Особенности мотивации учебной деятельности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но, учителя постоянно сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. В связи с этим, основной задачей стоящей перед учителем в средней общеобразовательной школе является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.
Проблема мотивации учения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ...................................................................5

1.1. Общая характеристика мотивации учения в отечественной психологии...............................................................................................................5

1.2. Особенности мотивации учебной деятельности подростков..............................................................................................................12

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ............................................20

2.1. Исследование мотивов учения подростков………………………..20

2.2. Рекомендации учителю по формированию мотивации учебной деятельности подростков……………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................34

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………36

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая мотивация.doc

— 543.50 Кб (Скачать файл)

Каждой группе предлагается своё задание: из предложенных установок  и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию одного из компонентов мотивационной сферы учения, выписать эти утверждения маркером на отчётный лист (ватман). После окончания работы каждая группа прикрепляет подготовленный отчётный лист на стенд и защищает свой проект.

 Задание для первой группы:

  Уважаемые коллеги!  Предлагаем Вам на основе личного  опыта из предложенных установок  и действий учителя выбрать  те, которые будут способствовать  формированию компонента мотивационной  сферы учения – смысла учения.

 В  задачу Вашей  группы входит:

1. Из предложенного  списка выбрать только те действия  и установки, которые будут  работать на формирование смысла  учения. Если Вы считаете, что  каких-то установок и действий  недостаточно в предложенном  ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения  написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту  своего проекта (с примерами  из практики).

   Установки и действия педагога:

O    совместная  с детьми работа по осмыслению  и принятию цели предстоящей  деятельности и постановке учебных задач;

O    выбор средств,  адекватных цели;

O    учет возрастных  особенностей школьников;

O    выбор действия  в соответствии с возможностями  ученика;

O    использование  проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

O    нестандартная  форма проведения уроков;

O    создание ситуации  успеха;

O    создание атмосферы  взаимопонимания и сотрудничества  на уроке;

O использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

O    эмоциональная  речь учителя;

O  использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

O    применение  поощрения и порицания;

O    вера учителя  в возможности ученика;

O    формирование  адекватной самооценки учащихся;

O   стимулирование  учеников к выбору и самостоятельному  использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

O оценка деятельности  ученика не только по конечному  результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

  Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:

  •     осознание ребенком объективной значимости учения;
  •     понимание ребенком субъективной значимости учения.

  Задание для второй группы:

 Уважаемые коллеги!  Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – мотив учения.

 В  задачу Вашей  группы входит:

1. Из предложенного  списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование мотива учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения  написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

   Установки и действия педагога:

O  совместная с детьми  работа по осмыслению и принятию  цели предстоящей деятельности  и постановке учебных задач;

O    выбор средств,  адекватных цели;

O    учет возрастных особенностей школьников;

O    выбор действия  в соответствии с возможностями  ученика;

O    использование  проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

O    нестандартная  форма проведения уроков;

O    создание ситуации  успеха;

O    создание атмосферы  взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

O использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

O    эмоциональная  речь учителя;

O использование познавательных  и дидактических игр, игровых  технологий;

O    применение  поощрения и порицания;

O    вера учителя  в возможности ученика;

O    формирование  адекватной самооценки учащихся;

O  стимулирование учеников  к выбору и самостоятельному  использованию разных способов  выполнения заданий без боязни  ошибиться;

O оценка деятельности  ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

 Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Задание для  третьей группы:

 Уважаемые коллеги!  Предлагаем Вам на основе личного  опыта из предложенных установок  и действий учителя выбрать  те, которые будут способствовать  формированию компонента мотивационной  сферы учения – постановка  целей.

В  задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование постановки целей. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту  своего проекта (с примерами  из практики).

Установки и  действия педагога:

O совместная с детьми  работа по осмыслению и принятию  цели предстоящей деятельности  и постановке учебных задач;

O    выбор средств, адекватных цели;

O    учет возрастных  особенностей школьников;

O    выбор действия  в соответствии с возможностями  ученика;

O    использование  проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

O    нестандартная  форма проведения уроков;

O    создание ситуации  успеха;

O    создание атмосферы  взаимопонимания и сотрудничества  на уроке;

O  использование групповых  и индивидуальных форм организации  учебной деятельности;

O    эмоциональная  речь учителя;

O  использование познавательных  и дидактических игр, игровых  технологий;

O    применение  поощрения и порицания;

O    вера учителя  в возможности ученика;

O    формирование  адекватной самооценки учащихся;

O стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

O   оценка деятельности  ученика не только по конечному  результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

  Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

 Задание  для четвертой группы:

 Уважаемые коллеги!  Предлагаем Вам на основе личного  опыта из предложенных установок  и действий учителя выбрать  те, которые будут способствовать  формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоциональный настрой.

В  задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного  списка выбрать только те действия  и установки, которые будут  работать на формирование эмоционального  настроя. Если Вы считаете, что  каких-то установок и действий  недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения  написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту  своего проекта (с примерами  из практики).

 Установки  и действия педагога:

O    совместная  с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

O    выбор средств,  адекватных цели;

O    учет возрастных  особенностей школьников;

O    выбор действия  в соответствии с возможностями  ученика;

O    использование  проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

O    нестандартная  форма проведения уроков;

O    создание ситуации  успеха;

O    создание атмосферы  взаимопонимания и сотрудничества  на уроке;

O  использование групповых  и индивидуальных форм организации  учебной деятельности;

O    эмоциональная  речь учителя;

O  использование познавательных  и дидактических игр, игровых  технологий;

O    применение  поощрения и порицания;

O    вера учителя  в возможности ученика;

O    формирование  адекватной самооценки учащихся;

O   стимулирование  учеников к выбору и самостоятельному  использованию разных способов  выполнения заданий без боязни  ошибиться;

O  оценка деятельности  ученика не только по конечному  результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

 Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

   Задание  для пятой группы:

 Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – интерес к учению.

В  задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного  списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование интереса к учению. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения  написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту  своего проекта (с примерами  из практики).

  Установки  и действия педагога:

O    совместная  с детьми работа по осмыслению  и принятию цели предстоящей  деятельности и постановке учебных  задач;

O    выбор средств,  адекватных цели;

O    учет возрастных  особенностей школьников;

O    выбор действия  в соответствии с возможностями  ученика;

O    использование  проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

O    нестандартная  форма проведения уроков;

O    создание ситуации  успеха;

O   создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

O  использование групповых  и индивидуальных форм организации  учебной деятельности;

O    эмоциональная  речь учителя;

O  использование познавательных  и дидактических игр, игровых  технологий;

O   применение поощрения и порицания;

O    вера учителя  в возможности ученика;

O    формирование  адекватной самооценки учащихся;

O   стимулирование  учеников к выбору и самостоятельному  использованию разных способов  выполнения заданий без боязни  ошибиться;

O  оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

  Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

 После выступления  всех групп получается макет  проекта "Формирование мотивации  учения"

 Решение, выводы:

   Учитывая актуальность  данной темы для успешного  обучения, систематизировав теоретические  основы по проблеме мотивации учения, педагогический совет выносит следующее решение:

1.  Взять за основу  в практической деятельности  каждого учителя выработанную  схему формирования мотивационной  сферы учащегося.

2.  Обобщить опыт  учителей-предметников по применению  наиболее эффективных форм работы по данной проблеме.

Литература

1. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии.

2. Левитес, Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.

3. Петрушин, В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2011

Информация о работе Особенности мотивации учебной деятельности подростков