотивации, экономическом стимулировании, инициативе.
  • Новая модель управления основывается на: творческом участии, т.е. по поводу того, как лучше сделать работу, коллективизм и моральные стимулы, приверженность к работе, фирме, начальнику, коллективу, экономическое и моральное стимулирование, тотальное творчество. 
    Формирование команды в бизнесе

Команда. Понятие, признаки.

На практике часто происходит смешение двух понятий: группа и команда - хотя различия между  ними весьма существенные. Главное  из них - это возникновение в команде  так называемого синергетического эффекта, суть которого состоит в  том, что результат усилий членов команды оказывается больше арифметической суммы тех результатов, которые  могли бы получить члены команды, работая порознь. Естественно, что  этот эффект не возникает сам по себе.

В реальных организациях команды иногда возникают  как бы спонтанно, без особых усилий со стороны руководства. Однако, как  правило, эта спонтанность - кажущаяся, поскольку для формирования эффективной  команды обычно требуется опора  на корпоративную культуру, которая, в свою очередь, формируется "сверху", т.е. ее основы закладываются создателями  или высшими руководителями организации.

Опыт  показывает, что процесс "спонтанного" формирования команды идет достаточно медленно: он может занимать многие месяцы, а то и годы. Между тем  в реальном бизнесе зачастую требуется  сформировать команду для реализации конкретных проектов в сжатые сроки. В этом случае встает задача целенаправленного  формирования команд. Если организация  в основном функционирует по проектной  схеме, то ее члены должны обладать специальными навыками "командных  игроков". Иными словами, для того, чтобы достигнуть преимуществ команды, необходимо затратить определенные усилия и средства. Всегда ли это  оправдано?

Ниже  перечислены признаки, характеризующие  эффективную команду.

• Между  членами команды существует взаимосвязь.

• Команда  способствует более эффективной  работе ее членов по сравнению с  их работой в одиночку.

• Эффективная  команда притягательна для своих  членов.

• В  эффективной команде не обязательно  существует постоянный лидер.

• Члены  эффективной команды заботятся  друг о друге и обучают друг друга.

• Члены  эффективной команды ободряют и  поддерживают лидера.

• Отношения  между членами команды характеризуются  высоким уровнем доверия.

Следует отметить, что члены команды, помимо функциональных ролей, определяемых компетенцией в некоторой области, при выполнении работы играют еще и социальные роли, которые определяют, как влияет данный член команды на процесс выполнения работы.

Проблемы, препятствующие формированию команды  и способы их решения.

Болезнь 1: "пассажиры автобуса"

Человек входит в автобус и думает только о том, чтобы побыстрее доехать  до своей остановки. Его не волнуют  ни проблемы водителя, ни маршрут следования, ни комфорт находящихся рядом  пассажиров. Подобная ситуация типична  не только для городского транспорта, но и для управленческой команды.

Руководитель, формирующий команду, ждет от ее участников максимальной отдачи и усердной работы. Но вместо этого нередко сталкивается с равнодушием или, в лучшем случае, показной заинтересованностью. Когда  человек эмоционально не включается в решение текущих задач или  работает отстранение, спустя рукава, то для команды он становится "лишним пассажиром". Если таких пассажиров большинство, рано или поздно каждый сойдет на своей остановке, а водитель останется у руля в одиночестве. Как сделать из равнодушных пассажиров заинтересованных попутчиков? Необходимо мотивировать сотрудников, например, предоставлять  им долю от продаж в качестве части  заработной платы.

Болезнь 2: "каждый за себя"

Но руководителю важно не только то, чтобы каждый его помощник, лично заинтересованный в успехе, выкладывался на своем  участке по максимуму. В этом случае сотрудники будут трудиться каждый на свое благо, работая, по сути, разобщенно. Тогда как от них требуется, чтобы они действовали как единая команда. Сплотить ее вокруг общих целей - задача не из легких. Один из способов решения этой проблемы - выбрать жесткий стиль руководства. Управленцы будут знать, что глава компании сурово расправляется с каждым подчиненным за ошибки, неудачи и оплошности, и поэтому станут противостоять ему "единым фронтом".

Но коллектив  в руках такого директора может  стать заложником ситуации: наказуемо  и бездействие, и чрезвычайно  активная, но небезошибочная работа. Топ-менеджер, над которым довлеет груз большой ответственности, будет действовать крайне осторожно, быть может, слишком медленно, потому что боится наказания за любой неверный шаг. Оправдан ли в целом подобный грозный стиль руководства?

По мнению самих бизнесменов, метод "устрашения" хорошо работает в том случае, когда  от коллектива требуется быстро решить какую-либо задачу, где не нужна высокая  квалификация. В команде управленцев, от которой ждут важных стратегических решений, подобная модель руководства  будет только связывать руки.

Другой  способ сплотить команду - чаще собирать совещания и устраивать "мозговые штурмы". На таких совещаниях принимаются  групповые решения, и команда  становится сплоченней.

Болезнь 3: "на разных берегах"

Ситуацию, когда руководитель принимает решения, не считаясь с мнением своих заместителей, можно назвать классикой жанра. Не менее типична и проблема, когда  подчиненный на словах соглашается  с доводами своего начальника, но поступает  по-своему. Получается, руководитель компании и его первые помощники живут  на разных берегах протекающего мимо бизнес-процесса, потому что стать  настоящей командой им мешает глубокое различие интересов и подходов к  работе.

Долго работать в таком режиме не смогут ни компания, ни ее руководитель. Поэтому  директору фирмы нужно больше доверять своим управленцам и  дать им возможность в полном объеме исполнять свои обязанности. Даже если они будут учиться на собственных  ошибках.

Болезнь 4: "много умных, мало взрослых"

Есть  ли в вашей команде специалисты  высокого класса, которые избегают ответственности и уклоняются от принятия решений, во всем полагаясь  на вас? Если да, то вы создали команду, которая наверняка готова качественно  выполнять рутинную работу, но не способна генерировать свежие идеи, разрабатывать  стратегически важные планы и, самое  главное, самостоятельно принимать  решения.

Владелец  компании уверен, что лучшим руководителем  подразделения может стать только тот, кто великолепно разбирается  в этой сфере и прошел все ступени  в компании. Но смена обязанностей подчас не дает положительных результатов.

Другая  разновидность той же патологии - когда топ-менеджеры изначально воспринимают себя как исполнителей воли директора, а не как самостоятельно работающих управленцев. В этом случае руководителя компании окружают бездействующие, безынициативные заместители, которые даже не стараются напрягаться и что-то придумывать, поскольку уверены: глава компании решит все сам наилучшим образом.

Болезнь 5: "один за всех"

Эта патология  очень часто встречается в  торговых компаниях, когда на фоне всех руководителей выделяется один - самый  успешный, самый талантливый и  наиболее "прибыльный" для фирмы. Своей энергией и завидной деловой  хваткой он подавляет остальных  членов управленческой команды. В свою очередь, те расслабляются, считают, что  все равно не смогут конкурировать  со "звездой", и оставляют этому  человеку все поле работы.

Подобная  аномалия чаще проявляется не в начале становления команды, а спустя год-два, когда количество менеджеров увеличивается. И разлад в работу успешной ранее  команды, как правило, вносит "приглашенная звезда". На первый взгляд, для компании только плюс, если в ее рядах внезапно появляется суперпрофессионал. Но опасность ситуации состоит в том, что один человек готов все делать за всех, радуясь, когда окружающие признают его превосходство.

Между тем, для владельца фирмы и  его команды должно быть очевидным, что компания теряет в продажах львиный  кусок прибыли. Один человек не в  состоянии заменить собой целый  отдел продаж или остальных руководителей  отделов.

Тревожным владельцам бизнеса следует не бояться  взваливать ношу на своих подчиненных, а просто стараться распределять ее равномерно.

Болезнь 6: "команда льстецов"

Звездной  болезнью может болеть и сам директор компании. Руководитель, который ведет  себя по отношению к своим заместителям, как звезда с преданными поклонниками, создает для одних сотрудников  сложную психологическую атмосферу, а для других - прекрасную возможность  работать спустя рукава.

Каждому человеку приятно, когда им восторгаются, хвалят и говорят комплименты. Но страшная ошибка - принимать лесть  за проявление беззаветной преданности. Эта патология - одна из самых разрушительных для бизнеса. Причем в большей  степени она относится к самому руководителю, а не к его команде.

Ловить  своих помощников нужно не на лести, а на отсутствии результатов в  работе. И если таковых действительно  нет, то нужно открыто заявить  своим подчиненным, что у них  не получится психологически манипулировать своим руководителем в собственных  целях.

Болезнь 7: "хор солистов"

Американские  социальные психологи провели эксперимент. Пригласили группу менеджеров и предложили каждому решить типовые задачи. По ходу эксперимента быстро определились лидеры - те, кто выдавал ответы быстрее  и качественнее. Они впоследствии и составили группу сильных. Из тех, кто решал задачи на "четверку", сформировали команду "середнячков", а оставшихся определили в группу слабых.

На втором этапе эксперимента перед тремя  командами поставили новые задачи, для решения которых необходимы были совместные усилия участников группы. Как выяснилось, слабая команда показала ожидаемо низкие результаты. "Середнячки", как это ни странно, добились самых  высоких показателей. А команда лидеров, блиставших поодиночке, продемонстрировала результаты ниже среднего.

В чем  причина? По мнению психологов, основная проблема - в неумении договариваться. Если команда "средних" менеджеров без труда вырабатывала общую  стратегию, после чего каждый вносил свой вклад в решение общей  задачи, то в команде "звезд" каждый участник пытался перетянуть одеяло на себя. Они оказались не способны работать вместе.

Как избежать ситуации, когда команда начинает работать по принципу "лебедь, рак  и щука"? Как следует поступать, если ваши управленцы не "спелись" друг с другом?

Уволить сотрудника никогда не поздно. Сложнее  и гораздо эффективнее наладить общение с работающими менеджерами, а не тратить время и деньги на поиск новых людей.

Руководителю  нужно организовать своего рода асессмент (оценку действий и поведения) с "несговорчивыми" помощниками. Как правило поверхностные разговоры о необходимости сотрудничества не помогают. Поэтому главе компании стоит подготовить цифры и факты, показывающие, что, когда и из-за чьего "невзаимодействия" не было сделано. А затем организовать общее для команды собрание и обсудить, как улучшить совместную работу.

Болезнь 8: "чемодан без  ручки"

Иногда  руководители, требуя от своей команды  блестящих, подчас недостижимых показателей  работы, в результате не получают почти  ничего.

В такой  ситуации команда становится постоянно  виноватой. Люди, перед которыми поставлена сверхзадача при минимуме возможностей для ее решения, чувствуют себя неуютно  и не могут эффективно работать.

Для того, чтобы избежать данной проблемы, необходимо на старте очередного проекта не только обсуждать новую задачу, но и отделять главное от второстепенного, от того, чем можно на некоторое время  пренебречь.

А чтобы  команда в процессе работы не жаловалась на неподъемный "чемодан забот", все необходимые ресурсы следует  оговаривать с самого начала. В  этом случае руководитель вовремя изыщет недостающие финансы или даст больше времени для нового проекта, а у его помощников не будет  повода жаловаться на то, что у них  не хватило ресурсов.

Информация о работе Основные управленческие функции