Особенности нравственного сознания у детей младшего школьного возраста в зависимости от типа родительского отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить особенности нравственного сознания детей младшего школьного возраста, в зависимости от типа родительского отношения.
Объект исследования: Дети младшего школьного возраста и их родители.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей нравственного сознания младших школьников.
1.1 Понятие «нравственное сознание»..………………..……………..………….6
1.2 Особенности нравственного сознания младшего школьника……………..15
1.3 Понятие «родительские отношения», и его типы…………………………..22
1.4 Роль семьи в формировании нравственного сознания в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….....27

Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей нравственного сознания детей младшего школьного возраста в зависимости от родительского отношения.
2.1 Программа исследования……………………………………………………32
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………33

Вывод……………………………………………………………………………...52
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы……………………………………………...54
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 528.00 Кб (Скачать файл)

Методика проведения: Ученикам были предложены бланки с вопросами (6 вопросов), в которых необходимо было закончить предложение одним или несколькими словами.

  1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…
  2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…
  3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…
  4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…
  5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошее го отношения ко мне, я…
  6. Если бы я был на месте учителя, я…

 

Обработка и интерпретация  результатов теста 

 Для обработки результатов  можно воспользоваться следующей  ориентировочной шкалой:

0 баллов – ребенок  не имеет четких нравственных  ориентиров. Отношение к нравственным  нормам неустойчивое. Неправильно  объясняет поступки (они не соответствуют  тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны  или отсутствуют.

1 балл – нравственные  ориентиры существуют, но соответствовать  им ребенок не стремится или  считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако  отношение к нравственным нормам  неустойчивое, пассивное. Эмоциональные  реакции неадекватны.

2 балла – нравственные  ориентиры существуют, оценки поступков  и эмоциональные реакции адекватны,  но отношение к нравственным  нормам еще недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок  обосновывает свой выбор нравственными  установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Методика «Закончи историю»

Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания.

Цель: Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.

Инструкция к тесту: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».

Тестовый материал:

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

 

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

 

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил...

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

 

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил...

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности  дословно, фиксируются в протоколе.

 

Обработка результатов  теста 

 Обработка предложена  Р.Р.Калининой.

0 баллов – ребенок  не может оценить поступки  детей. 

1 балл – ребенок  оценивает поведение детей как  положительное или отрицательное  (правильное или неправильное, хорошее  или плохое), но оценку не мотивирует  и нравственную норму не формулирует. 

2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла – ребенок  называет нравственную норму,  правильно оценивает поведение  детей и мотивирует свою оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Методика «Проигрышная лотерея»

Диагностика поведенческого компонента нравственного сознания.

Методика «Проигрышная лотерея» (М.Т.Бурке-Бельтран)

Шкалы: сформированность морального поведения

 

Назначение теста 

 Диагностика сформированности  морального поведения ребенка. Методика разработана Марией Терезой Бурке-Бельтран.

 

Описание теста 

 Детям предлагают  вытащить из коробки билетик  и сообщить взрослому, является  ли билетик выигрышным. Предварительно  детям показывают выигрышный  билетик. По нему ребенок может  получить приз – конфету. Но  в коробку билетик не кладут. На самом деле в коробке нет выигрышных билетов. Но дети этого не знают. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, снова убрать в коробку, перемешать и сообщить результат взрослому.

 

Оценка результатов  теста 

 О сформированности  морального поведения взрослый судит по поведению ребенка в данной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты  тест - опроса по методике А.Я. Варга и В.В. Столина «Родительское отношение»

№ п/п

Родители

Типы родительских  отношений

Принятие - отвержение

Кооперация

Симбиоз

Авторитарная гипперсоциализация

Маленький

неудачник

С.б

%

С.б

%

С.б

%

С.б

%

С.б

%

1

Марина.З

18

94,30

7

31,19

5

86,63

2

32,13

3

84,81

2

Карина.Е

13

84,17

2

5,67

1

19,53

3

53,87

0

14,55

3

Ирина.К

7

3,79

6

19,22

3

57,79

1

13,86

1

45,57

4

Марина.К

8

12,02

5

12,29

4

74,97

2

32,13

1

45,57

5

Тамара.Н

10

53,79

8

48,82

7

96,65

6

95,76

3

84,81

6

Полина.Ф

7

3,79

5

12,29

2

39,06

2

32,13

0

14,55

7

Евгения.М

7

3,79

5

12,29

5

86,83

3

53,87

3

84,81

8

Дарья.В

11

68,35

3

7,88

4

74,97

7

69,30

2

70,25

9

Олеся.Т

12

77,21

8

48,82

7

96,65

2

32,13

4

93,04

10

Марина.М

8

12,02

6

19,22

6

92,93

4

69,30

2

70,25

11

Мария.В

9

31,01

7

31,19

6

92,93

5

83,79

1

45,57

12

Дарья.К

7

3,79

6

19,22

4

74,97

4

69,30

1

45,57

13

Анна.Н

8

12,02

8

48,82

5

86,83

1

13,86

1

45,57

14

Татьяна.Б

9

31,01

8

48,82

7

96,65

4

69,30

3

84,81

15

Наталья.К

10

53,79

8

48,82

6

92,93

7

69,30

2

70,25

16

Галина.М

9

31,01

8

48,82

7

96,65

4

69,30

2

70,25

17

Анита.У

8

12,02

5

12,29

4

74,97

2

32,13

1

45,57

18

Мария.З

10

53,79

7

31,19

5

86,83

5

83,79

2

70,25

19

Ольга.Е

11

68,35

8

48,82

5

86,83

2

32,13

2

70,25

20

Надежда.Р

6

0,63

8

48,82

3

57,79

1

13,86

0

14,55

21

Кира.Е

4

0

2

5,67

2

39,06

6

95,74

1

45,57

22

Регина.В

4

0

2

5,67

2

39,06

6

95,74

2

70,25

23

Елена.Б

10

53,79

7

31,19

4

74,97

5

83,79

1

45,57

24

Валентина.Р

10

53,79

2

5,67

3

57,79

6

95,76

0

14,55

25

Анастасия.С

10

53,79

8

48,82

5

86,83

6

95,76

3

84,81

26

Светлана.Я

8

12,02

6

19,22

2

39,06

3

53,87

1

45,57

27

Елена.Т

8

12,02

8

48,82

2

39,06

5

83,79

1

45,57

28

Екатерина.Т

10

53,79

6

19,22

2

39,06

3

53,87

0

14,55

29

Галина.Б

14

88,60

8

48,82

5

86,83

5

83,79

5

96,83

30

Виктория.И

9

31,01

7

31,19

3

57,97

4

69,30

4

93,04




 

 

 

 

Сравнительная диаграмма исследования уровня эмоционального отношения к нравственным нормам у младших школьников, чьи родители имеют благоприятный и неблагоприятный типы родительского отношения

 

Дети группы А1

 

 

Диаграмма №2

Эмоциональное отношение к нравственным нормам у детей, у которых родители имеют  благоприятный тип родительского  отношения

 

Дети группы В1

 

 

Диаграмма №3

Эмоциональное отношение к нравственным нормам у детей, у которых родители имеют  неблагоприятный тип родительского  отношения


 

Сравнительная диаграмма исследования уровня осознания нравственных норм у младших школьников, чьи родители имеют благоприятный и неблагоприятный типы родительского отношения

 

Дети группы А1

 

Диаграмма №4

Оценка осознания  нравственных норм детьми, чьи родители имеют благоприятный тип родительского  отношения.

 

Дети группы В1

 

Диаграмма №5

Оценка осознания  нравственных норм детьми, чьи родители имеют неблагоприятный тип родительского  отношения.

 


 

Сравнительная диаграмма исследования морального выбора у младших школьников, чьи родители имеют благоприятный и неблагоприятный типы родительского отношения

 

Дети группы А1

 

Диаграмма№6

Сформированность  морального поведения у детей, чьи  родители имеют благоприятный тип  родительского отношения.

 

 

Дети группы В1

Диаграмма №7

Сформированность  морального поведения у детей, чьи  родители имеют неблагоприятный  тип родительского отношения.


 

 




Информация о работе Особенности нравственного сознания у детей младшего школьного возраста в зависимости от типа родительского отношения