Основы психологии познавательной деятельности (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 16:12, лекция

Краткое описание

Способности. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей.
Ощущение. Нейрофизиологические механизмы. Ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности отдельных видов ощущений.
Восприятие. Нейрофизиологические основы восприятия.
Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.
Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач.
Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения.
Память. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти.

Вложенные файлы: 1 файл

Занятие7.docx

— 83.62 Кб (Скачать файл)

Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части.

4.Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дом мы воспринимаем и интерпретируем как дом вне зависимости от частных признаков данного конкретного дома). Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением отношений между элементами воспринимаемого объекта. В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднительно, затрудняется и восприятие предмета в целом.

5.Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного количества предметов и явлений мы выделяем некоторые из них. Это зависит от направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов. (при осмотре места происшествия следователь выделяет прежде всего следы преступника, вещ. доказательства).

Избирательность восприятия - преимущественное выделение объекта из фона.Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном (ваза на черном фоне или 2 профиля на белом).

Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение.

6.Апперцепция (от лат. восприятие) - зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности, в соответствии с которой человек избирательно воспринимает различные стороны предметов. Апперцепция бываетличностной и ситуативной.

Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь.

7.Константность восприятия(от лат. постоянный)-это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия - освещенности, расстояния, угла зрения.

При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.

Аконстантность- зрительные иллюзии (искажения). Они вызываются физ., физиолог. и психич.причинами.

Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (люди, автомобили кажутся нам неестественно уменьшенными).

Особенности восприятия пространства и времени

Восприятие пространствасостоит из восприятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов и их движения.

Восприятие формы-сложный процесс зрительного восприятия конфигурации объекта, в котором большое значение имеют быстрые, скачкообразные движения глаз: они как бы ощупывают предмет.

При восприятии плоскостной формы большую роль играет отчетливое различение очертаний предмета, его контура. При восприятии объемной формы существенную роль играет глубинное зрение.

При восприятии формы предмета существенно его взаимодействие с фоном. Фон дает информацию о ситуации восприятия, обеспечивает константность восприятия. В ситуациях равнозначности объекта и фона возникает эффектдвойственной фигуры. При этом происходит периодическое колебание внимания — возникает его флуктуация.

Рельеф и объемность предметов, глубина пространства воспринимаются за счет того, что изображение объекта возникает на несовпадающих (диспаратных) точках сетчатки двух глаз; при этом не происходит полного совпадения изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате возникает стереоскопический эффект.

Удаленность предметов воспринимается также за счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика, взаиморасположения зрительных осей.

Изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности предметов называется аккомодацией. Аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения зрительных осей. Но определение глубины пространства ограничено порогом глубинного зрения (=5).

Расстояние, с которого опознаются объекты, называется пространственным порогом различения.

Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается благодаря перемещению их изображения на сетчатке глаза. Для восприятия движения существенное значение имеет также движение головы, парное движение глаз

Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называется глазомером. Различают статический и динамический глазомеры:

-статический глазомер - определение размеров неподвижных предметов с учетом их удаленности;

-динамический глазомер - способность определять соотношение между движущимися объектами.

Существуют значительные индивидуальные особенности глазомера. Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза.

Осязание -один из основных источников наших пространственных представлений. Ощупывающие движения рук воспроизводят контур, объем, рельеф и фактуру предмета.

Различаются пассивное и активное осязание:

-пассивное осязание формирует осязательный образ контура предмета при его перемещении на покоящейся руке;

-активное осязание характеризуется активным ощупыванием объекта;

-бимануальное осязание - осязание двумя руками - оптимизирует стратегию восприятия.

Восприятие времени- отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Временные отношения отражаются посредством:

-хронометрии - отсчета времени, измеряемого при помощи равномерного движения объектов (стрелки часов);

-хронологии - отражения времени в соответствии с общими для всех событиями (времена года, исторические события);

-хроногнозии - субъективного времени (субъективного переживания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности).

При оценке временных интервалов и продолжительности событий следует учитывать особенности субъективного восприятия времени.

Длительность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также ведет к преувеличению интервала времени, а медленный — к преуменьшению. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длительным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных — переоценивается.

Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия – его избирательную направленность, полноту и точность.

Синтетический тип восприятия характеризуется большей целостностью и эмоциональностью. Обладателианалитического типа проявляют большую склонность к выделению и объяснению отдельных сторон объекта. Наиболее распространен средний аналитико-синтетический тип восприятия.

Людям с недостаточным развитием дифференцировочной деятельности свойственны неполнота и неточностьвосприятия. Значительное влияние на восприятие оказывает подверженность личности косным стереотипам.

Неполнота опыта и знаний обусловливает фрагментарность восприятия, его недостаточную осмысленность и целостность. Воспринимая предметы и явления, человек оценивает их.

2.Как объект восприятия человек  отличается особой социальной  значимостью. При восприятии нового  для себя человека субъект  выделяет в нем те особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры.

На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др. Отдельные черты его лица выделяются также избирательно.

Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с ним.

Восприятие человека человеком подвержено определенным социально сформированным стереотипам, эталонам, меркам.

Оценки и чувства людей при их восприятии друг другом многогранны. Но в основном они подразделяются наконъюнктивные - объединяющие и на дизъюнктивные - разъединяющие. Дизъюнктивные чувства вызываются тем, что осуждается в данной среде.

3. Восприятие речи. С физической  точки зрения речь — это  комбинация звуков, изменяющаяся по высоте и интенсивности. Максимальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При интенсивности речи в 10 дБ звуки речи не воспринимаются в виде связанных слов.

Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты.

Человек различает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена.

Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за говорящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.

Оптимальный темп речи - 70 слов в минуту, верхний предел- 120 слов в минуту. Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова.

Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фразы. Однообразие звуковых частот, длительные паузы, так же как и отсутствие пауз, затрудняют восприятие речи.

Учет закономерностей восприятия в следственной практике.

При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные факты от субъективных наслоений, необходимо:

-выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорол. условия). Следует учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество предметов, расстояние между ними, их размеры.

-правильно установить время совершения расследуемого события, его длительность и последовательность.

-учесть особенности восприятия  человека человеком. В зависимости  от того, какое значение люди  придают различным особенностям  личности, они по-разному относятся  друг к другу, испытывают различные чувства и при даче показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

При производстве предъявление для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфическим признакам (не менее 3х). При предъявлении для опознания необходимо учитывать объективные и субъективные условий.

К объективным относятся физические условия первоначального восприятия объекта (освещение, ракурс, расстояние).

К субъективным факторам опознания относится псих. состояние человека в момент наблюдения объекта и в момент его опознания (испуг, отвращение, нервозность и т.д.), а также псих. свойства человека (развитость того или иного вида памяти, восприятия, способности к соотнесениям, группировке признаков).

При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что первая сигнальная система (непосредственное впечатление человека) зависит от второй сигнальной системы (слова).

Для квалифицированного ведения допроса следователю необходимы некоторые сведения о восприятии речи человека.

Человек различает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена.

Наблюдательность следователя - это форма восприятия вещ. док, место происшествия, производит допрос и очную ставку или следственный эксперимент с целью решения вопроса.

Наблюдательность не врожденное качество, она вырабатывается практикой, упражнениями. Следователю полезно специально упражняться в следующем:

1)в сравнении и сопоставлении  сходных предметов;

2)в быстром восприятии наибольшего  количества особенностей предмета;

3) в обнаружении ничтожных, малозаметных  изменений в объектах;

4) в выделении существенного  с точки зрения цели наблюдения.

 

5.Мышление. Классификация  явлений мышления. Закономерности  мышления. Структура мыслительной  деятельности при решении нестандартных  задач.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности.Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений -такова сущность человеческого мышления.

Механизмом мышления человека является внутренняя речь.

Между понятиями «язык» и «речь» существует такое же отношение, как между понятиями «общественное сознание» и «индивидуальное сознание». В языке проявляется общественное сознание, в речи — индивидуальное.

Речь - индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков. Мысль формируется посредством ее речевого формулирования. Сформулировать мысль — значит объективизировать ее, облечь в обобщенные языковые значения. Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения).

Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов. Отношение речи к мышлению — отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления — законами всеобщих взаимосвязей.

Классификация явлений мышления:

1)Мыслит. деятельность-система мыслительных действий,направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслит. действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы.

Информация о работе Основы психологии познавательной деятельности (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание)