Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования: Изучить особенности нравственного сознания детей младшего школьного возраста, в зависимости от типа родительского отношения.
Объект исследования: Дети младшего школьного возраста и их родители.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей нравственного сознания младших школьников.
1.1 Понятие «нравственное сознание»..………………..……………..………….6
1.2 Особенности нравственного сознания младшего школьника……………..15
1.3 Понятие «родительские отношения», и его типы…………………………..22
1.4 Роль семьи в формировании нравственного сознания в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….....27
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей нравственного сознания детей младшего школьного возраста в зависимости от родительского отношения.
2.1 Программа исследования……………………………………………………32
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………33
Вывод……………………………………………………………………………...52
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы……………………………………………...54
Приложение
Методика проведения: Ученикам были предложены бланки с вопросами (6 вопросов), в которых необходимо было закончить предложение одним или несколькими словами.
Обработка и интерпретация результатов теста
Для обработки результатов
можно воспользоваться
0 баллов – ребенок
не имеет четких нравственных
ориентиров. Отношение к нравственным
нормам неустойчивое. Неправильно
объясняет поступки (они не соответствуют
тем качествам, которые он
1 балл – нравственные
ориентиры существуют, но соответствовать
им ребенок не стремится или
считает это недостижимой
2 балла – нравственные
ориентиры существуют, оценки поступков
и эмоциональные реакции
3 балла – ребенок
обосновывает свой выбор
Приложение 3.
Методика «Закончи историю»
Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания.
Цель: Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.
Инструкция к тесту: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».
Тестовый материал:
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил...
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил...
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов теста
Обработка предложена Р.Р.Калининой.
0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.
1 балл – ребенок
оценивает поведение детей как
положительное или
2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3 балла – ребенок
называет нравственную норму,
правильно оценивает поведение
детей и мотивирует свою
Приложение 4.
Методика «Проигрышная лотерея»
Диагностика поведенческого компонента нравственного сознания.
Методика «Проигрышная лотерея» (М.Т.Бурке-Бельтран)
Шкалы: сформированность морального поведения
Назначение теста
Диагностика сформированности морального поведения ребенка. Методика разработана Марией Терезой Бурке-Бельтран.
Описание теста
Детям предлагают
вытащить из коробки билетик
и сообщить взрослому,
Оценка результатов теста
О сформированности морального поведения взрослый судит по поведению ребенка в данной ситуации.
Результаты тест - опроса по методике А.Я. Варга и В.В. Столина «Родительское отношение»
№ п/п |
Родители |
Типы родительских отношений | |||||||||
Принятие - отвержение |
Кооперация |
Симбиоз |
Авторитарная гипперсоциализация |
Маленький неудачник | |||||||
С.б |
% |
С.б |
% |
С.б |
% |
С.б |
% |
С.б |
% | ||
1 |
Марина.З |
18 |
94,30 |
7 |
31,19 |
5 |
86,63 |
2 |
32,13 |
3 |
84,81 |
2 |
Карина.Е |
13 |
84,17 |
2 |
5,67 |
1 |
19,53 |
3 |
53,87 |
0 |
14,55 |
3 |
Ирина.К |
7 |
3,79 |
6 |
19,22 |
3 |
57,79 |
1 |
13,86 |
1 |
45,57 |
4 |
Марина.К |
8 |
12,02 |
5 |
12,29 |
4 |
74,97 |
2 |
32,13 |
1 |
45,57 |
5 |
Тамара.Н |
10 |
53,79 |
8 |
48,82 |
7 |
96,65 |
6 |
95,76 |
3 |
84,81 |
6 |
Полина.Ф |
7 |
3,79 |
5 |
12,29 |
2 |
39,06 |
2 |
32,13 |
0 |
14,55 |
7 |
Евгения.М |
7 |
3,79 |
5 |
12,29 |
5 |
86,83 |
3 |
53,87 |
3 |
84,81 |
8 |
Дарья.В |
11 |
68,35 |
3 |
7,88 |
4 |
74,97 |
7 |
69,30 |
2 |
70,25 |
9 |
Олеся.Т |
12 |
77,21 |
8 |
48,82 |
7 |
96,65 |
2 |
32,13 |
4 |
93,04 |
10 |
Марина.М |
8 |
12,02 |
6 |
19,22 |
6 |
92,93 |
4 |
69,30 |
2 |
70,25 |
11 |
Мария.В |
9 |
31,01 |
7 |
31,19 |
6 |
92,93 |
5 |
83,79 |
1 |
45,57 |
12 |
Дарья.К |
7 |
3,79 |
6 |
19,22 |
4 |
74,97 |
4 |
69,30 |
1 |
45,57 |
13 |
Анна.Н |
8 |
12,02 |
8 |
48,82 |
5 |
86,83 |
1 |
13,86 |
1 |
45,57 |
14 |
Татьяна.Б |
9 |
31,01 |
8 |
48,82 |
7 |
96,65 |
4 |
69,30 |
3 |
84,81 |
15 |
Наталья.К |
10 |
53,79 |
8 |
48,82 |
6 |
92,93 |
7 |
69,30 |
2 |
70,25 |
16 |
Галина.М |
9 |
31,01 |
8 |
48,82 |
7 |
96,65 |
4 |
69,30 |
2 |
70,25 |
17 |
Анита.У |
8 |
12,02 |
5 |
12,29 |
4 |
74,97 |
2 |
32,13 |
1 |
45,57 |
18 |
Мария.З |
10 |
53,79 |
7 |
31,19 |
5 |
86,83 |
5 |
83,79 |
2 |
70,25 |
19 |
Ольга.Е |
11 |
68,35 |
8 |
48,82 |
5 |
86,83 |
2 |
32,13 |
2 |
70,25 |
20 |
Надежда.Р |
6 |
0,63 |
8 |
48,82 |
3 |
57,79 |
1 |
13,86 |
0 |
14,55 |
21 |
Кира.Е |
4 |
0 |
2 |
5,67 |
2 |
39,06 |
6 |
95,74 |
1 |
45,57 |
22 |
Регина.В |
4 |
0 |
2 |
5,67 |
2 |
39,06 |
6 |
95,74 |
2 |
70,25 |
23 |
Елена.Б |
10 |
53,79 |
7 |
31,19 |
4 |
74,97 |
5 |
83,79 |
1 |
45,57 |
24 |
Валентина.Р |
10 |
53,79 |
2 |
5,67 |
3 |
57,79 |
6 |
95,76 |
0 |
14,55 |
25 |
Анастасия.С |
10 |
53,79 |
8 |
48,82 |
5 |
86,83 |
6 |
95,76 |
3 |
84,81 |
26 |
Светлана.Я |
8 |
12,02 |
6 |
19,22 |
2 |
39,06 |
3 |
53,87 |
1 |
45,57 |
27 |
Елена.Т |
8 |
12,02 |
8 |
48,82 |
2 |
39,06 |
5 |
83,79 |
1 |
45,57 |
28 |
Екатерина.Т |
10 |
53,79 |
6 |
19,22 |
2 |
39,06 |
3 |
53,87 |
0 |
14,55 |
29 |
Галина.Б |
14 |
88,60 |
8 |
48,82 |
5 |
86,83 |
5 |
83,79 |
5 |
96,83 |
30 |
Виктория.И |
9 |
31,01 |
7 |
31,19 |
3 |
57,97 |
4 |
69,30 |
4 |
93,04 |
Сравнительная диаграмма исследования уровня эмоционального отношения к нравственным нормам у младших школьников, чьи родители имеют благоприятный и неблагоприятный типы родительского отношения
Дети группы А1
Диаграмма №2 Эмоциональное
отношение к нравственным нормам
у детей, у которых родители имеют
благоприятный тип |
Дети группы В1
Диаграмма №3 Эмоциональное
отношение к нравственным нормам
у детей, у которых родители имеют
неблагоприятный тип |
Сравнительная диаграмма исследования уровня осознания нравственных норм у младших школьников, чьи родители имеют благоприятный и неблагоприятный типы родительского отношения
Дети группы А1
Диаграмма №4 Оценка осознания
нравственных норм детьми, чьи родители
имеют благоприятный тип |
Дети группы В1
Диаграмма №5 Оценка осознания
нравственных норм детьми, чьи родители
имеют неблагоприятный тип
|
Сравнительная диаграмма исследования морального выбора у младших школьников, чьи родители имеют благоприятный и неблагоприятный типы родительского отношения
Дети группы А1
Диаграмма№6 Сформированность морального поведения у детей, чьи родители имеют благоприятный тип родительского отношения.
|
Дети группы В1 Диаграмма №7 Сформированность морального поведения у детей, чьи родители имеют неблагоприятный тип родительского отношения. |