Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования: Изучить особенности нравственного сознания детей младшего школьного возраста, в зависимости от типа родительского отношения.
Объект исследования: Дети младшего школьного возраста и их родители.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей нравственного сознания младших школьников.
1.1 Понятие «нравственное сознание»..………………..……………..………….6
1.2 Особенности нравственного сознания младшего школьника……………..15
1.3 Понятие «родительские отношения», и его типы…………………………..22
1.4 Роль семьи в формировании нравственного сознания в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….....27
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей нравственного сознания детей младшего школьного возраста в зависимости от родительского отношения.
2.1 Программа исследования……………………………………………………32
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………33
Вывод……………………………………………………………………………...52
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы……………………………………………...54
Приложение
Ценности и ценностные ориентации в качестве основных элементов нравственного сознания личности рассматривали С.Л.Рубинштейн, Б.С. Братусь, Л.И. Божович и др. Нравственная регуляция поведения осуществляется, по мнению авторов, прежде всего через систему ценностных ориентаций личности. Система ценностей определяет содержание тех моральных проблем, которые человеку приходится решать. [15]
Б.С. Братусь среди «личностных ценностей» выделяет нравственные принципы и идеалы, которые объединяются в целостные смысловые образования и выполняют регулирующую функцию в непосредственной деятельности человека, а также составляют основу направленности личности. [5]
Б.Г.Ананьев определял ценностные ориентации как базальные, «первичные» свойства личности, которые определяют мотивы поведения субъекта. В качестве центрального элемента нравственного сознания выделяет ценности и ценностные ориентации А.И.Титаренко, который полагал, что они наиболее адекватно отражают суть данного феномена, и дает им следующее определение: ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания- основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», выражающие суть нравственного смысла человеческого смысла человеческого бытия, а опосредованно – и наиболее общие культурно- исторические условия и перспективы.
Содержанием ценностно - ориентационной подструктуры нравственного сознания личности, по мнению Е.Е. Соловцовой, выступают мотивы и убеждения человека в необходимости нравственных норм поведения, представления о целесообразности конкретных нравственных правил и норм, устойчивый идеал поведения, ориентация на нравственное поведение как на ценность и в соответствии с этим на ценностные установки по отношению к миру, людям, опосредованные через нравственный опыт.
Т.Н.Мальковская считает, что нравственные ценности определяют направленность всех форм специальной активности. Так, Н.Д.Зотов отмечает, что нравственную активность можно рассматривать как специфическую активность сознания и воли, направленную на практическое осуществление моральных требований, исходящих от общества. Характеризуя нравственно активную личность, Н.Д. Зотов полагает, что это личность, чаще всего совершая нравственные действия, более устойчиво, чем другие, следующая требованиям долга, личность, проверяющая идеалами добра свой жизненный путь. Рассматривая нравственные способности как индивидуально- психологические особенности сознания личности, позволяющие устраивать моральные нормы и ценности, осуществлять правильный моральный выбор, устанавливать моральные взаимоотношения с другими людьми, автор подчеркивает, что их реализация возможна только при наличии у индивида нравственной активности и потребностей, стремления к выполнению моральных норм.
Эмоциональный компонент
нравственной сферы личности составляют
нравственные чувства и переживания.
Определение нравственных чувств, их
происхождение и связь с
С.Л.Рубинштейн указывает, что человеку свойственно относиться определенным образом к себе и к тому, что его окружает. Чувство человека – это отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Моральные чувства соответствуют предметному действию, что означает их более высокий уровень проявления и выражает осознанное переживание отношения человека к чему-либо. Нравственные чувства и переживания имеют глубоко личностную окраску, дают человеку удовлетворение от благородного поступка или намерения, вызывают угрызения совести при нарушении нравственных норм. [14]
Е.П.Ильин нравственными называет чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Нравственные чувства отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности в общении с ними, отношение к ним. К нравственным чувствам Е.П. Ильин относит чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, дога и т.д.
А.Г.Ковалев рассматривал совесть как эмоционально- оценочное отношение личности к собственному поведению. Это отношение, по его мнению, может возникнуть только в результате глубокого усвоения и принятия норм нравственности, как результат превращения объективных требований общества к поведению личности в личную потребность субъекта в определенном образе жизни.
Б.И.Додонов, классифицировав эмоции, которые придают ценность самому процессу деятельности человека, среди прочих выделил альтруистические эмоции, которые возникают на основе потребности в содействии, помощи другим людям и проявляются в заботе, преданности, участии, жалости, нежности к близким. Под альтруистическим поведением понимается поведение, направленное на благо других и не рассчитанное на какую - либо внешнюю награду. А.Ф.Лазурский отмечал, что в основе альтруизма лежит комплекс эмоциональных свойств человека: чувство симпатии, или процесс «вчувствования», аффективная возбудимость, сила и продолжительность эмоций, а также значительное развитие волевой деятельности, направленной на помощь страждущим и нуждающимся, отсутствие эгоизма и себялюбия, доходящее часто до самозабвения и самопожертвования, значительное развитие нравственных качеств, интерес к внутренним, душевным переживаниям.
Исследования поведенческой
составляющей нравственной
С.Л.Рубинштейн отмечает, что именно отношение к моральным нормам может выступать в качестве определяющего момента поведения человека. Самым существенным в нем является общественное, моральное содержание. Единицей поведения он считает поступок. Поступок в подлинном смысле слова является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к номам общественной морали. Так как в поступке главным выступает его моральное содержание, то он не сводится к внешнему действованию, а в некоторых случаях воздержание от участия в каком - нибудь действии само может быть поступком, но только тогда, когда оно выявляет нравственную позицию и отношение человека к окружающему. При этом формальное, внешнее исполнение моральных норм и мотивы этих поступков не всегда совпадают. [14]
И.С.Кон также подчеркивает, что нравственная позиция раскрывается в поступках и формируется поступками же, причем особенно важную роль в установлении единства знаний, убеждений и деятельности играют конфликтные ситуации.
Л.Н. Антилогова определяет
нравственное поведение как ряд
социально ценных поступков индивида
по отношению к обществу, другим
людям, в основе которых лежат
нравственные мотивы, действия, регулируемые
общественными нормами и совест
Участие волевых процессов в нравственной регуляции поведения отечественными психологами расценивается по-разному. Так, Л.И. Божович полагала, что подлинно нравственный поступок никогда не определяется сознательным волевым актом, а является результатом морального чувства и моральной привычки. И.М. Селиванов считал, что нравственным человека можно назвать лишь тогда, когда он не удовлетворяется достигнутым и постоянно мобилизирует все волевые усилия в достижении нравственной цели.
М.С.Неймарк, объединяет эти две точки зрения, указывает, что нравственные качества человека могут проявляться на двух уровнях: на уровне сознательных намерений, когда требуется волевое усилие; на уровне непосредственных потребностей, по нравственной привычке.
Несмотря на разнообразие подходов в классификации нравственных качеств личности, в настоящее время общепризнанной теологии не существует. На основании приведенных подходов к изучению нравственных качеств личности, мы делаем следующий вывод: нравственные качества личности как структурный компонент ее нравственной сферы выступают внутренним механизмом, лежащим в основе саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и личностной зрелости.
Таким образом, в отечественной психологии выделяются различные составляющие нравственной сферы личности: интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая, мотивационно - потребностная и другие, являющиеся по своей сути теоретическими моделями ее структуры, не подтвержденными эмпирически.
В настоящее время существует целостная концепция нравственного развития личности Р.В. Овчаровой, Н.В Мельниковой, которая содержит эмпирически подтвержденную модель содержательной структуры нравственной сферы личности ребенка младшего школьного возраста, представляющая интерес для данного исследования. По определению авторов, нравственная сфера личности- это интегральное взаимодействие когнитивного ( нравственное сознание, нравственный смысл, нравственные ценности, нравственные образы, нравственные нормы), эмоционального (нравственные чувства, эмпатические проявления в нравственных отношениях), поведенческого компонентов ( нравственное поведение, поступки и действия в их мотивационной направленности) в личной сфере, обеспечивающее единства нравственного сознания и поведения на основе свободного выбора.
Исходя из теоретического анализа, мы полагаем, что структура нравственной сферы личности ребенка может быть представлена тремя компонентами.
Когнитивный компонент – когнитивные репрезентации, содержанием которых является значение нравственных категорий, система взглядов на мир; осознание себя как активного субъекта жизнедеятельности, способного применять нравственные нормы в различных жизненных ситуациях, совершающего свободный выбор и несущего за это ответственность. Включает в себя нравственное сознание, нравственные идеалы и нравственные ценности.
Эмоциональный компонент – направленность эмоций по отношению к собственной нравственной деятельности, эмоциональная окраска сопровождающих оценок образа «Я» в нравственном аспекте; способность к сочувствованию, сопереживанию. Включает нравственные чувства и нравственные переживания.
Поведенческий компонент выступает рациональной основой нравственной деятельности личности. Отражает степень соответствия нравственным ориентирам, осознанное переживание ценности собственных поступков. Включает нравственные потребности, нравственные мотивы, нравственные поступки, определяющие линию нравственного поведения.
Системообразующим компонентом является нравственная позиция личности как система личностных смыслов и ценностей. Таким образом, мы определили нравственную составляющую в структурной организации личности. Предложена психологическая структура нравственной сферы личности, которая представлена тремя компонентами: когнитивным (нравственное сознание, нравственное самосознание, нравственные знания и убеждения, нравственные идеалы и нравственные ценности); эмоциональным (нравственные чувства и нравственные переживания); поведенческим (нравственные потребности, нравственные мотивы, нравственные поступки, нравственное поведение). Именно единство и взаимодействие всех компонентов нравственной сферы обеспечивают высший уровень нравственного развития личности.[15]
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к IV классу. Моральные знания и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I–II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь, то учащиеся III–V классов, помимо опыта собственного поведения (который, естественно, обогащается) и указаний старших (они воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других людей. Значительно большее влияние приобретают чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов. Также формируется и моральное поведение. Дети совершают моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям взрослых, учителя (7–8 лет). Ученики III–IV классов в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.
В младшем школьном возрасте особенности поведения ребенка во многом определяются его новой социальной ситуацией: он – начинающий школьник. Он впервые получает права и обязанности школьника, становится членом классного коллектива. Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей становится учеба. Кроме того, там они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу, учителем. Осознание важности, нужности новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса.