Особенности восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (натюрморт).
Объектом исследования является – восприятие детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является - методы и способы характеристики особенностей восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (натюрморт).
В ходе написания курсовой работы необходимо решить следующие поставленные задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- подобрать методики для диагностирования детей старшего дошкольного возраста по проблеме исследования;
- выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста натюрморта;

Содержание

Введение ..........................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы проблемы восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного
возраста.............................................................................................................7
Сущность и характеристика основных понятий по
проблеме ............................................................................................7
1.2. Психологические предпосылки развития восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного
возраста..............................................................................................10
Натюрморт как средство развития восприятия у детей
старшего дошкольного возраста......................................................15
Выводы по I главе............................................................................................19
Глава II. Особенности восприятия детьми старшего
дошкольного возраста натюрморта как произведения
живописи..........................................................................................................20
2.1. Цель, задачи, содержание констатирующего эксперимента,
процедура и методика исследования.............................................20
Выводы по II главе...........................................................................................26
Заключение.......................................................................................................28
Список использованных источников.....................

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА о живописи.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Рег.№__________                              

 

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Педагогический институт

Кафедра педагогики и психологии дошкольного образования

 

 

Специальность:  050707 Педагогика и методика дошкольного образования

Квалификация: Методист-организатор дошкольного образования                       

Форма обучения: заочная

 

 

                                 Береговая Елена Сергеевна

 

 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                (НА ПРИМЕРЕ НАТЮРМОРТА)

 

Курсовая работа по психологии

                                                                          

 

 

 

Научный руководитель:

Середкина Наталья Дмитриевна,

ст. преп.

                                             Рецензент: ……………………………

…………………………………………

 

 

 

 

 

Работа  допущена к защите________________            (дата)

Заведующий кафедрой____________________     (подпись)

Защищена на «____________      »    «___»__________ 2011г.

 

 

Иркутск,  2011г.

Содержание

 

Введение ..........................................................................................................3

Глава I. Теоретические основы проблемы восприятия

произведений живописи у детей старшего дошкольного  

возраста.............................................................................................................7

    1. Сущность и характеристика основных понятий по

проблеме ............................................................................................7

     1.2.    Психологические предпосылки развития восприятия

               произведений живописи у детей старшего дошкольного

               возраста..............................................................................................10

    1. Натюрморт как средство развития восприятия у детей

          старшего дошкольного возраста......................................................15

Выводы по I главе............................................................................................19

Глава II. Особенности восприятия детьми старшего

дошкольного возраста натюрморта как  произведения

живописи..........................................................................................................20

       2.1.   Цель, задачи, содержание констатирующего эксперимента,

                процедура и методика исследования.............................................20

Выводы по II главе...........................................................................................26

Заключение.......................................................................................................28

Список использованных источников............................................................ 30

Приложение......................................................................................................33

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, он способен тонко чувствовать живопись. Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.[27, с. 4]

Старший дошкольный возраст - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса. Эльконин Д.Б. подчеркивал что «процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс». Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка. Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Л.С. Выготского. Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро, и что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно[23, с.58].

 Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор. Споры о том, какой признак предмета является основным для его восприятия, продолжаются среди психологов и при обсуждении особенностей чувственного познания предметов детьми дошкольного возраста. В противоположность заявлениям Г.Фолькельта и других ученых о том, что ребенок до 7 лет «удивительно слеп к форме», советские исследователи не только показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии дошкольника, но и вскрыли некоторые условия, которые позволяют понять сложность соотношения формы и цвета, изображенного на картине. Так при изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цвет является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения.

Структура восприятия, его механизмы с психофизиологической стороны, а также ключевые положения психологии и физиологии зрительного восприятия отражены в трудах ученых: В.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.М., А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, С.П. Рубинштейна, Б.М. Теплова.

Цель работы - выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (натюрморт).

Объектом исследования является – восприятие детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является - методы и способы характеристики особенностей восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (натюрморт).

В ходе написания курсовой работы необходимо решить следующие поставленные задачи:

- изучить литературу по проблеме исследования;

          - подобрать методики для диагностирования детей старшего дошкольного возраста по проблеме исследования;

        - выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста натюрморта;  

        - распределить детей по уровню развития восприятия живописи;                     

          - выявить и содержательно проанализировать способы описания живописи, отражающие индивидуальные особенности ее восприятия, а также структуру устойчивых отношений между ними;

- интерпретировать полученные результаты исследования.

Методы исследования: проведен анализ научной и методической литературы над проблемой исследования, программ и научно-воспитательной документации; описательный метод обозначил четкое представление об избранном предмете изучения, последовательности описания; эмпирический метод позволил сделать выводы и разработать рекомендации по исследуемой проблеме в ходе целенаправленного наблюдения за процессом развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования заключена в рассмотрении возможности детей воспринимать в художественной картине не только ее предметно-сюжетное содержание, но и образно-художественный смысл, способности эстетического восприятия натюрморта. Существуют устойчивые различия в восприятии дошкольником живописи, проявляющиеся в свободных описаниях живописных произведений. Особенности восприятия произведений живописи определяются в большей мере индивидуально-психологическими особенностями детей, чем особенностями самих произведений.

Методологическая основа исследования:

Исследования отечественных  авторов об особенностях восприятия искусства дошкольниками убедительно доказывают о необходимости активно направлять внимание ребенка при восприятии произведений искусства, учить его наблюдать и выделять выразительные средства. (Ветлугина Н.А., Ковальская Е.Г., Леонтьев А.Н., Репина Т.А., Теплов Б.М.)

Психолого-педагогические работы о восприятии дошкольниками  картин освещают в основном вопросы понимания ребенком содержания картины. (Волков Н.Н., Люблинская А.А., Овсепян Г.Т., Рубинтштейн С.Л.)

Что касается эстетического восприятия детьми натюрморта, число таких исследований невелико. Между тем, по наблюдениям ряда авторов, дети дошкольного возраста способны эстетически воспринимать натюрморт (Вершинина Н.А., Езикеева В.А., Лепилов, Савушкина М.Е.)

 Другие высказывают мнение, что натюрморт для такого восприятия труден (Бакушинский А.В., Каркадиновская И.Б.) [15, с. 86]

Практическая значимость работы. Выводы и практические рекомендации, данные в работе, могут быть использованы в работе воспитателями детских дошкольных учреждений, а также при написании методических разработок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы восприятия

произведений живописи у детей старшего дошкольного

возраста

    1. Сущность и характеристика основных понятий            по проблеме

      Проработав достаточное количество литературы по теме изучения психических процессов, можно привести несколько вариантов определения понятия «восприятие»:

Восприятие – это процесс, связанный по своему происхождению с внешним практическим действием (А.В. Запорожец). Причем это практическое действие не исчерпывается движением глаз или пальцев по воспринимаемому предмету. Человек совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые служат формой практической проверки зрительного (или другого) образа, возникающего на основе непосредственного воздействия предмета на соответствующий орган чувств.[5, с.43]

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [18, с.200].

Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [7, с.31].

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями [12, с.86].

Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [6, с.135].

         Восприятие художественного произведения – сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему (Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, А.В. Запорожец и др.).

         А.В. Запорожец отмечал: “… эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях” [5, с.71].

        Сведя все  определения в одно, можно сделать  вывод, что:

Восприятие – это результат  деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

       Рассмотрим вид изобразительного искусства живопись:

      Живопись изображает окружающий нас мир посредством воспроизведения на плоскости цветными материалами его зримых форм и явлений.

В основе построения живописного произведения в целом и отдельных его элементов лежит рисунок [15, с.72].

      Станковая  живопись, в зависимости от того, что изображает, делится на жанры: исторический, батальный, бытовой (картины сюжетно-тематические, где есть рассказ, действие), портретный (или просто портрет), показывающий человека, пейзажный (пейзаж), натюрморт, изображающий предметный мир, сказочный (герои былин, фольклора).

      Сюжетная картина — наиболее сложный вид живописного искусства. Чаще всего она изображает не одного, а нескольких персонажей, находящихся в определенных отношениях, связанных между собой каким-то событием, действием. Сюжетно-тематическая картина рассказывает зрителю, что происходит с героями в данный момент, в каком они состоянии, какие чувства ими владеют. События могут развертываться в природе или в помещении. Следовательно, художник, пишущий сюжетную картину, должен уметь не только изображать человека, его фигуру, лицо, душевное состояние, но и пейзаж, и окружающий предметный мир [15, с.73].       

        Портрет – человек, его внешний облик, занимаемое им положение в обществе, его занятия, увлечения, духовный мир и психический склад — тема портретиста. Но каждому художнику, в силу его творческой индивидуальности, человек раскрывается не во всех перечисленных аспектах, а лишь в нескольких или в каком-либо одном, наиболее характерном. Иногда автор ставит перед собой определенную задачу — показать героя под каким-то одним углом зрения, подчеркнув или его деловые качества, или положение в обществе, или обнажить его духовный мир [15, с.74].       

Информация о работе Особенности восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста