Особенности нравственного сознания у детей младшего школьного возраста в зависимости от типа родительского отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить особенности нравственного сознания детей младшего школьного возраста, в зависимости от типа родительского отношения.
Объект исследования: Дети младшего школьного возраста и их родители.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей нравственного сознания младших школьников.
1.1 Понятие «нравственное сознание»..………………..……………..………….6
1.2 Особенности нравственного сознания младшего школьника……………..15
1.3 Понятие «родительские отношения», и его типы…………………………..22
1.4 Роль семьи в формировании нравственного сознания в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….....27

Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей нравственного сознания детей младшего школьного возраста в зависимости от родительского отношения.
2.1 Программа исследования……………………………………………………32
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………33

Вывод……………………………………………………………………………...52
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы……………………………………………...54
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 528.00 Кб (Скачать файл)

2. Сдерживание (контроль). Строгие родители предписывают  детям множество запретов, держат  их под пристальным надзором, устанавливают определенные нормы  поведения, которым дети обязаны  следовать. Успешно применяя подобную тактику воспитания, родители растят ребенка, который обычно подчиняется правилам и не дает повода к частым наказаниям.

 Снисходительные родители  в отличие от строгих обычно  делают мало замечаний несдержанному  ребенку; не запрещают шумные  игры, их мало заботят опрятность и послушание, они предоставляют детям неограниченную свободу в играх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое обоснование проблемы влияния типа родительского отношения на нравственное сознание детей младшего школьного возраста.

 

2.1 Программа  исследования.

Целью проведения исследования явилось изучение особенностей нравственного сознания детей младшего школьного возраста в зависимости от типа родительского отношения.

Исследование проводилось с младшими школьниками 4 «А», 4 «Б» и 4«В» классов МОУ СОШ  с. Корткерос и их родителями. В исследовании принимало участие 30 детей младшего школьного возраста и их родители (матери).

На 1 этапе нашего исследования мы изучили тип родительского  отношения. Полученные данные позволили нам разделить выборку младших школьников у этих родителей на  2 экспериментальные группы по критерию типа родительского отношения на благоприятный и неблагоприятный типы родительского отношения.

На 2 этапе нашего исследования мы изучили особенности нравственного сознания у младших школьников в 2-х экспериментальных группах. Исследование проводилось по 3-м компонентам (когнитивный, эмоциональный и поведенческий).

Для реализации поставленных задач нами были выбраны следующие  методы:

  1. Тест – опросник родительского отношения. Авторы: А.Я. Варга, В.В. Столин ( Приложение №1) Цель – выявить родительское отношение к детям. Данный опросник состоит из 5 шкал: 1- «Принятие-отвержение»; 2- «Кооперация»; 3-«Симбиоз»; 4-«Авторитарная гипперсоциализация»; 5- «Маленький неудачник». Сам тест включает в себя 61 вопрос, при подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно», тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
  2. Методика «Закончи предложение». Методика предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам. Данный тест состоит из 6 вопросов, необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.
  3. Методика «Закончи историю». Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально. Данный тест состоит из 4 историй, необходимо закончить каждую историю.
  4. Методика «Проигрышная лотерея» (М.Т.Бурке-Бельтран). Диагностика сформированности морального поведения ребенка. Детям предлагают вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям показывают выигрышный билетик. По нему ребенок может получить приз – конфету. Но в коробку билетик не кладут. На самом деле в коробке нет выигрышных билетов. Но дети этого не знают. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, снова убрать в коробку, перемешать и сообщить результат взрослому.

 

2.2 Анализ и интерпретация результатов

 

Изучение родительского  отношения по методике А.Я. Варга и В.В. Столина «Тест-опросник родительского отношения»

 

На 1 этапе нашего исследования после проведения тест-опросника  «Родительского отношения» мы получили 4 типа родительского отношения: принятие, симбиоз, авторитарная гипперсоциализация и маленький неудачник. Родителей с типом «кооперация», и «отвержение» не выявлено. 

Далее мы выявили 2 экспериментальные  группы: родители с благоприятным  типом родительского отношения (принятие, симбиоз) и родители с неблагоприятным  типом родительского отношения (авторитарная гипперсоциализация, маленький неудачник).

Для дальнейшего исследования мы назовем 2 наши экспериментальные  группы: группа А и группа В.

Группа А – это  родители с благоприятным типом  родительского отношения. Следовательно, А1 – это их дети.

Группа В – это родители с неблагоприятным типом родительского отношения.

Следовательно, В1 – это их дети.

Результаты изучения родительского отношения у родителей  групп А и В  представлены в  таблицах  №1 и №2.

 

Таблица №1

Результаты  исследования типа родительского отношения в группе А

Родители

Принятие

Симбиоз

1

Марина.З

+

 

2

Карина.Е

+

 

3

Ирина.К

 

+

4

Марина.К

 

+

5

Тамара.Н

 

+

6

Полина.Ф

 

+

7

Евгения.М

 

+

8

Дарья.В

 

+

9

Олеся.Т

 

+

10

Марина.М

 

+

11

Мария.В

 

+

12

Дарья.К

 

+

13

Анна.Н

 

+

14

Татьяна.Б

 

+

15

Наталья.К

 

+

16

Галина.М

 

+

17

Анита.У

 

+

18

Мария.З

 

+

19

Ольга.Е

 

+

20

Надежда.Р

 

+


 

Из данной таблицы мы видим, что 20 родителей имеют благоприятный тип родительского отношения, что составляет (66,7%) из 30 испытуемых. 2 родителя  (6,7%) имеют тип родительского отношения «принятие» и 18 родителей (60%) имеют тип родительского отношения «симбиоз».

Для родителей с благоприятным  типом родительского отношения  характерно: уважение индивидуальности ребёнка, симпатия к нему. Родитель пытается проводить много времени вместе со своим ребёнком, одобряет его планы и интересы, ощущает себя с ребёнком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни.

 

Таблица №2

Результаты  исследования типа родительского отношения в группе В

Родители

Авторитарная гипперсоциализация

Маленький неудачник

1

Кира.Е

+

 

2

Регина.В

+

 

3

Елена.Б

+

 

4

Валентина.Р

+

 

5

Анастасия.С

+

 

6

Светлана.Я

+

 

7

Елена.Т

+

 

8

Екатерина.Т

+

 

9

Галина.Б

 

+

10

Виктория.И

 

+


 

Из  таблицы №2 мы видим, что 10 родителей имеют неблагоприятный  тип родительского отношения, что  составляет (33,3%) из 30 испытуемых.

8 родителей имеют тип  родительского отношения «авторитарная гипперсоциализация» (26,7%) и 2 родителя (6,6%) имеют тип родительского отношения «маленький неудачник».

Для родителей с неблагоприятным  типом родительского отношения  характерно: контроль за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного  послушания и дисциплины, старается  навязать ребёнку свою точку зрения. Ребёнок представляется для родителя неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний, старается оградить ребёнка от трудностей в жизни и контролировать его действия.

 

Диаграмма№1

Тип родительского  отношения

 

На 2 этапе нашего исследования мы изучили  особенности нравственного  сознания у детей младшего школьного  возраста в зависимости от типа  родительского отношения. В первую очередь мы изучили эмоциональный  компонент нравственного сознания детей, чьи  родители имеют благоприятный тип  родительского отношения, выборку составили дети в количестве 20 человек.

Результаты диагностики  эмоционального отношения к нравственным нормам у детей группы А1  представлены в таблице №3.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №3

Результаты  исследования эмоционального отношения к нравственным нормам у детей группы А1

Дети

Эмоциональное отношение  к нравственным нормам

Эмоциональные реакции  неадекватны или отсутствуют. Отношение  к нравств.нормам не устойчивое.

Эмоциональные реакции  неадекватны. Отношение к нрав.нормам не устойчивое.

Эмоциональные реакции  адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

Эмоциональные реакции  адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Паша.З

   

+

 

Игорь.Е

 

+

   

Галя.К

   

+

 

Анита.К

   

+

 

Саша.Н

 

+

   

Даниил.Ф

   

+

 

Юра.М

   

+

 

Кирилл.В

   

+

 

Сергей.Т

   

+

 

Данил.М

   

+

 

Таня.В

   

+

 

Игорь.К

   

+

 

Данил.Н

   

+

 

Полина.Б

     

+

Влад.К

   

+

 

Наташа.М

   

+

 

Дима.У

   

+

 

Семён.З

   

+

 

Лиза.Е

   

+

 

Аня.Р

   

+

 

Исходя из результатов, представленных в таблицы №3 мы выявили, что у детей (10%) нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться. Отношение к нравственным нормам не устойчивое. Для них характерно адекватное оценивание поступков, однако, пассивное отношение к нравственным нормам. Неадекватные эмоциональные реакции.

Дети, у которых нравственные ориентиры существуют, но отношение  к нравственным нормам еще не достаточно устойчивое, выявлено (85%). Для этих детей свойственно адекватное оценивание поступков и адекватные эмоциональные реакции.

Детям, у которых выявлены активные и устойчивые нравственные ориентиры (5%), свойственны адекватные эмоциональные реакции. Такие дети обосновывают свой выбор нравственными установками.

Детей, которые имеют нечеткие нравственные ориентиры – у родителей с благоприятным типом родительского отношения не выявлено.

Рассмотрим результаты эмоционального отношения к нравственным нормам у детей группы В1 в выборку  которой вошли дети в количестве 10 человек. Результаты диагностики эмоционального отношения к нравственным нормам представлены в таблице №4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №4

Результаты  исследования эмоционального отношения к нравственным нормам у детей группы В1

 

Дети

Эмоциональное отношение  к нравственным нормам

Эмоциональные реакции  неадекватны или отсутствуют. Отношение  к нравств.нормам не устойчивое.

Эмоциональные реакции  неадекватны. Отношение к нрав.нормам не устойчивое.

Эмоциональные реакции  адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

Эмоциональные реакции  адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Даша.Е

 

+

   

Вадим.В

 

+

   

Евгения.Т

     

+

Анита.Я

   

+

 

Диана.Т

   

+

 

Елена.С

     

+

Юра.Р

     

+

Миша.Б

     

+

Вова.Б

 

+

   

Дима.И

 

+

   

Информация о работе Особенности нравственного сознания у детей младшего школьного возраста в зависимости от типа родительского отношения