Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:53, курсовая работа
Цель работы - выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (натюрморт).
Объектом исследования является – восприятие детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является - методы и способы характеристики особенностей восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (натюрморт).
В ходе написания курсовой работы необходимо решить следующие поставленные задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- подобрать методики для диагностирования детей старшего дошкольного возраста по проблеме исследования;
- выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста натюрморта;
Введение ..........................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы проблемы восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного
возраста.............................................................................................................7
Сущность и характеристика основных понятий по
проблеме ............................................................................................7
1.2. Психологические предпосылки развития восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного
возраста..............................................................................................10
Натюрморт как средство развития восприятия у детей
старшего дошкольного возраста......................................................15
Выводы по I главе............................................................................................19
Глава II. Особенности восприятия детьми старшего
дошкольного возраста натюрморта как произведения
живописи..........................................................................................................20
2.1. Цель, задачи, содержание констатирующего эксперимента,
процедура и методика исследования.............................................20
Выводы по II главе...........................................................................................26
Заключение.......................................................................................................28
Список использованных источников.....................
Предварительная работа. Наблюдения за природой весной: за небом, снегом, деревьями, за первыми цветами - мать-и-мачехой, подснежниками; наблюдения за распусканием почек на ветках вербы, ольхи, тополя – рассматривание и обследование. Рассматривание репродукций о весне, иллюстраций в книгах, беседы об увиденном. Составление альбома «Весна пришла»; рисование цветными карандашами весенних цветов в вазе. Разучивание стихотворений о весне поэтов: Блока А., Токмаковой И., С. Маршака, Плещеева А., Майкова А., Никитина И.; о вербе – Фета А., Коринеца Ю., Акима Я., Белявской О.; о подснежниках – Берестова В., Фирсова В., Прокофьева А., Майкова А., Яхима А., Ладонщикова Г., Соловьева П.; чтение рассказов о весне, первых цветах; загадывание загадок; разучивание песен. Использование дидактических игр: «Мозаика. Дары осени», «Жанр натюрморт», «Из чего состоит натюрморт», «Составь натюрморт».
Материал: бумага альбомного формата, акварель, кисти – № 2, 4, 5, клеенки на столы, фартучки, палитры, банки с водой; картина Аксеновой К.Е. «Весточки весны», иллюстративный материал «Весенние цветы», грамзаписи: Чайковский П.И. «Времена года» и сочинения из «Детского альбома».
Продолжение приложение 7
Методические приемы: рассказ воспитателя о картине, беседа с детьми, вопросы к детям – ответы детей; художественное слово. Обсуждение замысла будущей картины с детьми, с каждым из них; объяснения, указания, советы; рассматривание иллюстраций, картины, включение грамзаписей, анализ детских работ, игровая ситуация.
Ход занятия. Вводная часть.
- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну весенних цветов. Но для того, чтобы попасть в эту сказочную страну нам необходимо получить цветочные билетики. Рассмотрите их и положите в свои кармашки, они нам сегодня еще пригодятся. Все готовы к путешествию? Тогда вперед, запевай весеннюю песню (Краснова А. «Весна»).
- Вот идем мы с вами, идем и, что же мы видим? Перед нами возникло препятствие. Посмотрите, что вы видите? (на столе лежит альбом «Весна пришла»).
- А как называется этот альбом? Давайте его пролистаем. Ребята, а о чем этот альбом? А какая вам страничка больше всего понравилась? Почему?
- Теперь, пройдя первое испытание, отправляемся дальше в сказочную страну. Наконец мы подошли к воротам страны весенних цветов.
- Кто же нас встречает? Это страж сказочной страны – весенний цветок. Давайте, ребята, с ним поздороваемся. Здравствуйте!
- Здравствуйте, ребята! Сейчас я загадаю вам загадку, отгадав её, вы узнаете, как меня зовут. Слушайте внимательно:
На проталинке лесной
Огонек горит весной.
Огонек несмелый,
Как снежинка белый.
Кто я?
Вы Подснежник!
- Да, я весенний цветок Подснежник, я страж сказочной страны. Если вы не выполните мои три наитруднейших задания, не бывать вам в нашей стране.
Продолжение приложение 7
- Мы с ребятами не боимся трудностей. Мы выполним ваши задания. Назовите их! Первое мое задание такое: нужно прочитать два стихотворения про меня, про подснежник (дети читают стихи).
- Да, с первым заданием вы справились. Молодцы! Второе мое задание сложное, ответственное и очень интересное. Давайте поиграем в игру «Цветы». Готовы? Встаньте все в круг и повторяйте за мною.
Раз, два, три, выросли цветы!
К солнцу потянулись –
Высоко.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал,
Стебелечки качал.
Влево качнулись,
Низко пригнулись.
Вправо нагнулись,
Низко пригнулись.
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут,
Всем нам радость несут.
- Молодцы, справились и с этим заданием. А теперь третье задание: нужно назвать цветы, которые нарисованы на ваших билетиках.
- Какие вы все умники и умницы, ребята. Со всеми моими заданиями справились!
- Проходите, пожалуйста, в нашу сказочную страну весенних цветов.
Основная часть.
- Наконец, ребята, мы находимся в сказочной стране весенних цветов. Оглянитесь вокруг, что вы видите?
Продолжение приложение 7
- Здесь очень много красивых картин с изображением цветов. Давайте подойдем к ним поближе и рассмотрим их.
- Какой цветок здесь изображен? Какого он цвета? Что вы про него знаете? Какой он? (дети подходят ко всем картинам).
- А сейчас мы с вами подошли к самой главной картине этой сказочной страны. Она называется «Весточки весны» и нарисовала её я, Аксенова Ксения Евгеньевна. А кто из вас, ребята, знает стихотворение с таким же названием? Прочитайте его, пожалуйста.
Стоит верба на окне,
Распустила почки.
Отражаются в воде
Первые листочки.
Мать-и-мачеха лежит
На окошке рядом.
Словно девочка одна
Букетик составляет.
Дует, дует ветерок,
Шторки раздувает,
Весточки весны
Тихонечко качает.
- Спасибо, молодец!
- А какое время года изображено на этой картине? Почему так решили?
- А что изображено за окном? Какого цвета небо?
- А что изображено в центре картины?
- Да, правильно, ребята. В центре картины я изобразила вазу с веточками дерева и лежащие цветы.
- А как я изобразила вазу с ветками? Какая ваза? Какие я использовала цвета? А что еще есть в вазе?
Продолжение приложение 7
- Ветки, какого дерева стоят в вазе? Что есть на ветках вербы? (распустившиеся почки) А какого они цвета? Какого цвета сами веточки?
- Что еще я изобразила в своей картине? А как эти цветы называются? Опишите их: какие они, какого они цвета?
- На чем стоит ваза с веточками вербы и лежит мать-и-мачеха?
- А что еще вы видите на этой картине? (открытое окно и шторы).
- А какого цвета шторы? Какие они? (светлые, воздушные, розовые).
- Да, правильно, ребята. На этой картине изображено открытое окно. Теплый весенний ветерок легко качает шторы. Они легкие, воздушные, струящиеся. На окне стоит ваза с веточками вербы. Ваза прозрачная, стеклянная, сквозь неё видны веточки, которые стоят в чистой, прозрачной водичке. Веточки вербы необычные. Сами веточки коричневого цвета, но если приглядеться, то увидишь, какие они разноцветные. То тут, то там видны красноватые, желтоватые, зеленоватые оттенки коричневого цвета. А какие на веточках почки-лапки! Загляденье! Они пушистые, так и хочется погладить, прикоснуться к ним. Они тоже разноцветные и необычные. На окошке лежат первые весенние цветочки – мать-и-мачеха. Они приветливо раскрыли свои желтенькие, яркие корзиночки-цветочки, будто приглашают весну: «Приходи скорей!» На заднем плане изображена старая деревенька с церквушкой. Кое-где еще лежит снег, но скоро он растает, и покажется зеленая травка. Небо – чистое, голубое, прозрачное, высокое. Вся картина наполнена весенней свежестью и нежностью. Я назвала её «Весточки весны». Нравится ли вам, ребята, это название? Почему, расскажите.
- Посмотрите, ребята, что здесь такое лежит? Это письмо от жителей сказочной страны весенних цветов. Они просят вас нарисовать им красивые рисунки.
- А что же мы им нарисуем? Подумайте. Алиса, что ты нарисуешь в подарок жителям этой сказочной страны? А ты, Дима?
- Перед вами лежат акварельные краски, листы бумаги и мягкие послушные кисточки. С их помощью давайте попробуем нарисовать необычайно красивые
Продолжение приложение 7
весенние цветочки в подарок жителям сказочной страны (дети рисуют, играет музыка).
Заключительная часть.
Кто все уже нарисовал, кладет свои рисунки на цветочный, сказочный ковер. Страж Подснежник посмотрит на ваши рисунки и скажет: понравятся ли они жителям страны – весенним цветочкам.
- Да, эти рисунки понравятся моим друзьям, весенним цветам, ведь это их настоящие портреты. Я их им передам. Какие вы, ребята, сегодня были молодцы! Такие чудесные работы нарисовали! За это вам полагаются маленькие подарочки-сувениры.
- Давайте попрощаемся с жителями сказочной страны, а также с Подснежником, поблагодарим его за чудесное путешествие и подарки и пойдем домой, в наш любимый детский сад. (Идем обратно, поем песню.)
- Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? А что понравилось больше всего?
- Большое спасибо вам за такое увлекательное, необычное путешествие и за очень красивые рисунки. Вы все молодцы!
Схема этого конспекта может быть использована и для других занятий по рассматриванию остальных натюрмортов.