Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования: Изучить особенности нравственного сознания детей младшего школьного возраста, в зависимости от типа родительского отношения.
Объект исследования: Дети младшего школьного возраста и их родители.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей нравственного сознания младших школьников.
1.1 Понятие «нравственное сознание»..………………..……………..………….6
1.2 Особенности нравственного сознания младшего школьника……………..15
1.3 Понятие «родительские отношения», и его типы…………………………..22
1.4 Роль семьи в формировании нравственного сознания в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….....27
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей нравственного сознания детей младшего школьного возраста в зависимости от родительского отношения.
2.1 Программа исследования……………………………………………………32
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………33
Вывод……………………………………………………………………………...52
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы……………………………………………...54
Приложение
Исходя из результатов представленных в таблицы №4 мы выявили, что у 4 детей (40%) нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться. Отношение к нравственным нормам не устойчивое. Для них характерно адекватное оценивание поступков, однако, пассивное отношение к нравственным нормам. Неадекватные эмоциональные реакции.
Дети, у которых нравственные ориентиры существуют, но отношение к нравственным нормам еще не достаточно устойчивое, выявлено 2 ребенка (20%). Для этих детей свойственно адекватное оценивание поступков и адекватные эмоциональные реакции.
Детям, у которых выявлены активные и устойчивые нравственные ориентиры (40%), свойственны адекватные эмоциональные реакции. Такие дети обосновывают свой выбор нравственными установками.
Детей, которые имеют нечеткие нравственные ориентиры – у родителей с неблагоприятным типом родительского отношения не выявлено.
Сравним уровень эмоционального отношения к нравственным нормам у групп детей А1 и В1.
Таким образом, исходя из
полученных результатов, мы можем сделать
вывод о том, что у родителей
с благоприятным типом
А у родителей с неблагоприятным типом родительского отношения дети имеют в большей степени активные и устойчивые нравственные ориентиры.
Далее нами была проведена диагностика нравственной сферы когнитивного компонента младших школьников у родителей с благоприятным и неблагоприятным типами родительского отношения.
Рассмотрим результаты осознания нравственных норм у детей группы А1.
Результаты диагностики эмоционального отношения к нравственным нормам представлены в таблице №5.
Таблица №5
Результаты исследования осознания нравственных норм у детей группы А1
Дети |
Называет нравственную норму |
Оценка поведения детей |
Мотивировка оценки |
Количество баллов |
Паша.З |
+ |
+ |
- |
2 |
Игорь.Е |
- |
- |
+ |
1 |
Галя.К |
+ |
- |
+ |
2 |
Анита.К |
+ |
+ |
+ |
3 |
Саша.Н |
- |
- |
+ |
1 |
Даниил.Ф |
+ |
+ |
+ |
3 |
Юра.М |
+ |
+ |
+ |
3 |
Кирилл.В |
+ |
+ |
+ |
3 |
Сергей.Т |
+ |
- |
+ |
2 |
Данил.М |
+ |
+ |
+ |
3 |
Таня.В |
- |
+ |
- |
1 |
Игорь.К |
- |
+ |
+ |
2 |
Данил.Н |
+ |
+ |
+ |
3 |
Полина.Б |
+ |
+ |
+ |
3 |
Влад.К |
- |
+ |
+ |
2 |
Наташа.М |
+ |
+ |
+ |
3 |
Дима.У |
+ |
+ |
- |
2 |
Семён.З |
+ |
+ |
- |
2 |
Лиза.Е |
- |
- |
+ |
1 |
Аня.Р |
+ |
+ |
- |
2 |
Из таблицы мы видим, что 8 испытуемых (40%) показали высокое осознание нравственных норм, также следующие 8 испытуемых (40 %) показали среднее осознание нравственных норм и лишь небольшой процент испытуемых, 4 человека (20 %) показали низкий уровень осознания нравственных норм.
Рассмотрим результаты осознания нравственных норм у детей группы В1. Результаты диагностики представлены в таблице № 6
Таблица №6
Результаты исследования осознания нравственных норм у детей группы В1
Дети |
Называет нравственную норму |
Оценка поведения детей |
Мотивировка оценки |
Количество баллов |
Даша.Е |
+ |
- |
- |
1 |
Вадим.В |
+ |
+ |
- |
2 |
Евгения.Т |
+ |
+ |
+ |
3 |
Анита.Я |
+ |
+ |
- |
2 |
Диана.Т |
+ |
+ |
- |
2 |
Елена.С |
+ |
+ |
- |
2 |
Юра.Р |
+ |
+ |
+ |
3 |
Миша.Б |
+ |
+ |
+ |
3 |
Вова.Б |
- |
+ |
- |
1 |
Дима.И |
+ |
+ |
- |
2 |
Из таблицы мы видим, что 3 испытуемых (30%) показали высокое осознание нравственных норм, 5 испытуемых (50 %) показали среднее осознание нравственных норм и 2 испытуемых (20%) показали низкое осознанием нравственных норм.
Таким образом, мы можем сказать, что у детей, чьи родители имеют благоприятный тип родительского отношения, преобладают высокий и средний уровни осознания нравственных норм.
У детей, чьи родители
имеют неблагоприятный тип
Для детей с высоким осознанием нравственных норм правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку.
Для детей со средним осознанием нравственных норм правильно оценивают поведение детей, но не мотивируют свою оценку.
Дети с низким и очень низким осознанием нравственных норм затрудняются оценить поведение детей и оценку не мотивируют и нравственную форму не формулируют.
Далее мы провели диагностику поведенческого компонента 30 младших школьников у которых родители имеют благоприятный и неблагоприятный типы родительского отношения.
Детям предлагалось вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям показывался выигрышный билетик. По нему ребенок мог получить приз – конфету. На самом деле в коробке не было выигрышных билетов. Но дети этого не знали. Ребенок должен был вытащить билетик, посмотреть на него, снова убрать в коробку, перемешать и сообщить результат взрослому.
Рассмотрим результаты сформированности морального поведения у детей группы А1. Результаты диагностики представлены в таблице №7.
Таблица №7
Результаты исследования сформированности морального поведения у детей группы А1
Дети |
Делает правильный моральный выбор |
Делает неправильный моральный выбор |
Паша.З |
+ |
|
Игорь.Е |
+ |
|
Галя.К |
+ |
|
Анита.К |
+ |
|
Саша.Н |
+ |
|
Даниил.Ф |
+ |
|
Юра.М |
+ |
|
Кирилл.В |
+ |
|
Сергей.Т |
+ |
|
Данил.М |
+ |
|
Таня.В |
+ |
|
Игорь.К |
+ |
|
Данил.Н |
+ |
|
Полина.Б |
+ |
|
Влад.К |
+ |
|
Наташа.М |
+ |
|
Дима.У |
+ |
|
Семён.З |
+ |
|
Лиза.Е |
+ |
|
Аня.Р |
+ |
Из таблицы мы видим, что все дети (100%), чьи родители имеют благоприятный тип родительского отношения делают правильный моральный выбор. Дети вытаскивали из коробки билетик и объявляли, что он проигрышный.
Рассмотрим результаты сформированности морального поведения у детей группы В1. Результаты диагностики представлены в таблице №8
Таблица №8
Результаты исследования сформированности морального поведения у детей группы В1
Дети |
Делает правильный моральный выбор |
Делает неправильный моральный выбор |
Даша.Е |
+ |
|
Вадим.В |
+ | |
Евгения.Т |
+ |
|
Анита.Я |
+ |
|
Диана.Т |
+ |
|
Елена.С |
+ |
|
Юра.Р |
+ |
|
Миша.Б |
+ |
|
Вова.Б |
+ | |
Дима.И |
+ |
Также из таблицы мы видим, что дети (80%), чьи родители имеют неблагоприятный тип родительского отношения делают правильный моральный выбор, но 2 испытуемых (20%) не сформировано моральное поведение, они делают неправильный моральный выбор. Дети вытаскивали из коробки билетик и объявляли, что он выигрышный, хотя в коробке выигрышных билетов не было.
Таким образом, мы можем сказать, что у детей, чьи родители имеют благоприятный тип родительского отношения, лучше сформировано моральное поведение. Эти дети делают правильный моральный выбор, чем у детей, чьи родители имеют неблагоприятный тип родительского отношения.
Выводы
Проведя экспериментальное изучение проблемы влияния типа родительского отношения на особенности нравственного сознания детей младшего школьного возраста, позволяет сделать следующие выводы:
1. Результаты исследования по тест опроснику родительского отношения (А.Я. Варга В.В Столин) показали, что из 30 родителей с типом
«Принятие» имеют 2 родителя (6,7%);
«Симбиоз» имеют 18 родителей, что составляет 60%
«Авторитарной гипперсоциализацией» 8 родителей 26,7%;
«Маленький неудачник» 2 родителя, что составляет 6,7%
С типами «Кооперация» и «Отвержение» не выявлено.
Далее мы выявили 2 экспериментальные группы: родители с благоприятным типом родительского отношения (принятие, симбиоз) и родители с неблагоприятным типом родительского отношения (авторитарная гипперсоциализация, маленький неудачник).
Для родителей с благоприятным типом родительского отношения характерно: уважение индивидуальности ребёнка, симпатия к нему. Родитель пытается проводить много времени вместе со своим ребёнком, одобряет его планы и интересы, ощущает себя с ребёнком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни.
Для родителей с неблагоприятным типом родительского отношения характерно: контроль за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребёнку свою точку зрения. Ребёнок представляется для родителя неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний, старается оградить ребёнка от трудностей в жизни и контролировать его действия.
2. Следующим этапом в изучении данной проблемы стало изучение нравственного сознания детей младшего школьного возраста.
В первой экспериментальной
группе дети, чьи родители имеют
благоприятный тип
3. Во второй экспериментальной группе дети, чьи родители имеют неблагоприятный тип родительского отношения выявлены дети с активными и устойчивыми нравственными ориентирами, им свойственны адекватные эмоциональные реакции. Такие дети обосновывают свой выбор нравственными установками. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания, задавая ему строгие дисциплинарные рамки, навязывают ребенку почти во всем свою волю.
4. Сравнивая результаты
исследования нравственного