Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:39, курсовая работа
Цель исследования: анализ и обобщение основных подходов к особенностям адаптации первоклассников к школьным условиям.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к школьным условиям.
Предмет исследования – психологические особенности процесса адаптации первоклассников к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие теоретические задачи:
1. Раскрыть характеристику основных подходов к феномену социально-психологической адаптации.
2. Охарактеризовать объективные и субъективные факторы адаптации к обучению в школе.
3. Рассмотреть уровни адаптации к школе, формы дезадаптации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1 Феномен социально-психологической адаптации: характеристика основных подходов 6
1.2 Объективные и субъективные факторы адаптации к обучению в школе 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 16
ГЛАВА 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 17
2.1 Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации 17
2.2 Формально-динамические особенности первоклассников, определяющие успешность адаптационного процесса 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ОГЛАВЛЕНИЕ
Проблема адаптации школьников к обучению в школе в современных условиях приобретает все большую остроту. Усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи негативным образом сказываются на процессах социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды. В последние годы исследователи данной проблемы констатируют интенсивное увеличение числа детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к социальным условиям. Нередко источником нарушения адаптации является школа – высокие учебные нагрузки, возрастающие требования к социальному статусу школьника. Необходимость поиска и внедрения эффективных средств, педагогических технологий, развивающих адекватные адаптивные возможности, обеспечивающие успешную адаптацию детей к обучению в школе определили актуальность нашего исследования.
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребёнка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что «кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребёнка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов» [15, с.355]. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников ещё не устойчива, сопротивляемость утомляемости низкая. В целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.
Социальная и учебная адаптация младших школьников находятся в центре внимания многих наук: педагогики (Ш.А. Амонашвили, Г.А. Белова, Е.Д. Гранкина, Е.А. Кудрявцева, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург и др.), психологии (И.А. Агафонова, М.Р. Битянова, Г.А. Дорофеева, М.Е. Зеленова, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.В. Петровский и др.), медицины (Г.В. Бородкина, С.М. Громбах, Л.А. Жданова, О.Ю. Кочерова, А.А. Солнцев и др.), физиологии (М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская и др.) и др. Причины нарушений адаптации, типы дезадаптивного поведения, пути профилактики и коррекции дезадаптации школьников исследовали Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Н.В. Вострокнутов, Ж.М. Грозман, Р.В. Овчарова, А.Ю. Потанина, В.Г. Степанов и др. Несмотря на то, что адаптация младших школьников широко изучается представителями разных наук, среди ученых до сих пор нет единого мнения о ее сущности, содержании, механизмах и критериях успешности.
Актуальной является задача охраны здоровья школьников, профилактики возникновения и развития школьной тревожности и дезадаптации. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети, у которых имеются какие либо проблемы, различного рода трудности, как в обучении так и в личностной сфере.
Цель исследования: анализ и обобщение основных подходов к особенностям адаптации первоклассников к школьным условиям.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к школьным условиям.
Предмет исследования – психологические особенности процесса адаптации первоклассников к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие теоретические задачи:
1. Раскрыть характеристику основных подходов к феномену социально-психологической адаптации.
2. Охарактеризовать объективные и субъективные факторы адаптации к обучению в школе.
3. Рассмотреть уровни адаптации к школе, формы дезадаптации.
4. Выделить формально-динамические особенности первоклассников, определяющие успешность адаптационного процесса первоклассников.
Методологическую основу исследования составляют положения о социальной детерминации формирования личности; организации деятельности, связи деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн); теории социализации и социальной адаптации школьников (М.Р. Битянова, А.В. Мудрик, А.В. Петровский).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Научная новизна полученных результатов.
Результаты исследования позволят углубить и расширить имеющиеся теоретические представления о процессе адаптации первоклассников к обучению в школе, уточнить факторы, влияющие не этот процесс, включая влияние формально-динамических особенностей личности.
Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). В последние годы все более активно вопросы адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург и др.).
Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.
Адаптация – это состояние равновесия, развившееся после нейтрализации стрессогенного воздействия. Это понятие включает в себя приспособление организма к условиям окружающей среды, и его результат.
А.А. Реан выделяет четыре вида адаптации человека: биологическую, физиологическую, психологическую, социальную. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет [24].
Рассмотрим проблему адаптации в философии.
Необихевиористический подход:
Социальная адаптация - процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. В функциональном отношении цель адаптации зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов, или от способа достижения значимых целей. Речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида.
Интеракционисттический подход:
Указывает на различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Здесь просматривается идея, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям
Психоаналитический подход
Адаптация трактуется как результат, выражающийся в гомеостатическом равновесии индивида с требованиями среды, и его содержание описывается формулой: конфликт—тревога—защитные реакции (L. Berkowitz, E. Erikson, Z. Freud)
Близкий к этому поход реализуется в концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье [33].
Адаптация, по Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Эго. Г. Гартманн отмечает, что многие проблемы, связанные с развитием характера, таланта, «интересов Эго», выбора методов защиты в определенных ситуациях и т.п. не могут быть решены лишь в терминах инстинктов и конфликтов.
Гуманистический подход (G. Allport, A. Maslow, C. Rogers, V. Frank).
В качестве цели адаптации рассматривается достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом предполагается развитие у адаптирующегося индивида определенных личностных качеств. Критикуется понимание адаптации в рамках гомеостатической модели. Процесс адаптации в данном подходе описывается формулой: конфликт—фрустрация—акты приспособления.
Когнитивный подход (L.Festinger,1957; R.Lasarus,1966).
Адаптация есть процесс оптимального взаимодействия индивида со средой. Формула та же: конфликт—угроза—реакция приспособления. Однако содержание иное. При столкновении с противоречащей установкам информацией возникает рассогласование между содержанием установки и реальностью (когнитивный диссонанс). Это переживается как состояние дискомфорта (угроза), которое стимулирует к поиску возможностей снятия (уменьшения) когнитивного диссонанса.
Адаптация личности в социальной группе (коллективе — микросреде) представляет собой ее самоопределение, обеспечение прочности «врастания» человека в данную группу (коллектив). В процессе коллективной деятельности и общения человек утверждает свою индивидуальность и вместе с тем, в известной мере, интегрируется с группой [36, с.298].
Внутриличностная адаптация предполагает стремление личности достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции, ее самооценки с позицией других индивидуумов. Неадаптированность личности может привести к возникновению конфликтных ситуаций [36, с. 299].
А.В. Дмитриев отмечает, что социальная неадекватность может быть результатом определенного несоответствия уровня притязаний как уровню объективных возможностей группы (ближайшего окружения), так и субъективным данным, индивидуальным способностям личности [5, с. 106].
Социально-психологическим содержанием социальной адаптации являются сближение целей и ценностных ориентаций среды и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, осознание социального статуса и связанного с ним ролевого поведения. В зависимости от того, как взаимодействует личность со средой, различают три типа адаптационного процесса:
1. преобладает активное
воздействие индивида на
2. пассивное, конформное вхождение в группу;
3. активное воздействие среды на индивида [14, с.12-13].
Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля должна быть направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровнях их социальной адаптации.
Социальной адаптации мешает и экономическое состояние современного общества. Согласно классическому определению, как подчеркивает Т.В. Лодкина, аномия представляет собой результат конфликта или рассогласования между «культурной» и «социальной» структурами, выражающийся, прежде всего, в невозможности достичь «определяемых культурой целей» нормальными, законными, установленными обществом, средствами, и побуждении к поиску иных — девиантных — способов удовлетворения потребностей [16, с. 17].
Целесообразно различать социальные и психологические средства реализации социальной адаптации.
Составной частью социальной
адаптации является социально-психологическая
адаптация, которая характеризует состояни
Социально-психологическая адаптация, включает комплекс показателей, представленных в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Показатели социально-психологической адаптации (Радугин, 2001)
Возможность |
выполнять социальные функции успешно строить отношения с коллективом, семьей |
Способность |
к продуктивному обучению и труду к самообслуживанию к полноценному отдыху |
Адекватность |
в восприятии окружающей действительности в восприятии самого себя в отношениях с окружающими |
Соответствие |
между целями, действиями
и реально достижимыми между самооценкой и оценкой окружающих |
Изменчивость поведения |
в соответствии с требованиями ситуации в соответствии с ролевыми ожиданиями |
Социально-психологическая дезадаптация рассматривается большинством авторов (Б.Н.Алмазов,1991; С.А.Беличева,1994; Т.Г.Дичев,1976; С.Раттер,1987) как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное "несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям. В процессе социально-психологической адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ "Я", рефлексия, "Я-концепция", оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социально-психологической адаптации к социуму, успешность ее протекания.
Информация о работе Особенности адаптации первоклассников к школьным условиям (к школе)