Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:39, курсовая работа
Цель исследования: анализ и обобщение основных подходов к особенностям адаптации первоклассников к школьным условиям.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к школьным условиям.
Предмет исследования – психологические особенности процесса адаптации первоклассников к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие теоретические задачи:
1. Раскрыть характеристику основных подходов к феномену социально-психологической адаптации.
2. Охарактеризовать объективные и субъективные факторы адаптации к обучению в школе.
3. Рассмотреть уровни адаптации к школе, формы дезадаптации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1 Феномен социально-психологической адаптации: характеристика основных подходов 6
1.2 Объективные и субъективные факторы адаптации к обучению в школе 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 16
ГЛАВА 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 17
2.1 Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации 17
2.2 Формально-динамические особенности первоклассников, определяющие успешность адаптационного процесса 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
М.М. Безруких указывает, что для медлительных детей характерна слабость и инертность нервных процессов, то есть это ярко выраженные флегматики. Поэтому для них характерна низкая скорость работы. Для такого ребенка характерен низкий темп деятельности. Подгонять, торопить таких детей не только бесполезно, но и вредно [цит. по 27, с.345].
Таким образом, темперамент
выступает значимым фактором, обуславливающим
успеешность адаптации школьник
Результатом нарушения процесса адаптации может быть школьная дезадаптация, которая рассматривается как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или невозможным. Школьная дезадаптация проявляется в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий.
К группе субъективных факторов, определяющих успешность адаптации относятся состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. В качестве важного фактора адаптации первоклассников исследователи отмечают формально-динамические и содержательные свойства психики, включая характер и темперамент.
Результаты теоретического анализа проблемы адаптации школьников к обучению в школе позволяют сделать следующие выводы:
1. Адаптации младших школьников - это процесс активного освоения ими социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде. Процесс адаптация в младшем школьном возрасте определяется сменой социальной ситуации развития, поступлением ребенка в школу. Сущность адаптации заключается в обеспечении процесса развития личности. Выделяют две группы факторов адаптации младших школьников – объективные и субъективные. К первой группе относят факторы окружающей младших школьников среды, ко второй – факторы, связанные с их биологическими и психологическими особенностями.
2. Результатом нарушения
процесса адаптации может быть
школьная дезадаптация, которая
рассматривается как
К формам школьной дезадаптации относятся неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности, неспособность произвольно управлять своим поведением, неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержкой развития), слабым типом нервной системы, школьный невроз или «фобия школы» - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы».
В качестве субъективных факторов адаптации, которые необходимо рассматривать в единстве с объективными, выделяют формально-динамические и содержательные особенности личности, такие как характер и темперамент.
В практическом аспекте важно изучить влияние индивидуальных особенностей психики на процесс адаптации к условиям школьного обучения.
1. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. Под ред. Хрипковой А.Г.- М., 1982.
2. Акимова, Г. Е. словарь справочник для неравнодушных родителей Г.Е. Акимова. – СПб.: Ид «Весь», 2001. – 352 с.
3. Александровский, Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. - М.: Медицина, 1976.
4. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, «Деловая книга» /Г.С. Абрамова. - М., Издательский центр «Академия», 1995.
5. Андрущенко, Т.Д. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса / Т. Д. Андрушенко // Семейная психология и семейная терапия. - № 3 - 1998.
6. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко // Психологический журнал. – 1997. - № 2. С. 34-38.
7. Аракелов, Ю. Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Ю.Н. Аракелов, Н. Шишкова // Вестник МГУ. - Сер. Психология. - 1998. - № 1.
8. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – М.: ПЕРСЭ, 2001. – 160 с.
9. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика. Проблемы психологической адаптации /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М.: Просвещение, 1996.
10. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева. - М.: Совершенство, 1998.
11. Болотова, Т.Е. Как помочь себе и своему ребенку. – СПб.: «Издательство Союз», 2000 / Болотова, Т.Е. – 160 с.
12. Выготский, Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский // Собр. Соч.: в 6т. – М., 1984. Т.4
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Выготский, Л.С. - М., 1997.
14. Гатальская, Г.В. В школу – с радостью. – 2-е изд., перераб. и доп. / Г.В. Гатальская, А.В. Крыленко. – Мн.: Амалфея, 2000. – 272 с.
15. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: «Академия», 1999. – 464 с.
16. Диагностика и коррекция
психического развития
17. Диагностика школьной
дезадаптации. Научно-методическое
пособие для учителей
18. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: «Издательство Союз», 2000 / Захаров, А.И. – 448 с.
19. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха / А.И. Захаров. - СПб., 1995.
20. Каган, В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – 1984. № 4.
21. Ковалева, Л.М. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе /Л.М. Ковалева, Н.Н. Тарасенко // Начальная школа. - № 7. - 1996.
22. Кочубей, Б. Лики и маски тревоги / Б. Кочубей, Е. Новикова // Воспитание школьника. – 1990. - № 6. С. 34-41.
23. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- М., Медицина, 1983.
24. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: Генезис, 2000. – 192 с.
25. Новикова, Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника / Е.В. Новикова, Б.И Кочубей. – М., 1998.
26. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 1996. 240 с.
27. Практическая психология
образования: Учебник для
28. Практическая психодиагностика.
Методики и тесты. Учебное
29. Прихожан, А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. Кн. Для учащихся / А.М. Прихожан. - М.: Просвещение, 1994- 191с.
30. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский - М., 1978.
31. Петровский, А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. - № 4. - С. 15-30.
32. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – М.,1997.
33. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд., испр. и доп. - М.:: Политиздат, 1990. - 494 с.
34. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов./ Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Международная педагогическая Академия, 1995. - 222 с.
35. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Просвещение, 1991.
36. Савина Е. Тревожные дети / Е. Савина // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4. - С. 11-14.
37. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин, Минск; Харвест, 1997 - 800 с.
Информация о работе Особенности адаптации первоклассников к школьным условиям (к школе)