Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования: Изучить особенности нравственного сознания детей младшего школьного возраста, в зависимости от типа родительского отношения.
Объект исследования: Дети младшего школьного возраста и их родители.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей нравственного сознания младших школьников.
1.1 Понятие «нравственное сознание»..………………..……………..………….6
1.2 Особенности нравственного сознания младшего школьника……………..15
1.3 Понятие «родительские отношения», и его типы…………………………..22
1.4 Роль семьи в формировании нравственного сознания в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….....27
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей нравственного сознания детей младшего школьного возраста в зависимости от родительского отношения.
2.1 Программа исследования……………………………………………………32
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………33
Вывод……………………………………………………………………………...52
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы……………………………………………...54
Приложение
2. Сдерживание (контроль).
Строгие родители предписывают
детям множество запретов, держат
их под пристальным надзором,
устанавливают определенные
Снисходительные родители
в отличие от строгих обычно
делают мало замечаний
Глава 2. Эмпирическое обоснование проблемы влияния типа родительского отношения на нравственное сознание детей младшего школьного возраста.
2.1 Программа исследования.
Целью проведения исследования явилось изучение особенностей нравственного сознания детей младшего школьного возраста в зависимости от типа родительского отношения.
Исследование проводилось с младшими школьниками 4 «А», 4 «Б» и 4«В» классов МОУ СОШ с. Корткерос и их родителями. В исследовании принимало участие 30 детей младшего школьного возраста и их родители (матери).
На 1 этапе нашего исследования мы изучили тип родительского отношения. Полученные данные позволили нам разделить выборку младших школьников у этих родителей на 2 экспериментальные группы по критерию типа родительского отношения на благоприятный и неблагоприятный типы родительского отношения.
На 2 этапе нашего исследования
мы изучили особенности нравственн
Для реализации поставленных задач нами были выбраны следующие методы:
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Изучение родительского отношения по методике А.Я. Варга и В.В. Столина «Тест-опросник родительского отношения»
На 1 этапе нашего исследования после проведения тест-опросника «Родительского отношения» мы получили 4 типа родительского отношения: принятие, симбиоз, авторитарная гипперсоциализация и маленький неудачник. Родителей с типом «кооперация», и «отвержение» не выявлено.
Далее мы выявили 2 экспериментальные группы: родители с благоприятным типом родительского отношения (принятие, симбиоз) и родители с неблагоприятным типом родительского отношения (авторитарная гипперсоциализация, маленький неудачник).
Для дальнейшего исследования мы назовем 2 наши экспериментальные группы: группа А и группа В.
Группа А – это родители с благоприятным типом родительского отношения. Следовательно, А1 – это их дети.
Группа В – это родители с неблагоприятным типом родительского отношения.
Следовательно, В1 – это их дети.
Результаты изучения
родительского отношения у
Таблица №1
Результаты исследования типа родительского отношения в группе А
№ |
Родители |
Принятие |
Симбиоз |
1 |
Марина.З |
+ |
|
2 |
Карина.Е |
+ |
|
3 |
Ирина.К |
+ | |
4 |
Марина.К |
+ | |
5 |
Тамара.Н |
+ | |
6 |
Полина.Ф |
+ | |
7 |
Евгения.М |
+ | |
8 |
Дарья.В |
+ | |
9 |
Олеся.Т |
+ | |
10 |
Марина.М |
+ | |
11 |
Мария.В |
+ | |
12 |
Дарья.К |
+ | |
13 |
Анна.Н |
+ | |
14 |
Татьяна.Б |
+ | |
15 |
Наталья.К |
+ | |
16 |
Галина.М |
+ | |
17 |
Анита.У |
+ | |
18 |
Мария.З |
+ | |
19 |
Ольга.Е |
+ | |
20 |
Надежда.Р |
+ |
Из данной таблицы мы видим, что 20 родителей имеют благоприятный тип родительского отношения, что составляет (66,7%) из 30 испытуемых. 2 родителя (6,7%) имеют тип родительского отношения «принятие» и 18 родителей (60%) имеют тип родительского отношения «симбиоз».
Для родителей с благоприятным типом родительского отношения характерно: уважение индивидуальности ребёнка, симпатия к нему. Родитель пытается проводить много времени вместе со своим ребёнком, одобряет его планы и интересы, ощущает себя с ребёнком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни.
Таблица №2
Результаты исследования типа родительского отношения в группе В
№ |
Родители |
Авторитарная |
Маленький неудачник |
1 |
Кира.Е |
+ |
|
2 |
Регина.В |
+ |
|
3 |
Елена.Б |
+ |
|
4 |
Валентина.Р |
+ |
|
5 |
Анастасия.С |
+ |
|
6 |
Светлана.Я |
+ |
|
7 |
Елена.Т |
+ |
|
8 |
Екатерина.Т |
+ |
|
9 |
Галина.Б |
+ | |
10 |
Виктория.И |
+ |
Из таблицы №2 мы видим,
что 10 родителей имеют
8 родителей имеют тип
родительского отношения «
Для родителей с неблагоприятным типом родительского отношения характерно: контроль за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребёнку свою точку зрения. Ребёнок представляется для родителя неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний, старается оградить ребёнка от трудностей в жизни и контролировать его действия.
Диаграмма№1
Тип родительского отношения
На 2 этапе нашего исследования
мы изучили особенности нравственного
сознания у детей младшего школьного
возраста в зависимости от типа
родительского отношения. В первую
очередь мы изучили эмоциональный
компонент нравственного
Результаты диагностики эмоционального отношения к нравственным нормам у детей группы А1 представлены в таблице №3.
Таблица №3
Результаты исследования эмоционального отношения к нравственным нормам у детей группы А1
Дети |
Эмоциональное отношение к нравственным нормам | |||
Эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. Отношение к нравств.нормам не устойчивое. |
Эмоциональные реакции неадекватны. Отношение к нрав.нормам не устойчивое. |
Эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое. |
Эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое. | |
Паша.З |
+ |
|||
Игорь.Е |
+ |
|||
Галя.К |
+ |
|||
Анита.К |
+ |
|||
Саша.Н |
+ |
|||
Даниил.Ф |
+ |
|||
Юра.М |
+ |
|||
Кирилл.В |
+ |
|||
Сергей.Т |
+ |
|||
Данил.М |
+ |
|||
Таня.В |
+ |
|||
Игорь.К |
+ |
|||
Данил.Н |
+ |
|||
Полина.Б |
+ | |||
Влад.К |
+ |
|||
Наташа.М |
+ |
|||
Дима.У |
+ |
|||
Семён.З |
+ |
|||
Лиза.Е |
+ |
|||
Аня.Р |
+ |
Исходя из результатов, представленных в таблицы №3 мы выявили, что у детей (10%) нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться. Отношение к нравственным нормам не устойчивое. Для них характерно адекватное оценивание поступков, однако, пассивное отношение к нравственным нормам. Неадекватные эмоциональные реакции.
Дети, у которых нравственные ориентиры существуют, но отношение к нравственным нормам еще не достаточно устойчивое, выявлено (85%). Для этих детей свойственно адекватное оценивание поступков и адекватные эмоциональные реакции.
Детям, у которых выявлены активные и устойчивые нравственные ориентиры (5%), свойственны адекватные эмоциональные реакции. Такие дети обосновывают свой выбор нравственными установками.
Детей, которые имеют нечеткие нравственные ориентиры – у родителей с благоприятным типом родительского отношения не выявлено.
Рассмотрим результаты эмоционального отношения к нравственным нормам у детей группы В1 в выборку которой вошли дети в количестве 10 человек. Результаты диагностики эмоционального отношения к нравственным нормам представлены в таблице №4.
Таблица №4
Результаты исследования эмоционального отношения к нравственным нормам у детей группы В1
Дети |
Эмоциональное отношение к нравственным нормам | ||||
Эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. Отношение к нравств.нормам не устойчивое. |
Эмоциональные реакции неадекватны. Отношение к нрав.нормам не устойчивое. |
Эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое. |
Эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое. | ||
Даша.Е |
+ |
||||
Вадим.В |
+ |
||||
Евгения.Т |
+ | ||||
Анита.Я |
+ |
||||
Диана.Т |
+ |
||||
Елена.С |
+ | ||||
Юра.Р |
+ | ||||
Миша.Б |
+ | ||||
Вова.Б |
+ |
||||
Дима.И |
+ |