Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:53, курсовая работа
Цель работы - выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (натюрморт).
Объектом исследования является – восприятие детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является - методы и способы характеристики особенностей восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (натюрморт).
В ходе написания курсовой работы необходимо решить следующие поставленные задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- подобрать методики для диагностирования детей старшего дошкольного возраста по проблеме исследования;
- выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста натюрморта;
Введение ..........................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы проблемы восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного
возраста.............................................................................................................7
Сущность и характеристика основных понятий по
проблеме ............................................................................................7
1.2. Психологические предпосылки развития восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного
возраста..............................................................................................10
Натюрморт как средство развития восприятия у детей
старшего дошкольного возраста......................................................15
Выводы по I главе............................................................................................19
Глава II. Особенности восприятия детьми старшего
дошкольного возраста натюрморта как произведения
живописи..........................................................................................................20
2.1. Цель, задачи, содержание констатирующего эксперимента,
процедура и методика исследования.............................................20
Выводы по II главе...........................................................................................26
Заключение.......................................................................................................28
Список использованных источников.....................
Таким образом, отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал). Произведение искусства отличается не только идеей, которая в картине скрыта, но и темой [26, с. 6].
Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям.
Необходимо отметить, что восприятие художественной информации невозможно без эмоционального уподобления; ребенок должен как бы «заразиться» чувствами передающего, пережить их как свои собственные. Кроме того, восприятие художественной информации требует определенной подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным искусством. Художественная картина отличается от дидактической картины. При ее восприятии самое существенное - это понимание художественного образа, замысла, выраженного через единство содержания и выразительных средств живописи, эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на настроение картины, ассоциирование с собственным опытом.
При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде всего, на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту.
Художественные натюрморты доступны эстетическому восприятию детей. Отдельные дети способны воспринимать этот жанр живописи в какой-то мере эстетически, осмысливать и выражать свои эстетические чувства и эмоции. Различают три типа эстетических оценок художественного натюрморта и рассматривают как три уровня их эстетического развития.
На первом, низшем уровне эстетического развития у детей 6-7-летнего возраста отчетливо наблюдается избирательное отношение к «самой красивой картине». Но мотивация выбора носит либо недифференцированный характер, когда ребенок не осознает, что его привлекает в выбранном натюрморте, либо характеризуется чисто житейским отношением к изображенным на открытке предметам. На втором уровне эстетического развития ребенок начинает не только непосредственно воспринимать, но и осознавать те элементарные эстетические качества картины, благодаря которым выбранная открытка становится привлекательной для него. На третьем, самом высоком уровне эстетического развития ребенок оказывается способным в определенной мере уловить внутреннюю сущность художественного произведения.
Дети старшего дошкольного возраста выбирая «самую красивую» художественную открытку, способны руководствоваться при выборе не случайными, а стойкими эстетическими чувствами, вызываемыми яркостью красок, их сочетанием; при этом ребенок надолго сохраняет в памяти воспринятый художественный образ. Значительное влияние на характер чувств ребенка при восприятии натюрморта оказывает стиль художественного изображения. Материалы исследования убеждают, что лаконическая, условная, яркая по колориту художественная картина, близкая по своим художественным особенностям народно-прикладному искусству оказывает более сильное воздействие на детей старшего дошкольного возраста, дольше сохраняется в их памяти, вызывая длительное эстетическое переживание [10, с. 55].
Натюрморту, старшие дошкольники отдают наибольшее предпочтение. В данном возрасте существенно меняются образные память и воображение: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, дифференцированными, связными и системными. Развитие словесно-смысловой логической памяти влияет на изменение процесса воображения. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется преднамеренное воображение, т. е. ребенок может строить и воплощать свой замысел. Своеобразие развития памяти и воображения способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений [14].
Кроме цвета, дети легко воспринимают мимику лица, понимают это средство как выражение настроения произведения в целом, так и выражение нравственных взаимоотношений между изображенными людьми. В лицах, прежде всего, рассматривают губы, затем глаза и в последнюю очередь (не без помощи педагога) брови: «Лица у людей грустные, губы сжаты, невеселые. Плохое настроение - по лицам видно». Труднее детям дается восприятие композиционного построения картины. Они легко выделяют композиционный центр (если вопрос воспитателя поставлен точно и правильно), но затрудняются отвечать на вопрос, почему художник расположил в картине людей именно таким образом, что он хотел этим подчеркнуть.
Таким образом, на основе имеющегося у детей наглядно-действенного мышления формируются наглядно-образные формы. Благодаря этому дошкольники познают и воспринимают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи, т. е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем.
Выводы по I главе
Психологи рассматривают эстетическое восприятие живописи детьми дошкольного возраста как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему миру, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку. Высокий познавательный уровень старших дошкольников обусловливает формирование у детей эстетического оценочного отношения к воспринимаемой картине, умение видеть в нем прекрасное или безобразное. У ребенка постепенно развиваются эстетические представления и чувства, на основе которых формируется творческое воображение самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивной, игровой, речевой).
Восприятие художественных образов в произведении вызывает у детей сильные чувства, проявляющиеся в сопереживании с героями произведения. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника. При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее знания детей об окружающей действительности, тем сильнее чувства.
В ходе работы по ознакомлению
детей с живописью
Глава 2. Особенности восприятия детьми старшего
дошкольного возраста натюрморта как произведения
живописи
Целью эксперимента является разработка методики знакомства с натюрмортом, как средства развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования: - изучить особенности восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста;
- определить особенности
восприятия на основе
- провести работу, направленную
на обогащение художественного
опыта детей путем
- разработать серию занятий, которые могут быть использованы в практической работе.
Исследование проводилось в МДОУ «Айболит» г. Усть-Илимска в июле 2010 года. В эксперименте принимало участие 18 детей старшей группы.
По трактовке психолога Мухиной Е., восприятие сопряжено с развитием способности к его интерпретации. Дети с интересом пытаются осмыслить, что на натюрмортах изображено. Так развивается такое свойство восприятия, как осмысленность. Если сюжет достаточно понятен и близок ребенку, он может подробно о нем рассказать, если же недоступен - он просто перечисляет отдельные фигуры, предметы. При этом проявляются такие свойства восприятия, как избирательность и апперцепция. Избирательность - свойство восприятия выделять и воспринимать только часть каких-либо объектов из окружения, превращая все остальное в этот момент в не воспринимаемый фон. Апперцепция - это зависимость восприятия от личностных особенностей и интересов человека. При интерпретации сюжетных изображений каждый ребенок выделяет, замечает что-то свое. Проанализировав начальное состояние эстетического развития детей в группе, мы наметили план постепенной целенаправленной и дифференцированной работы с учетом индивидуальных особенностей восприятия каждого ребенка, постепенно ведя детей, стоящих на низком уровне восприятия, до более высоких этапов. Однако эстетические эмоции, возникшие под воздействием внешней красивости - яркости красок, ритмичности и так далее, еще не свидетельствовали о глубине эстетического восприятия. Более глубоким эстетическое чувство будет тогда, когда ребенок ответит переживанием не только на прекрасную форму, но и на образно-художественное содержание произведение искусства.
Перед встречей с натюрмортом проведена подготовительная работа по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, проведено знакомство их с теми предметами, которые в дальнейшем представлены в натюрморте. Представляемые овощи или ягоды, дали возможность детям принять участие в их сборе, они их попробовали, рассмотрели; цветы - понюхали, полюбоваться их цветом, формой. Далее использовались сенсорные игры типа «Чего не стало», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек». Нами предполагалось, чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт. Также использовались художественно-развивающие игры и задания на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиции натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды»).
Перед рассмотрением картины нужно вызвать у детей интерес; эмоциональный настрой, атмосферу увлеченности, ожидания чего-то необычного. Первым натюрмортом, показанным детям, была «Клубника» Кончаловского П.П. В предварительной работе мы посмотрели с детьми, как растет клубника, как зреют на солнышке ее ягоды. Собрали немного самых спелых, красных ягод на тарелочку, положили туда сначала несколько зеленых листочков, дали малышам полюбоваться красотой натюрморта, обратив их внимание на сочетание красного, зеленого и белого цвета, понюхали исходящий от ягод аромат. Придя в детский сад, помыли ягоды, рассмотрели их с детьми, полюбовались еще раз красотой ягод и листочков на белой тарелке, а потом дали каждому попробовать их на вкус. В этот же день дети сделали аппликацию из готовых предметных форм (ягоды, листья, тарелочка).
На следующий день предложили детям вспомнить о том, как вчера они собирали клубнику, какая она была спелая, сладкая и душистая, какой был теплый, солнечный день, и как всем было радостно, весело.
В предварительной работе мы также обогащали чувственный опыт детей: составляли с детьми натюрморт из яблок, разложив плоды на столе; рассмотрели, какие они по форме, цвету; предложили детям выполнить аппликацию, нарисовать яблоки; поиграть в разные сенсорные игры («Узнай по запаху фрукты», «Угадай на ощупь», «Чего не стало»). Важно то, что в сенсорном опыте детей были представления о вкусе, запахе, цвете, форме объектов.
Структуру занятия строится следующим образом. Сначала дети рассматривают картину, затем составляют похожий натюрморт из настоящих яблок, после чего воспитатель раздает материал для аппликации, причем в большом цветовом разнообразии, чтобы дети имели возможность выбора похожих по цвету как фона, так и самих яблок. Перед рассматриванием картины включается тихая светлая музыка (см. приложение 1). Дети рассаживаются за столы, перед ними стоит на подставке художественный натюрморт [18, с. 20].
Проведение исследования. Подобрали с учетом возраста ребенка незнакомые ему три репродукции картин трех жанров: сюжетную, пейзаж, натюрморт. Предложили проанализировать репродукции по следующей схеме: выразить особенности смыслового центра (дать ей название и кратко передать содержание); особенности структурного центра (отметить, совпадают ли смысловой и структурный центр); главные и второстепенные предметы, перечислить все; причинные связи между предметами - указать все. Эксперимент проводится индивидуально. Протокол содержит вопросы и инструкцию экспериментатора, время рассматривания репродукций, перечисленные предметы, указания на цвет предметов, на причинно-следственные связи, рассказ по картинке, поведение ребенка (наличие указательных жестов, эмоциональные реакции). Первый этап. Описание картин. Ребенку поочередно показывают репродукции и просят описать их: «Посмотри хорошенько на эту картинку и скажи о том, что здесь нарисовано». В случае затруднений задают наводящие вопросы. Ребенок может водить по картинке пальцем, указывая на предметы, которые он рассматривает.
Второй этап. Эстетическая оценка картины. Перед ребенком раскладывают репродукции картин всех жанров и просят выбрать ту, которая ему больше нравится. Ребенок выбирает картину и объясняет свой выбор.
Третий этап. Эстетическая оценка картины. Ребенку показывают несколько репродукций картин одного жанра, выполненных в различной манере, и просят выбрать ту, которая ему нравится. Последовательно показывают картины всех трех жанров. Выясняют, как стилевые особенности картины влияют на ее эстетическую оценку ребенком, для этого его просят объяснить причину выбора.
Далее обработаем данные и сведем их в таблицу.
Особенности восприятия картины дошкольниками
Имя ребенка |
Сюжет |
| |||||
|
|
Жанр картины |
Целостность описания |
Вычленение деталей |
Понимание настроения |
Эмоциональная реакция на картины |
Изобразительные средства |
Оля З.
Миша Н.
Ирина В.
Витя Г.
Семен Н.
Катя Л.
Лена М.
Лера З.
Света Н.
Костя О. |
Сюжет Пейзаж Натюрморт Сюжет Пейзаж Натюрморт Сюжет Пейзаж Натюрморт Сюжет Пейзаж Натюрморт Сюжет Пейзаж Натюрморт Сюжет Пейзаж Натюрморт Сюжет Пейзаж Натюрморт Сюжет Пейзаж Натюрморт Сюжет Пейзаж Натюрморт Сюжет Пейзаж Натюрморт |
Х
Х
Х Х
Х
Х Х
Х
Х
Х |
Х
Х
Х
Х
Х
Х
|
Х
Х Х
Х
Х Х
Х
Х |
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х |
Х
Х Х
Х Х
Х
|
Х
Х
Х Х
Х
Х Х
Х
Х
Х |