Основы психологии познавательной деятельности (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 16:12, лекция

Краткое описание

Способности. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей.
Ощущение. Нейрофизиологические механизмы. Ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности отдельных видов ощущений.
Восприятие. Нейрофизиологические основы восприятия.
Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.
Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач.
Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения.
Память. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти.

Вложенные файлы: 1 файл

Занятие7.docx

— 83.62 Кб (Скачать файл)

По содержанию мыслит. деятельность подразделяется на:

1) практическую; 2) художественную  и 3) научную,

Структурной единицей практического мышления является действие, а коммуникативной единицей — сигнал.

В художественном мышлении соответственно -образ и символ.

В научном мышлении — понятие и знак.

При характеристике индивидуального мышления учитываются такие качества, как систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и др., образующие тип мышления индивида, его интеллектуальные особенности, качества ума.

2)Мыслит. действия- совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.

3)К мыслит. операциямотносятся:

Сравнение- установление сходства и различия между предметами (путем их сравнения, сопоставления). Без сравнения объектов нельзя вычленить их существенные стороны, объединить, синтезировать их по определенному признаку. На основе сравнения делаются обобщения.

Обобщение -свойство мышления и центральная мыслительная операция. Осуществляется на двух уровнях:

- элементарный уровень - соединение  сходных предметов по внешним признакам (генерализация).

- второй, более высокий уровень - выделение существенных общих признаков.

Обобщения основаны на сравнении, на противопоставлении существенного всему случайному, второстепенному. Обобщение возможно лишь благодаря абстракции.

Абстракция - выделение в объекте существенных в каком-либо отношении сторон.(от лат.- отвлечение).

Конкретизация - познание целостного объекта во всех существенных его взаимосвязях.Это теоретическое воспроизведение целостного объекта.

Классификация - группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Систематизация— группировка предметов с выделением более мелких подгрупп, видов и разрядов, выделение частей в целом, установление взаимоотношений между отдельными частями.

Все мыслит. операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез — это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа).

Продукт мыслительных действий - определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.

4) Формальные структуры мыслей  называются формами мышления. Различаются 3 формы мышления - суждение, умозаключение и понятие.

Суждение- определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении.

В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания. В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как его рассудочная деятельность.

Суждения могут быть истинными или ложными, т.е. противоречащими действительности.

Субъект суждения - предмет, о котором что-либо утверждается или отрицается

Предикат -то, что утверждается или отрицается.

Основную информацию несет в себе предикат суждения. Так, в суждении «закон не имеет обратной силы» предикатом является «не имеет обратной силы»;

Если истинность суждения вызывает сомнение, мышление приобретает форму рассуждения. Суждение специально обосновывается ранее проверенными фактами, закономерностями, системой умозаключений.

Умозаключение -вывод нового суждения_из других_суждений; это получение_нового_знания_из имеющихся знаний.

Вывод из частных суждений называется индуктивным умозаключением (на основании того, что все известные нам случаи преступления сохраняли какие-либо следы преступления, мы делаем общий вывод: преступление не совершается бесследно). Умозаключение от общего положения к частному случаю называется дедуктивным (например, исходя из вышеприведенного общего положения, мы, встречаясь с конкретным случаем преступления, делаем вывод, что и в этом случае обязательно должны быть следы преступления). Оба вида умозаключений взаимосвязаны: индукция проверяется дедукцией, а дедукция основывается на ранее осущественной индукции.

Различают также умозаключение по аналогии — умозаключения от одних частных случаев к другим частным случаям (этот вид умозаключения используется в следственной практике, когда та или иная версия выдвигается по аналогии с другим сходным случаем). Однако, оно само по себе не дает достоверного знания и требует проверки.

Понятие- форма мышления, в которой отражаются существенные свойства предметов или явлений. В каждом понятии различаются объем и содержание. Объем - это совокупность всех объектов, входящих в данное понятие. Содержание - это знание об этих предметах.

В зависимости от стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются:

-алгоритмическое мышление ориентировано  на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач;

-дискурсивное (от лат. рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений;

-эвристическое мышление - это продуктивное  мышление, состоящее в решении нестандартных задач;

-творческое мышление - мышление, дающее  принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Виды мышления:

Генетически самый ранний вид мышления - практически-действенное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами. На основе практически-действенного, манипуляционно-го мышления возникаетнаглядно-образное мышление. Основным средством его реализации является уже не практическое действие, а умственный (псих.) образ.

Высшей ступенью развития мышления является отвлеченное абстрактное мышление в форме понятий и рассуждений (установление причин явления при помощи умозаключения).

Мышление отдельных взрослых людей также можно разделить на преимущественно образный (художественный),абстрактный (теоретический) и смешанный виды. Но в различной деятельности, обычно, у одного и того же человека на передний план выступает тот или иной вид мышления (бытовые дела требуют наглядно-действенного или образного мышления, а беседа на научную тему — теоретического мышления).

Общие закономерности мышления.

Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания, в целях разрешения какой-то проблемы на основе анализа и синтеза и имеет своим результатом новое обобщение.

Таким образом: проблемность, анализ-синтез_и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления.

Мышление возникает в связи с необходимостью решения проблемы; условием его возникновения являетсяпроблемная ситуация — обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефицитом исходной информации, возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта — путем изыскания необходимых познавательных стратегий.

Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но находится в определенном отношении к тому, что дано.

Взаимодействие анализа и синтеза.На них основаны все ступени мыслительного процесса. Всякий поиск ответа на вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслит.и операциями являются абстракция и обобщение).

Анализ -выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение существенного от несущественного.

(выделение следов, которые имеют  доказательственное значение). Результаты  анализа объединяются, синтезируются.

Синтез- объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними.

Основным механизмом мышления является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами.

Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли. Процесс познания начинается с первичного синтеза- восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом целом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа.

Анализ — вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом проявляются такие закономерности как:

- селективность - способность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя перебор всех возможных вариантов. Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры.

-рефлексивность -критическая самооценка субъектом хода своего мышления. Контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой.

При анализе событий возникает особая разновидность аналит. мышления – антиципация - предвидение возможных результатов определенных действий. Способность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления.

Обобщенность мышления.Цель мышление - познание существенных свойств объекта, с целью получения знания. Существенное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К решению конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила. В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего.

Структура мыслит. деятельности при решении нестандартных задач Мыслит.деятельности - процесс постановки и решения нестан-х задач.

Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач имеет определенную структуру, она совершается в виде последовательного ряда этапов:

Первый - четкая речевая формулировка задачи, определение данных условий и основного требования (вопроса) задачи.

Условия задачи - это ее исходные данные. Требование задачи — это положение, которое надо доказать или к которому надо прийти. Успешное решение зависит от правильного осознания ее основного вопроса. При этом нередко допускаются две типичные ошибки:

1) задача осознается чрезмерно  обобщенно, без учета ее своеобразных особенностей, (начиная расследование преступления определенной категории, следователь иногда может не обратить внимания на специф.особенности условий совершения данного преступления);

2)неосознанно предполагается такое  условие, которого в данной задаче  не содержится (если предложить  испытуемым построить четыре  треугольника из шести спичек, то эту задачу обычно не  могут решить, так как пытаются  построить треугольники в одной  плоскости, хотя это и не является условием задачи).

Второй - анализ_условий задачи и выдвижение предположений о возможных путях ее решения.

Действия с условиями творческой задачи осущ.в гипотетическом, предполагаемом направлении, в плане выдвижения гипотез, применительно к следственным задачам -версий.

Гипотеза - основанное на ряде фактов предположение об определенной причине явлений, связи между ними.

Гипотеза — это выработка общей стратегии решения задачи.

Гипотеза имеет вероятный характер и требует, проверки, доказательства; после этого она становится достоверным знанием или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат.

Можно выделить основные правила выдвижения гипотезы:

1)она должна совмещаться со  всеми относящимися к ней фактами;

2)для объяснения фактов следует  выдвигать возможно меньшее количество гипотез с большей связью между ними;

3)из ряда противостоящих друг  другу гипотез предпочтительнее  та, которая более единообразно  объясняет серию фактов. Для объяснения отдельных фактов возможно выдвижение рабочих гипотез;

4)противоречащие друг другу  гипотезы не могут быть истинными;

5)гипотеза должна быть основана  на имеющихся теорет. знаниях.

Версии подразделяются на: 1) общие; 2) частные; 3) рабочие.

Общая - это предположение следователя о событии преступления, его юр. квалификации и виновности опр. лица.

Частная - это предположение об отд-х обстоятельствах события.

Рабочая - это предположение о некотором вспомогательном обстоятельстве, не имеющем уголовно-процессуального значения (о марке оружия, о местонахождении опр. лица, документа.

По уровню проблемности следственные версии могут быть разделены на поисковые и проверочные, а по их месту в следственном процессе на первоначальные и завершающие.

Выдвижение версии -это процесс мыслит. деятельности, основанный на применении знаний об объективных взаимоотношениях и связях между предметами и явлениями. Так, знание синильной кислоте позволяет сделать заключение об инсценировке самоубийства, если труп находится в ванне, а кислота в отдаленной комнате.

Информация о работе Основы психологии познавательной деятельности (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание)