Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 16:12, лекция
Способности. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей.
Ощущение. Нейрофизиологические механизмы. Ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности отдельных видов ощущений.
Восприятие. Нейрофизиологические основы восприятия.
Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.
Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач.
Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения.
Память. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти.
Проактивнымторможением -торможение
со стороны предшествующих элементов. Ретроактивное-
При переходе от запоминания одного материала к запоминанию другого необходимо делать перерывы (минимум на 15 мин), которые предотвращают отрицательную индукцию ретроактивного торможения.
Для расширения объема механической произвольной памяти важно придавать воспринимаемому материалу определенную структуру, группировать его. Ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011 легче запомнить если сгруппировать его в виде двузначных чисел: 10 01 11 ...В виде четырехзначных чисел еще легче: 1001 1101 0111 ООП. Укрупнение элементов в группы уменьшает количество тех элементов, которые вызывают про- и ретроактивное торможение.
Осмысленнаяпроизвольная память, основанная на установлении смысловых связей.(топор-дрова, право-преступность)
Запоминание большого по объему логического материала сопровождается следующими действиями:
1)материал разделяется на смысловые части;
2)устанавливается структура каждой части, отношения между ее элементами, кратко формулируется содержание;
3)устанавливается логическая последовательность всех частей. Эта последовательность формулируется в виде системы опорных слов. (текст доклада: введение, значимость проблемы, два факта, вывод).
Основной критерий запоминания- воспроизведение.
Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, называется припоминанием.
Воспроизведение, связанное с временной и пространственной локализацией прошедших событий, называетсявоспоминанием.
Воспроизводимые образы предметов, явлений наз. представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.). Так, у художников обычно развиты зрительные представления, у музыкантов — слуховые, а у танцоров — двигательные.
Наряду с запоминанием, сохранением, воспроизведением процессом памяти является и забывание. Физиологич. основой этого процесса является торможение временных нервных связей (но они только угасают, а не исчезают полностью).
Процесс забывания протекает неравномерно. Наиболее интенсивно забывание осуществляется в первое время после запоминания, а затем оно несколько замедляется (эта закономерность, изображенная графически, наз.кривой Эббингауза).
Забывание - целесообразный процесс, если оно касается того материала, который не имеет существенного значения.