Особенности памяти детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

В работе представлен теоретический анализ развития образной и словесной памяти у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста, а также практическая часть исследования особенностей образной и словесной памяти у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста с обоснованием блока диагностических методов, базы и выборки исследования и анализом полученных результатов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретический анализ развития образной и словесной памяти у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста 6
Определение памяти. Процессы и виды памяти 6
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста 13
Характеристика психического развития детей с нарушениями
слуха 19
Развитие образной и словесной памяти у детей с нарушениями
слуха 23
Исследование особенностей образной и словесной памяти у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста 28
Обоснование блока диагностических методов, базы и выборки исследования 28
Анализ результатов эмпирического исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности памяти детей с нарушением слуха.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем сам по себе процесс обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей носит характер творческих поисков, нуждается в новых способах усовершенствования практики. В связи с этим необходимо изучение характера особенностей психического развития детей данной категории, и в частности памяти, так как именно благодаря памяти происходит накопление ребенком знаний умений и навыков.

Понимая актуальность этой проблемы мы посчитали важным исследовать особенности развития памяти у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста, предположив, что именно в этом возрасте явно прослеживаются все особенности этого психического процесса. Исходя из того, что зрение у глухих и слабослышащих детей играет компенсаторную функцию, мы предположили, что и память этих детей главным образом опирается на зрительное восприятие. Таким образом, нами была выдвинута гипотеза о том, что у детей с нарушениями слуха в младшем школьном возрасте уровень развития образной памяти выше уровня  развития словесной памяти.

При изучении психологической и дефектологической литературы мы смогли пронаблюдать, что многие известные ученые, занимавшиеся этой проблемой и проводившие множество исследований, приходили к такому заключению.

  Мы провели свое эмпирическое исследование особенностей памяти у детей младшего школьного возраста имеющих нарушения слуха, в ходе которого выяснили, что это не факт. То есть, говоря иными словами, в данном исследовании наша гепотез не нашла своего подтверждения.

Исходя из результатов проведенной работы, мы делаем вывод, что своевременное выявление первичного отклонения, правильная коррекция вторичных дефектов, регулярное и систематическое занятие с детьми позволяют им развиваться согласно возрастным нормам, т.е. как в нашем случае образная память детей с нарушениями слуха не обгоняет в своем развитии словесную память и наоборот, уровень словесной памяти не превышает уровня образной памяти. Оба данных вида памяти развиваются в соответствии с законами развития здоровых детей, а какие-либо преобладания у конкретных индивидов того или другого вида памяти может быть связано с особенностями их характерологических свойств.

С помощью проводимых психолого-педагогических исследований сурдопсихология раскрывает, какими путями и средствами следует воспитывать и обучать глухих и слабослышащих детей, чтобы, учитывая особенности, обеспечить им компенсаторное развитие, и дает психолого-педагогические рекомендации к совершенствованию процесса обучения и воспитания.

Конечно, проведенное нами исследование большой роли в вопросах сурдопсихологии и сурдопедагогики не сыграет, но полученные в ходе него результаты могут быть использованы при составлении статистических данных об уровне  развития памяти у детей  с нарушениями слуха младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: 1963. – 345с.
    2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. – М.: Просвещение, 1988. – 125с.
    3. Возрастная и педагогическая психология// Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979 – 89 с.
    4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Т.2 // Собрание сочинений в 6 томах. – М., 1982 – 381с.
    5. Дьячков А.И. Сурдопедагогика / А.И. Дьячков – М.: Изд-во МГЗПИ, 1960. – 100с.
    6. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. – М., 2000
    7. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание/ П.И. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М., 1996.
    8. Исследование развития познавательной деятельности / Под. ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. – М., 1971 – 135с.
    9. Корсаков И.А., Корсакова Н.К. Хорошая память на каждый день. – Д.: ЧИКФ «ТББ», 1998 – 464 с.
    10. Крайнин В.М. Человек не слышит / В.М. Крайнин. – М.: Знание, 1984. – 144с.
    11. Крылов А.А. психология: Учебник для вузов / А.А. Крылов М.: Проспект, 1998 – 58 с.
    12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 176с.
    13. Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2003
    14. Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991. – 77 с.
    15. Лурия А.Р. Маленькая книга о большой памяти. – М.: Издательство Московского университета, 1968.
    16. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2004. – 583с. 
    17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с.
    18. Мягков И.Ф. Медицинская психология / И.Ф. Мягков, С.Н. Боков,  С.И. Чаева. – М.: «Логос», 2002. – 318с.
    19. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400с.
    20. Немов Р.С. Психология – М.: Просвещение, 1990.
    21. Общая психология  / Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: «Просвещение», 1976. – 479с.
    22. Общая психология  / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 448с.
    23. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровипой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999.
    24. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова – М.: ЧеРо, 2000. – 816 с., ил. – (Серия: Хрестоматии по психологии).
    25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер Ком, 1999. – 256-295 с.
    26. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство) – М.: Апрель-Пресс, изд-во Института Психотерапии, 2004. – 224с.
    27. Хрестоматия  по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова – М.: Издательство Московского университета, 1979 – 272 с.
    28. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей / Л.С. Цветокова. – М.: 1997. – 86с.
    29. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., Учпедгиз, 1960.

 

 

 

 

   Приложение А

 

В данном приложении представлены сырые баллы исследования.

 

 

Ф.И.

Запоминание предметов

Заучивание 6 слов

Геометрические

фигуры

Слова

1

2

3

4

5

6

 

1

2

3

4

5

6

 

c

m

n

B

T

A

c

m

n

B

T

A

Ч.К.

6

6

6

6

6

6

36

1

2

2

2

3

2

16

8

0

2

80

25

105

6

2

2

50

35

85

Х.К.

6

5

6

6

5

5

33

-

1

1

3

3

1

9

7

3

0

57,1

25

82,1

4

2

4

25

40

65

Н.Н.

6

6

6

6

6

6

36

1

1

2

2

3

1

10

10

0

0

100

19

119

7

0

3

70

33

103

Т.Н.

4

4

5

5

6

6

31

-

-

1

1

2

1

5

6

2

2

50

30

80

6

1

4

50

47

97

М.Е

5

5

6

6

6

5

32

-

1

1

2

2

-

6

9

0

1

90

23

113

6

1

3

55,5

42

97,5

В.А.

6

6

6

6

6

6

36

1

2

2

3

3

2

13

10

0

0

100

18

118

8

0

2

80

31

111

Е.М.

3

4

5

4

5

3

24

-

-

-

1

1

-

2

5

2

3

37,5

36

73,5

3

2

5

12,5

67

79,5

Ср.

32,5

8,7

98,6

91,1


 


Информация о работе Особенности памяти детей с нарушением слуха