Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:22, курсовая работа
Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но, учителя постоянно сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. В связи с этим, основной задачей стоящей перед учителем в средней общеобразовательной школе является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.
Проблема мотивации учения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ...................................................................5
1.1. Общая характеристика мотивации учения в отечественной психологии...............................................................................................................5
1.2. Особенности мотивации учебной деятельности подростков..............................................................................................................12
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ............................................20
2.1. Исследование мотивов учения подростков………………………..20
2.2. Рекомендации учителю по формированию мотивации учебной деятельности подростков……………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................34
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………38
Формирование мотивации совместной учебной деятельности.
Если движущей силой учебной деятельности школьника является желание, стремление овладеть каким-либо учебным материалом или способом его добывания, то мы анализируем уровень сформированности познавательных и учебно-познавательных мотивов. В коллективной же учебной работе акценты несколько меняются. Здесь ученика интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером (взрослым или сверстником), чтобы овладение материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно. При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать, наконец оспаривать другую точку зрения, доказывать свою правоту. Такие споры со взрослым, с учителем практически исключены: в силу его опыта и позиции взрослый, тем более педагог всегда прав, и ребенок покорно, часто неосознанно принимает его точку зрения. Положение же сверстников одинакового. Поэтому ребенок готов спорить с товарищем, ибо изначально считает себя правым. Ребенок осознает, что есть другой путь решения, другой способ действия, что и товарищ может быть прав. Это способствует зарождению, развитию и становлению мотива сотрудничества.
В подростковом возрасте наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками. Кроме того, учащиеся этого возраста используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других. Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимооценка) могут заинтересовать детей, обеспечить их внимательное, заинтересованное отношение к коллективным формам учебной работы.
Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет состав группы. Очень важно внимательно отнестись к его подбору:
а) при подборе
группы необходимо учитывать
желание детей работать именно
друг с другом, но кроме желания
детей работать вместе
б) при подборе группы необходимо учитывать соотношения их возможностей и их представлений об этом. Взаимодействие в группах, где объединены дети, осознающие разницу своих возможностей, возникает в том случае, если более сильные учащиеся прежде всего хотят помочь более слабому, научить его и средство для этого видят в совместной работе, а слабый обязательно хочет научиться и действовать на равных с сильным. В младшем подростковом возрасте развитие учебной мотивации школьника состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровня безразличного отношения к учению к формам положительного отношения к учению - осознанному, ответственному. Объектом формирования следует считать все компоненты мотивационной сферы: социальные и познавательные мотивы, цели и их качества, эмоции, умение учиться и его характеристики.
Заключение
Как показывает
анализ психолого-
В ходе теоретического исследования, на основе изучения психологической литературы, проанализированы основные понятия, которые в нашем исследовании являются базовыми: мотив, мотивация, мотивация учения.
В отечественной психологии сущность мотивации учебной деятельности получила свое развитие в трудах В.Г.Асеева, Ю.К. Бабанского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, В.Ф. Паламарчука, В.С. Мерлина, П.М. Якобсона, В.С. Ильина, А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной и др. Таким образом, в отечественной литературе накоплен большой теоретический и эмпирический материал об особенностях становления и функционирования учебной мотивации.
Решая вторую задачу исследования, мы выявили особенности мотивации учебной деятельности у подростков. Прежде всего, у подростка укрепляются познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Главное содержание мотивации в этом возрасте — научиться сотрудничать с другими людьми в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности. Но исследователи отмечают снижение интереса к обучению в средней школе. Это связано психологическими особенностями подростков. В то же время, одной из важных причин снижения мотивации является недостаточный учет учителем социальных мотивов подростков, когда для них не раскрывается связь обучения с социально значимыми видами деятельности. Недостаточная развитость учебно-познавательных мотивов порой продолжает сохраняться как причина отсутствия интереса к обучению у подростков.
Решая третью задачу исследования, мы провели исследование в МОУ СОШ №33 г. Волгограда среди учащихся 6 – 9 классов и выявили наиболее значимые мотивы учения школьников подросткового возраста. Первое место у учащихся заняли широкие социальные мотивы: долга и ответственности, мотивы самоопределения и самосовершенствования. На последнем месте – учебно-познавательные мотивы.
Для учителей разработаны рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности. Важными условиями формирования мотивации учения являются использование инновационных технологий, разнообразного учебного материала, индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения, создание проблемной ситуации в процессе усвоения нового содержания, привлечение к коллективному поиску ответа на поставленный в процессе объяснения проблемные вопросы, создание ситуации успеха.
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложение
Приложение №1
Анкета «Мотивы учения учащихся»
По результатам анкеты выделяются следующие мотивы учения:
Приложение №2
"Мотивация учения - основное условие успешного обучения" (психолого-педагогический семинар для учителей)
Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «мотивация учения» и получению представлений о формировании мотивационной сферы учения.
Задачи:
1.Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях – «мотивация учения».
2.Разработать структурную
схему «Мотивационная сфера
3.Используя практический
опыт учителей, познакомиться с
приемами формирования
План проведения:
1. Сообщение о теме психолого-педагогический семинара, его цели и задачах.
2. Обоснование выбора темы.
3. Краткие теоретические сведения по проблеме.
4. Работа в группах.
5. Создание структурной схемы «Формирование мотивации учения»
6. Защита проекта группы.
7. Принятие решения.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, 5 ватманов, 5 маркеров.
Ход психолого-педагогического семинара
Уважаемые коллеги!
Посещая уроки учителей нашей школы, администрация, как правило, выделяет следующие положительные моменты:
Но вместе с тем есть и негативные моменты:
Негативные моменты ставят проблему, которую необходимо решить педагогическим коллективом. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.
Что побуждает
его совершать эти действия, что
направляет и регулирует его
деятельность в процессе
Учитель должен
научиться управлять
Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация". Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация - побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:
Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента: осознание ребенком объективной значимости учения; понимание ребенком субъективной значимости учения.
Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Дальнейшая наша работа будет проходить по группам, всего групп пять, по количеству компонентов сферы учения.
Информация о работе Особенности мотивации учебной деятельности подростков