Основные факторы развития субъектности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

При субъектном системно-деятельностном подходе личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей, где взаимоотношения в группе могут трактоваться как носители личности ее участников; «идеальная представительность» индивида в жизнедеятельности других людей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности, как субъекта деятельности. Формирующиеся в ходе развития способности и регуляторные психологические функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся субъектные качества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития субъектности……………..…...6
1.1.Понятие субъектности в психолого-педагогической теории и практики…6
1.2.Условия и средства развития субъектности……………………………….11
Глава 2. Основные факторы развития субъектности человека…………18
2.1. Факторы развития субъектности в раннем детстве ………………………18
2.2. Факторы развития субъектности в подростковом возрасте и юности…..34
Заключение………………………………………………………………………41
Литература………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 91.89 Кб (Скачать файл)

Формирование основных компонентов  субъектности школьника, а именно личностные качества школьника, его ценностные ориентации, познавательная активность, способность к самореализации, стремление к самоактуализации, обеспечивается спецификой воспитательного процесса образовательного учреждения13. Развитие воспитательных систем школ позволяет решать актуальные и сложные задачи современного воспитательного процесса, в котором воспитательная система школы оказывает влияние на учащихся не только как педагогический фактор, который реализуется через учителей, уроки, учебники, домашнее задание, классные часы, но и как фактор социальный, реализующийся через включенность в окружающую среду, через отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, администрацией; через психологический климат коллектива, объединяющего детей и взрослых в рамках данного учебного заведения.   Отсюда следует необходимость изучения воспитательной системы школы.

В настоящей статье рассмотрим особенности воспитания личности со сформированной активной позицией школьника, а именно с развитой способностью к самореализации; подрастающего  человека, обладающего личностными  качествами, ценностными ориентациями, познавательной активностью, стремящейся  к самоактуализации.

 

    1. Условия и средства развития субъектности

 

Среди качеств субъектности, как уже указывалось, многими  исследователями выделяется ответственность  как особое свойство личности (К.А. Абульханова-Славская, М.И Воловикова, К. Муздыбаев, В.П. Прядеин, В. Франкл и др.).

Субъектность предполагает возможность и способность выбора социокультурного пути развития, а, следовательно, наличие некоторой определенности «Я», сопровождающейся некоторым уровнем и способом рефлексии и ответчивости социокультурным основаниям человеческой жизни, представленным в тексте, как средстве развития субъектности.

Структурные характеристики субъекта должны удовлетворять обозначенным требованиям, т.е. в структуре субъекта должны быть представлены такие параметры, благодаря которым человек может: находится в состоянии вненаходимости, быть автором собственной жизни (осуществлять домостроительство), осуществлять восхождение к адекватной себе форме духовности, осуществлять работу по отношению к самому себе по «собиранию» своей индивидуальности, осуществлять работу по отношению к миру по онтологизации абсолютных ценностей. Такими структурными компонентами субъекта являются рефлексия, ответчивость социокультурным основаниям (абсолютным ценностям), ответчивость своим индивидуальным особенностям, выбор социокультурного пути.

 Рефлексия, это не  просто способность вставать  в отношение к самому себе (размышлять  о себе, осуществлять самоглядение), речь идет о том, что рефлексия всегда осуществляется откуда-то, из определенного локуса. Для субъекта таким локусом рефлексии являются социокультурные образцы, свойственные определенному типу культуры, т.е. это социокультурная рефлексия. Однако социокультурная рефлексия неизбежно связана с ответчивостью социокультурным образцам, т.е. для ее появления должна произойти «встреча» человека с социокультурными основаниями человеческой жизни. Под ответчивостью мы понимаем интенцию человека к мере человеческого в человеке, это отклик человека на призыв к социокультурному развитию (чувствование и переживание этого призыва и осуществление движения. В этом смысле мы полагаем, что ответчивость является более общей категорией по отношению к понятиям отражение, реакция, подражание и т.д. - это все различные стороны ответчивости). С другой стороны, развитие субъектности невозможно без ответчивости человека самому себе, своей самости, своему я. Эти три составляющие обусловливают выбор цели, способа действия, поведения, круга и способа общения, понимания мира и т.д. Выбор реализует себя в поступке, как таком деянии (событии), которое выступает как момент достижения человеком своей подлинности и утверждения онтологичности ценностей в контексте авторского отношения человека к своей жизни и судьбе. Поступок представляет собой форму осуществления субъектности.

Мы полагаем, что субъектность присуща человеку всегда, в том числе в младенческом возрасте. Однако в каждый период жизни человека она имеет свою форму, соответственно свою особую форму имеют также ответчивость и рефлексия. Что касается рефлексии, то ее форма обуславливается, прежде всего, ее локусом и уровнем осознанности (природосообразуемая, предметносообразуемая, социосообразуемая и культурносообразуемая – рефлексия- трансцендирование по А. А. Арсеньеву). На каждом этапе жизни человека присутствуют все формы рефлексии, однако какая-то из них является доминирующей.

Что касается ответчивости, то ее формы определяются возрастными особенностями психики (внутреннего мира человека) и обуславливаются тем, каким образом ( в каких формах и какими средствами) представлены человеку социокультурные образцы.

Учитывая, что субъект  существует в социокультурном пространстве, условием развития субъектности является его становление в формах соответствующей возрасту субкультуры. Мы полагаем, что субкультура характеризуется специфическими для каждого возраста деятельностью, общением, системой ценностей и картиной мира (менталитетом).

В качестве средства развития субъектности выступает текст как  социокультурное явление, как особый «голос», высказывание во всех его формах, включая вербальную, музыкальную, изобразительную и поступок. Текст как «всякий связный знаковый комплекс», содержит в себе то, что, по мнению М.М. Бахтина, «имеет отношение к истине, правде, добру, красоте, истории», и выступает как «третий» голос в диалоге согласия. В этом смысле человек, вступая в диалогические, субъектные отношения с миром и другими людьми, всегда опосредует этот диалог текстами, как носителями абсолютных объективных ценностей, т.е. всегда выходит за границы социальности как таковой в социокультурное пространство. Социокультурные образцы, система абсолютных ценностей представлена человеку в форме текстов.

Субъектность представляет собой такое авторство собственной жизни, которое выражается в способности к построению собственной индивидуальности на основе стремления человека к достижению адекватной себе форме духовности, своей человеческой подлинности на основе соизмерения своего поведения (поступков), переживаний, представлений о мире с социокультурными образцами, как мерами, представляющими собой композицию ценностей, свойственных определенному типу культуры.

Субъектность актуализируется в поступке, который представляет собой момент обнаружения человеком своей подлинности и одновременно утверждения онтологичности, бытийственности абсолютных, объективных ценностей (истины, правды, добра, красоты).

Субъектность является результатом социокультурного (духовного) развития человека, которое представляет собой особое и относительно самостоятельное (не сводимое к природному и социальному) пространство, позволяющее человеку встать в отношение к миру и самому себе (позиция вненаходимости), обнаружить единство конечности и бесконечности человека и мира14.

Структура субъекта (субъектности) как квинтессенции индивидуальности представляет собой единство ответчивости социокультурным основаниям человеческой жизни, рефлексии по отношению к самому себе с точки зрения этих оснований и выбора (поступка, жизненного пути), основанного на соизмерении с социокультурными образцами.

Ответчивость социокультурным основаниям и социокультурная рефлексия одновременно выступают как механизмы развития субъектности.

Средством развития субъектности является текст как социокультурное явление во всех его формах (художественный, изобразительный, поступок как текст и т.д.), как носитель системы ценностей, свойственных определенному типу культуры.

В качестве основного условия  развития субъектности выступает организация  жизни человека в формах, соответствующих  возрасту и типу культуры, что и  создает предпосылки возникновения  ответчивости социокультурным образцам и становления социокультурной рефлексии.

Для каждого этапа развития субъектности в онтогенезе характерны свои особые формы ее существования: ответчивости, рефлексии и выбора, а также особые формы средств (текстов) ее становления, специфичных для каждого возраста и определяемых спецификой соответствующей субкультуры.

 Этапы развития субъектности  в условиях ее становления  в формах детской субкультуры15:

- Младенчество: как смутное  различение (выбор) между духовно  «темным» и «светлым», появление  ответчивости любви и заботе со стороны близких, социокультурной рефлексии как переживания, ощущения в себе человека, индивидуальности в ответ такие социокультурные тексты, как имя, колыбельная, игрушка. Формой деятельности является сосредоточение, формой общения - коммунитас как отношения близости и востребованность любви со стороны взрослых, поступок выступает в форме преодоления ограничений биологического и социального развития.

- Ранний возраст: как  обнаружение (рефлексия) своего  Я – индивидуальности, отличной  от других людей и от предметного  мира, появление ответчивости в форме переживания сочувствия (эмпатии) близким и всему, что ребенок одушевляет и одухотворяет. В качестве текстов выступают потешки, игрушки, кумулятивные сказки. В предметно - манипулятивной деятельности как освоении предметного мира, отличающегося от мира людей, и общении коммунитас как любви к близким ребенок актуализирует поступок в форме детских способов проявления сочувствия и сопереживания.

- Дошкольный возраст:  появление и неосознаваемая рефлексия  образа «светлого» (хорошего) как  противоположного «темному» на  основе сказки как особого  социокультурного текста, становление ответчивости социокультурным образцам, представленным в сказке, появление выбора и поступка (выбор действий в соответствии с социокультурными образцами) в условиях игровой деятельности и общения в формах близости (любви, принятия) по отношению к сверстникам и взрослым.

- Младший школьный возраст:  появление и ответчивость ригоричному (нормативному) социокультурному образцу, представленному в художественных текстах, поступках взрослых, школьных требованиях; осуществление поступков в соответствии с социальными нормами и правилами на основе осознаваемой социокультурной рефлексии в контексте творческой продуктивной деятельности и общения коммунитас в форме зарождения отношений сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

- Подростковый возраст:  рефлексия духовно «темного»  и «светлого» в себе и в  мире на основе критического  переосмысления ценностей, обнаружения  смыслов правил и норм, индивидуализация  социокультурных образцов, ответчивость «разрыву», противоречию между требованиями обыденной жизни, нормами и ценностями, появление поступка как осознанного выбора, соотносимого с индивидуализированными социокультурными образцами и противостоящего формальной нормативности. Исследовательская деятельность по отношению к предметному и социальному миру и общение коммунитас как дружба со сверстниками и взрослыми как равными партнерами.

- Юность: появление рефлексии  - трансцендирования, обнаружение духовного «Я», ответчивость социокультурным образцам как мерам человеческого в человеке, представленным в различных социокультурных текстах (философских, художественных, поступках других людей), появление поступка как осознанного и ответственного социокультурного выбора. Актуализация деятельности в форме созерцания, общения коммунитас в форме любви и дружбы со сверстниками, направленных на поиски смыслов жизни, социокультурного самоопределения.

- В молодости начинается (и постоянно воспроизводится)  реализация в поступке обретенной  субъектности, проявляющейся в выборе  жизненного пути (домостроительстве,  авторстве собственной жизни)  как движении к адекватной  себе форме духовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Основные факторы развития субъектности человека

2.1. Факторы развития  субъектности в раннем детстве

 

Человеческая жизнь начинается с кризиса рождения. Особенность  кризиса начала жизни человека состоит, помимо всего прочего, в возможности  самой жизни. И хотя фатальный  исход рождения в современных  условиях явление достаточно редкое, роды представляют собой физически  тяжелое испытание для матери и ребенка. Роды, особенно длительные и осложненные, весьма утомительны, как для матери, так и для  младенца. Подтверждением этого является продолжительный сон ребенка  в первые недели после рождения. О трудности начального периода жизни ребенка свидетельствуют также поиски в медицинской практике путей родовспоможения и сглаживания кризиса рождения16.

В первые дни после рождения жизнь ребенка представляет своеобразное переходное состояние от внутриутробного к внеутробному существованию. Основное время суток ребенок проводит во сне. Когда новорожденный не спит, он легко впадает в раздражение. Перед кормлением он почти всегда беспокоен и раздражен. Сразу после кормления и между кормлениями он также может раскричаться. В то же время ребенок может совершенно внезапно успокоиться. Быстрые перемены настроения сохраняются и в последующие периоды жизни младенца.

Для ребенка в первые недели жизни совершенно нормально вздрагивать и вскрикивать при внезапных изменениях положения или же воздействии на него. Подобные реакции обычно наблюдаются в ответ на резкие звуки, яркий свет, толчки кроватки или коляски, на быстрые изменения положения.

Постоянный приток новых  раздражителей через анализаторы  составляет необходимое условие  нормального созревания мозга. Если ребенок попадает в условия "сенсорной  изоляции" (отсутствие достаточного количества внешних впечатлений), его  развитие резко замедляется.

Информация о работе Основные факторы развития субъектности человека