Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:53, курсовая работа
Цель работы - выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (натюрморт).
Объектом исследования является – восприятие детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является - методы и способы характеристики особенностей восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (натюрморт).
В ходе написания курсовой работы необходимо решить следующие поставленные задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- подобрать методики для диагностирования детей старшего дошкольного возраста по проблеме исследования;
- выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста натюрморта;
Введение ..........................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы проблемы восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного
возраста.............................................................................................................7
Сущность и характеристика основных понятий по
проблеме ............................................................................................7
1.2. Психологические предпосылки развития восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного
возраста..............................................................................................10
Натюрморт как средство развития восприятия у детей
старшего дошкольного возраста......................................................15
Выводы по I главе............................................................................................19
Глава II. Особенности восприятия детьми старшего
дошкольного возраста натюрморта как произведения
живописи..........................................................................................................20
2.1. Цель, задачи, содержание констатирующего эксперимента,
процедура и методика исследования.............................................20
Выводы по II главе...........................................................................................26
Заключение.......................................................................................................28
Список использованных источников.....................
Пейзаж—это художественный образ природы или города, т. е. эстетически осмысленное их изображение, как бы пропущенное через личное восприятие художника. Следовательно, пейзаж—не случайно попавший в поле зрения живописца уголок природы или города, а всегда сознательно выбранный мотив—единичное явление природы, которое имеет свой характер, обусловленный точкой зрения, освещением и погодой, определенное состояние природы, которое наиболее импонирует художнику, наиболее соответствует его настроению. Поэтому пейзажи столь разнообразны по содержанию, столь разные чувства они вызывают у зрителя.
Пейзажист способен не только передать состояние природы, не только выразить через него свое настроение, но и воссоздать дух своей эпохи.
Натюрморт. В буквальном переводе с французского слово «натюрморт» означает «мертвая натура». Но это название, конечно, условно, так как далеко не определяет всей сути и многообразия данного жанра. Натюрморт включает в себя изображения всего богатства природного мира и мира вещей, окружающих человека. Это и то, что создано природой, — растения, цветы, снедь (овощи, битая дичь, рыба, фрукты), и то, что сделано человеком, — предметы домашней обстановки, орудия труда, книги, посуда, ткани и т.д.
При воспроизведении вещественного мира сказывается личное отношение к нему живописца. С одной стороны, объективная сущность вещи, выражаемая в ее форме, цвете, фактуре; с другой — индивидуальность художника, воспринимающего эту вещь. Обе эти стороны — объективная и субъективная — неразрывно переплетаются. Известный художник К. Петров-Водкин, прекрасный мастер жанра натюрморта, определил его так: «Натюрморт — это одна из острых бесед живописца с натурой».
В натюрморте художник выражает не только собственное отношение к окружающему миру, но и свое понимание прекрасного. Через картины этого жанра мы можем понять духовный мир их авторов [15, с.76].
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств (Маклаков А.Г.). Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности. Как и любой познавательный процесс, восприятие имеет определенные свойства. Таковыми свойствами являются: целостность; константность; структурность; осмысленность; избирательность. Восприятие классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное. В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований - эмоциональное восприятие относится к восприятию искусства [15]. Определимся со спецификой восприятия старшими дошкольниками живописи, рассмотрим некоторые психические особенности их развития, которые в конечном итоге создают возможность приобщения детей к искусству.
Какие психические особенности старших дошкольников создают предпосылки для ознакомления их с живописью?
Прежде чем начать разговор о том, какова же специфика понимания старшими дошкольниками живописи, рассмотрим некоторые психические особенности их развития, которые в конечном итоге создают возможность приобщения детей к искусству.
В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания картины [27, с.6].
Существенно меняются образные память и воображение: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными. Развитие словесно-смысловой логической памяти влияет на изменение процесса воображения. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется преднамеренное воображение, т. е. ребенок может строить и воплощать свой замысел. Своеобразие развития памяти и воображения способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.
На основе имеющегося у детей наглядно-действенного мышления формируются наглядно-образные его формы. Благодаря этому дошкольники пошлют связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи, т. е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем.
Развитое образное мышление создает предпосылки для формирования логического мышления, определенных понятий. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать правильные логические суждения и делать относительно верные выводы. При установлении различных связей между предметами и явлениями ребенок легко выделяет функциональные связи (назначение, использование предметов), значительно труднее раскрывает пространственные и временные отношения (в смысловом их значении). Однако при целенаправленной педагогической работе он с успехом преодолевает эти трудности.
Высокий познавательный уровень старших дошкольников обусловливает формирование у детей эстетического оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть в нем прекрасное или безобразное. У ребенка постелен- О но развиваются эстетические представления и чувства, на основе которых формируется творческое воображение самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивной, игровой, речевой и др.). Но не только эстетические чувства и отношения проявляются у детей в старшем дошкольном возрасте. У них совершенствуются и моральные чувства, которые с взрослением приобретают социальный характер[27, с.7].
Старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чем рассказал художник в своей картине.
Однако понять замысел
Дети способны определить нравственную ценность содержания картины: «Картина рассказывает о дружбе в семье, учит доброте» (о картине «Семья», художник Г. П. Сорогин). Но им сложнее уяснить нравственную ценность портретного, жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями развития — невысокий уровень аналитико-синтетической деятельности.
Понимание дошкольником характера изображенного человека, его психического состояния достигается лишь при активном целенаправленном, эмоциональном руководстве воспитателя процессом восприятия. Рассматривая вместе с детьми портрет «Девочка с куклой» (художник В. А. Тропинин), дети обратили внимание на то, что на картине изображена добрая девочка - она бережно прижимает руками куклу. У ребят возрастает интерес к содержанию картины.
Понимание художественных образов в произведении вызывает у детей сильные чувства, проявляющиеся в сопереживании с героями произведения. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника.
При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее знания детей об окружающей действительности, тем сильнее чувства. Детей волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины, отражающие актуальные события современности.
В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности — цвете, композиции, линии,
светотени и т. д. Они правильно воспринимают выразительные средства - как форму передачи содержания произведения, его настроения. Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произведении. Однако дети шестого года жизни способны воспринимать цвет и как средство для раскрытия основной мысли содержания, через цвет оценивают эстетические достоинства картины.
Кроме цвета, дети легко воспринимают мимику лица, понимают это средство как выражение настроения произведения в целом, так и выражение нравственных взаимоотношений между изображенными людьми. В лицах прежде рассматривают губы, затем глаза и в последнюю очередь (не без помощи педагога) брови.
Труднее детям дается выделение композиционного построения картины. Они легко выделяют композиционный центр (если вопрос воспитателя поставлен точно и правильно), но затрудняются отвечать на вопрос, почему художник расположил в картине людей именно таким образом, что он хотел этим подчеркнуть.
В дальнейшем ими определяются разные способы композиционного решения, однако устанавливать зависимость между композицией и основной идеей произведения дети еще не могут, они нуждаются в помощи воспитателя, который учит их всматриваться в картину. Если содержание произведения вызывает у ребят интерес, то они самостоятельно начинают внимательно рассматривать картину, делать интересные для себя открытия [27, с.9].
Воспринимать самостоятельно ритм, линию, светотень в произведении жи- вописи старшие дошкольники вначале не могут, это умение формируется в систе- матической работе по ознакомлению с живописью. При рассматривании подлинников картин в музее дети обращают внимание на различную технику письма: «Мазки здесь грубые, толстые, а здесь их почти не видно, они мелкие»,— определяют ребята. Они пытаются догадаться, почему художник именно так написал свое произведение. Встреча с подлинным искусством в музее оказывает на дошкольников более сильное эмоциональное воздействие, чем репродукции, пробуждает у них интерес к живописи.
Овладев умением выделять средства выразительности в жанровой живописи, старшие дошкольники легко переносят его на другие живописные жанры. Рассматривая, например, портрет, самостоятельно приходят к выводу, что в портрете люди написаны иначе: «В жанровой живописи всегда много людей и они в движении, а в портретах — неподвижные, думающие» — такие ответы можно слышать от детей [27, с.10].
Особенности развития психических процессов у дошкольников и специфика восприятия ими изобразительного искусства обусловили постановку задач по ознакомлению их с живописью, о которых речь пойдет в следующей главе, на примере натюрморта.
Натюрморт - первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования психологов, обязательно нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.
Для детей дошкольного возраста характерна малая детализированность восприятий и их большая эмоциональная насыщенность. Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произведении. В частности, в живописи при работе над натюрмортом не рассматривается сам феномен цвета, основные свойства, возможности, влияние и воздействие цвета на раскрытие общего колористического состояния натуры, целостность и эмоциональная выразительность цветового решения [20].
Вначале дети объясняют свое восприятие
к натюрморту лишь одним словом - нравится.
Им бывает трудно объяснить, почему понравилось
то или иное произведение. Отвечают на
вопрос односложно, в их ответах отсутствуют
эпитеты, образные сравнения, метафоры.
Мотивы выбора понравившейся картины
чаще отвлеченные или обусловлены личным
опытом. Но в результате работы отмечаются
два вида восприятия. Первый - эмоционально-личностный,
для которого характерны личные мотивы,
собственные интерпретации, связанные
с опытом ребенка, его эмоциями и интересом.
Второй - это когда старший дошкольник
проявляет эстетическое отношение к произведению
искусства, дает оценку содержания, нравственно-эстетических
отношений изображенного на картине. Опыт
работы показывает, что старшие дошкольники
выделяют познавательную, эстетическую
и нравственную ценность содержания картины.
Понимание художественных образов в произведении
вызывает у детей чувства, проявляющиеся
в сопереживании с героями произведения.
Оценивая содержание картины, они изменяют
собственное поведение в соответствии
с идеалами художника.
При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, видеть ритмичность в картине. В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности - цвете, композиции, линии, светотени. Они правильно воспринимают выразительные средства - как форму передачи содержания произведения, его настроения. Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произведении. Труднее детям дается выделение композиционного построения картины. Дети усваивают, что композиционный центр можно выделить цветом, величиной, формой устанавливать зависимость между композицией и основной идеей произведения дети еще не могут, они нуждаются в помощи воспитателя, который учит их всматриваться в картину.