Особенности мотивации учебной деятельности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но, учителя постоянно сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. В связи с этим, основной задачей стоящей перед учителем в средней общеобразовательной школе является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.
Проблема мотивации учения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ...................................................................5

1.1. Общая характеристика мотивации учения в отечественной психологии...............................................................................................................5

1.2. Особенности мотивации учебной деятельности подростков..............................................................................................................12

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ............................................20

2.1. Исследование мотивов учения подростков………………………..20

2.2. Рекомендации учителю по формированию мотивации учебной деятельности подростков……………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................34

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………36

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая мотивация.doc

— 543.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный  социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО ВГСПУ)

 

Филологический факультет

 Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности мотивации  учебной деятельности подростков

 

 

Курсовая  работа

 

 

 

Исполнитель:

Таранова Фаина Викторовна

Гр. ФЛ-РЛ-БZ-21

 

Научный руководитель:

Симонова  Любовь Борисовна,

канд. пед. наук, доцент

 

 

 

 

 

 

Регистрационный № ____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград  2013

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ...................................................................5

 

1.1. Общая характеристика мотивации учения в отечественной психологии...............................................................................................................5

 

1.2. Особенности мотивации учебной деятельности  подростков..............................................................................................................12

 

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ............................................20

 

2.1. Исследование  мотивов учения подростков………………………..20

 

2.2. Рекомендации учителю по формированию мотивации учебной деятельности подростков……………………………………………………….27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................34

 

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………36

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная школа находится  на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование  содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но, учителя постоянно сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. В связи с этим, основной задачей стоящей перед учителем в средней общеобразовательной школе является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.

Проблема мотивации учения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте  можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. На современном уровне психологической науки мы не можем просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, что влияет на формирование школьной мотивации. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Этой проблемой занимались Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Эльконин Д.Б. и другие.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена  социальным заказом общества на всесторонне развитую личность.

Объект исследования – учащиеся подросткового возраста.

Предмет исследования – мотивация учебной деятельности подростков.

Цель  работы – изучить особенности мотивации учебной деятельности подростков.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования;

2. Выявить особенности мотивации учебной деятельности у подростков;

3. Провести исследование и выявить наиболее значимые мотивы учения школьников подросткового возраста;

4. Разработать рекомендации учителю по формированию мотивации учебной деятельности.

Методологическую  основу исследования составляют теория учебной деятельности (Л.С.Выготский, ИЯ.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), теория развития мотивации (В.Г.Асеев, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Маслоу, Х.Хекхаузен); учение о ведущей роли деятельности в формировании мотивации учения (А.К.Маркова, М.В.Матюхина).

Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, анкетирование школьников, интерпретация  результатов.

База исследования: МОУ  СОШ №33  г. Волгограда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

 

 

П. 1.1. Общая характеристика  мотивации в отечественной психологии

 

         Проблема развития мотивации  привлекала и привлекает не  только ведущих представителей  педагогики, но и философии, социологии, психологии. В отечественной психологии диагностика и сущность мотивации учебной деятельности получила свое развитие в трудах В.Г.Асеева, Ю.К. Бабанского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, В.Ф. Паламарчука, В.С. Мерлина, П.М. Якобсона, В.С. Ильина, А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной и других ученых. В исследованиях показана структура мотивации учебной деятельности, механизм возникновения учебных мотивов, а также роль мотивации в осуществлении учебной деятельности.

Проанализируем основные понятия, которые в нашем исследовании являются базовыми.

Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать):

1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением  потребностей субъекта;

2) предметно-направленная  активность определенной силы;

3) побуждающий и определяющий  выбор направленности деятельности  предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;

4) осознаваемая причина,  лежащая в основе выбора действий  и поступков личности [Мотивация, 1999, 209].

Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Мотив, по определению А.Н.Леонтьева, выполняет двоякую функцию: с одной стороны он побуждает деятельность, с другой он придает деятельности субъективный характер [Леонтьев, 1982]. А.Н. Леонтьевым было предложено называть мотивом только предметно-содержательную часть образования - «предмет потребности», понимаемой как «...то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность» [Леонтьев, 1982, 252].

А.К. Маркова определяет мотив, как направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность [Маркова, 1990].

А.Н. Леонтьев понимает процесс формирования мотива как опредмечивание в нём ряда потребностей, а не отдельной потребности, и соответственно определение мотива не как «предмета потребности», а как «предмета потребностей». «Предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный в представлении, в мыслительном плане - мы называем мотивом деятельности» [Леонтьев, 1959, С. 175].

Термин «мотивация»  в современной литературе используется как родовое понятие для обозначения  всей совокупности психологических образований и процессов. Понятие «мотивация» у человека включает в себя все виды побуждений,  потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки,  идеалы. С.Л. Рубинштейн отмечал: «Мотивация - это через психику реализующаяся детерминация». «Мотивация - это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности» [Рубинштейн, 2000, С. 37].

   Многочисленные  исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л. И. Божович, её сотрудники и последователи долгое время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности были выделены, широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью.

Исследуя отношения  школьников к учению, Л. И. Божович  установила, что одним из важнейших  моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения [Божович,  1995].

         Л.И. Божович и ее сотрудниками под мотивом  понимается внутренняя позиция личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов  - это то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учится.

Проблеме мотивации  учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Проанализируем   содержание понятий «учебная мотивация», «учебный мотив». Охарактеризуем «учебный мотив» как структурный компонент «учебной мотивации». По определению Л.И. Божович, «мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой» [Маркова, 1990, С. 65]. 

А.К. Маркова выделяет также две группы психологических  характеристик (критериев) учебных мотивов: содержательные и динамические.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательные качества мотивов связаны с характером самой учебной деятельности. Динамические качества связаны с психофизиологическими  особенностями ребенка.

Рассмотрим, какие виды учебных мотивов (мотивации) выделяются в педагогической психологии на основании указанных выше критериев. Единой и общепринятой классификации мотивов в структуре деятельности учения не существует. Наиболее разработанными являются классификации учебных мотивов по содержанию (направленности). В их основе лежит предложенное Л.И. Божович выделение двух основных типов учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Одни из них познавательные, другие – социальные.

Обратимся теперь к другой, довольно распространенной классификации, в которой мотивы деятельности учения делятся на внешние и внутренние. В отечественной литературе существуют два подхода к различению внутренней и внешней мотивации. Один подход использует в качестве критерия разделения характер связи между учебным мотивом и другими компонентами учения (ее целью, процессом). Если мотив реализует познавательную потребность, связан с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью, то он является внутренним. Если мотив реализует непознавательную (социальную) потребность, не связан с получением знаний,  то он называется внешним. В таком случае внутренними являются только познавательные мотивы на овладение новыми знаниями и способами их добывания. Этой точки зрения придерживаются П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина, Н.В. Елфимова, П.И. Якобсон, М.Г. Ярошевский.

В основе второго подхода  выделяется и другой критерий  –  характер личностного смысла, придаваемого учению, его продуктам. Какую роль играют усвоенные знания в духовном развитии личности, в выработке собственных убеждений, мировоззрения в целом? Если мотив реализует потребности во внешнем благополучии, то такие мотивы называются внешними. Если мотив имеет для личности ценностный смысл, т.е. с его помощью реализуется потребность во внутреннем благополучии, в оценке,  формировании системы личностных убеждений, установок, притязаний, самооценок, то такие мотивы обозначаются как внутренние. На этом основании к внутренним мотивам добавляется еще один – мотив самосовершенствования. Сторонниками данного подхода являются Л.Б. Ительсон, Г.Е. Залесский, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Р.Р. Бибрих, И.А. Васильев, И.И. Вартанова, Д.Б. Эльконин.

В последние годы получила развитие тенденция подхода к  учебной деятельности как к полимотивированной. В этой связи в педагогической психологии используется классификация учебных мотивов с точки зрения их личностной значимости, выполняемой функции в системе учебной мотивации. Выделяют мотивы смыслообразующие, которые не только побуждают деятельность, но и придают ей личностный смысл и мотивы-стимулы, которые, действуя параллельно с первыми, служат дополнительными побуждениями.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для  этой деятельности факторов. Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

Информация о работе Особенности мотивации учебной деятельности подростков