Основы психологии познавательной деятельности (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 16:12, лекция

Краткое описание

Способности. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей.
Ощущение. Нейрофизиологические механизмы. Ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности отдельных видов ощущений.
Восприятие. Нейрофизиологические основы восприятия.
Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.
Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач.
Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения.
Память. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти.

Вложенные файлы: 1 файл

Занятие7.docx

— 83.62 Кб (Скачать файл)

Следственная версия является вероятностной моделью причин и обстоятельств преступления. Модель - это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая объект исследования, замещает его таким образом, чтобы получить информацию об этом объекте.

Познавательная роль следственной версиисостоит: 1) в схематизации моделируемого события; 2) в систематизации фактов в определенном направлении; 3) в определении направления поиска недостающей информации.

Третий - проверка гипотезы. Проверка гипотезы осуществляется путем практических действий и умозаключений.

Основная цель проверки версии -выявить наличие или отсутствие вытекающих из данной версии следствий.

Процесс решения задачи - это процесс получения недостающих данных путем осуществления различных следственных действий: след. осмотра, допроса, следственного эксперимента, обыска и др.

На четвертом, заключительном этапе решения задачи происходит сопоставление полученных результатов с исходными условиями, их согласование означает возникновение достоверной информационно-логической модели обстоятельств, а несовпадение ведет к выдвижению новых гипотез, новых познавательных задач.

Следственная интуиция -быстрое неосознанное решение задачи при недостаточности исходных данных. Быстрота решения задачи подготовлена долголетним опытом, глубокими познаниями, отработанностью познавательных действий, доведенных до автоматизма.

Но любая интуитивная догадка имеет вероятностный характер и в следственной практике должна подвергаться тщательной проверке.

 

6.Воображение. Нейрофизиологические  основы воображения. Виды воображения.

Воображение неразрывно связано с памятью и_мышлением, оно является видом псих. деятельности, возникшим в результате труда.

Воображение - образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее (прошлое экстраполируется, проецируется в будущее) и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность. Воображаемая цель регулирует всю деятельность человека.

Воображение неразрывно связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, с ее потребностями, интересами, способностями, типом памяти и мышления, знаниями и навыками.

Значительного развития воображения требует деятельность следователя. Без развитого воображения невозможно ни выдвижение версий, ни осуществление мысленного эксперимента, ни оценка прошедших событий. Воображение обслуживает вероятностное мышление -основной механизм творческого решения нестандартных задач.

Нейрофизиологической основой воображения являетсяобразование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальной систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций.

Принимая то или иное решение, человек осуществляет афферентный синтез, т.е. вычленяет из данной обстановки и из своей памяти все то, что содействует формированию образа будущего результата действия.

Воображение связано с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физ. действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания и т.д.

Воображение основано на аналитико-синтетической деятельности мозга. Вычленяя отдельные элементы действительности для создания воображаемого образа, человек осуществляет аналитическую деятельность, а объединяя их в новых образах – синтетическую.

Виды воображения:произвольное(преднамеренное, целенаправленное использование человеком элементов опыта и реконструкция их в новых образах) и непроизвольно (возникающее помимо воли человека, непреднамеренно).

В результате произвольного воображения создаются литературные образы, новые модели различных предметов и т. д.

Непроизвольное воображение возникает в связи с теми или иными восприятиями (глядя на облако непроизвольно можно вообразить различные фигуры. Слушая показания свидетелей, следователь может образно представить соответствующую ситуацию).

В зависимости от степени оригинальности образов воображение делится на воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение формирует новые образы-представления. Оно дает возможность познать то, что непосредственно не воспринимается в данный момент.

На основе воссоздающего воображения формируется ожидание наступающих событий и соответствующее отношение к ним, реконструируются события по их описаниям (так, читая описание морского дна, мы представляем картину морского дна; рассматривая схему места происшествия, мы представляем реальную местность).

Творческое воображение создает совершенно новые, оригинальные образы. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы.

Существенным критерием творческого воображения является социальная ценность его результатов.

Творческое воображение называется фантазией, когда в новом образе отдельные элементы находятся в необычных, иногда в нереальных сочетаниях (образы трехголовых чудовищ). Образы фантазии могут быть простыми и более сложными. Простейшей формой синтезирования новых образов воображения является агглютинация - механическое нереальное объединение частей или свойств различных несовместимых предметов (образы русалок, кентавров и т.п.). Соединяя несоединимое в образах фантазии, люди иногда ставят перед собой перспективные цели (так, соединяя образ лодки и автомобиля, люди создали амфибию и т.д.).

Одним из видов простого творческого воображения является воображение по аналогии. Так, многие орудия труда (клещи, грабли и т.п.) созданы по аналогии с рукой человека.

Сложным видом творческого воображения является гиперболизация - преувеличение предметов, их качеств, количества их элементов (гиперболизация силы человека в былинных образах).

Наиболее высоким уровнем творческого синтеза является типизация- воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов.

Процесс воображения характеризует активность психики человека. Воображение как «заместитель» активной деят-ти , не приводящий к выполнению определенной программы действия. Эта форма воображения называется пассивным воображением. Так, мечта - создание образов желаемого - может быть активной и пассивной.

В следственной практике постоянно возникает необходимость реконструкции, мысленного воссоздания прошедших событий по отдельным сохранившимся их следам, последствиям.

Основная психологическая задача расследования (и мастерство следователя) состоит в изыскании способов получения недостающей информации.

 

7.Память. Нейрофизиологические  основы памяти. Классификация явлений  памяти.

Память- псих. отражение результатов прошлого взаимодействия человека с действительностью и использованием их в последующей деятельности; это совокупность псих. моделей действительности, построенных в результате опыта данного индивидуума.

Память -это интегративный псих. процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. Информация сортируется мозгом по принципу ее значимости для деятельности.

Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическаяпамять - в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая память нацелена на категориальные структуры. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.

Нейрофизиологические основы памяти Физиологическим механизмом памяти является образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Им соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание.

Установлено, что необходимо определенное время (от 15 с до 30 мин) для того, чтобы вновь образуемые следы консолидировались. Свежие следы, которые возникли в результате непосредственных впечатлений, фиксируются не мгновенно, а в течение определенного времени, которое необходимо для биохимических процессов.

Воздействие на нервную клетку вызывает соответствующее изменение рибонуклеиновой кислоты (РНК). Указанное изменение создает возможность отвечать на тот раздражитель, который в свое время вызывал это изменение. Эта способность РНК резонировать на данные воздействия, не отвечая на другие, и составляет биохимич. механизм памяти.

Классификация явлений памяти и их краткая характеристика

I.В завис-ти от целенаправленности процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение) делятся на 2 формы:

-непроизвольную (непреднамеренную)

-произвольную (преднамеренную).

II.В завис-ти от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых участков мозга различ. виды памяти:

1) образную; 2) логическую и 3) эмоциональную.

Образная память - представления - классифицируется по видам анализаторов (зрительная, слуховая, осязательная, двигательная).

III.Системы памяти. В любом виде деятельности осуществляются все процессы памяти, но различные уровни деятельности связаны с функционированием механизмов — систем памяти.

Различаются 4-е взаимосвязанные системы памяти: 1. Иконическая память - непосредственный отпечаток сенсорного воздействия. 2. Кратковременная память. 3. Оперативная память. 4. Долговременная.

Иконическаяпамять - это сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий действительности на очень краткий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с консолидацией следов и быстро исчезают. Она обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений.

Кратковременная память-это фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Время ее функционирования непродолжительно (от нескольких_секунд до нескольких-минут). Объем кратковременной памяти ограничен 5-7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковр.памяти из них может извлекаться дополнит. информация.

Оперативная память-избирательное сохранение и актуализация той информации, которая необходима только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность ее ограничивается временем соответствующей деятельности. (помним условие задачи, которую решаем).

Долговременная память-запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации связан .с вероятностной оценкой его будущей применимости.

Объем памяти зависит от релевантности информации, т.е. от того, какой смысл она имеет для данного индивида.

В зависимости от индив.-типол-х особенностей различаются типы памяти. Они определяются последующим качествам, встречающимся в различных комбинациях: 1) объем и точность запоминания; 2) скорость; 3) прочность; 4) ведущая роль анализатора (зрительной, слуховой или двигательной памяти); 5) особенности взаимодействия первой и второй сигн-х систем (образный, логический и средний типы).

Существенной индивидуальной особенностью памяти является направленность на запоминание определенного материала. (плохая память на имена людей, но очень точная на эконом. материал)

Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие всегда стремятся использовать логические средства.

В зависимости от способа запоминания и воспроизведения:

-непосредственную (прямую)

-опосредствованную_(косвенную) память.

Косвенное - это запоминание и воспроизведение путем по ассоциациям. Различаются 3 вида ассоциаций:

1.Ассоциация по_смежности. Это вид связи без переработки информации (встреча с человеком, с которым познакомились в другом городе может вызвать воспоминания об этом городе).

2.Ассоциации по контрасту. Это связь двух противоположных яввлений (например, встретив низкорослого человека, можно вспомнить очень высокого человека и_т.д.).

3.Ассоциации по сходству (например, слушая игру одного музыканта, можно вспомнить другого исполнителя).

Закономерности процессов памяти. Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти.

1. Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

-сильные и значимые физические  раздражители (выстрел, яркий свет);

-то, что вызывает повышенную  ориентировочную деятельность (прекращение  или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);

-раздражители, наиболее значимые  для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы);

-раздражители, имеющие особую эмоциональную  окраску;

- то, что более всего связано  с потребностями данного человека;

-то, что является объектом активной  деятельности.

(условия задачи, которую мы долго решаем, непроизвольно и прочно запоминаются).

2.Условиями успешного произвольного запоминания являются:

-уяснение значимости и смысла  воспринимаемого;

-установление логической взаимосвязи между его элементами;

-составление плана текста, выделение опорных слов;

- схематизация материала.

Особенно прочно запоминается тот материал, который является объектом активной умственной деятельности,подвергается логической переработке, обобщению, систематизации и т.п. Запоминание становится более успешным при установлении ассоциаций. Облегчают запоминание схемы, таблицы.

Когда материал не поддается логической обработке, используются специальные мнемические приемы - создаются искусственные ассоциации (прием для запоминания последовательности цветов спектра- Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны).

Произвольное запоминание может быть и механическим, но по своему объему оно довольно ограниченно. (3-4 изолированных объекта (при одномоментном их восприятии)). Если испытуемому дается ряд и 10 слогов, то первые и последние запоминаются легче, а средние хуже, так как первые не испытывают проактивное торможение, а последние ретроактивное. Средние испытывают и то и другое. Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется «фактором края».

Информация о работе Основы психологии познавательной деятельности (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание)