Особенности проявления умственной одаренности у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть особенности проявления детской одаренности в дошкольном возрасте.
Задачи работы:
- исследовать проблему умственной одаренности в трудах отечественных и зарубежных психологов;
- определить значимость дошкольного детства в развитии детской одаренности;
- провести эмпирическое исследование особенностей проявления умственной одаренности у дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….… 4
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ… 8
1.1 Умственная одаренность как психологический феномен.……………………………………………..……………… 8
1.2 Проблема раннего проявления умственной одаренности.. 14
1.3 Значимость дошкольного детства в развитии детской одаренности……………………………………………………… 18
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………….. 23
2.1 Этапы и методы исследования………………………………. 23
2.2 Анализ результатов исследования…………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….….… 43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…. .45

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_odarennost (2).docx

— 119.94 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет    педагогики и психологии                                              

Кафедра   психологии

 

 

 

Дата регистрации работы в деканате _________________

Дата регистрации работы на кафедре _________________

Отметка о допуске к защите__________________________

Оценка за защиту __________________________________

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине   Теория и методика практической деятельности психолога

 

Тема: « Особенности проявления умственной одаренности у дошкольников»

 

 

 

 

Исполнитель:

студент факультета педагогики и психологии 4 курса группы ППз-42

                                                                     Крупица Екатерина Игоревна

Руководитель:

Заведующий кафедрой психологии Нестер Елена Федоровна

 

 

 

 

 

Барановичи, 2014

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 36 с., 24 ист., 10 прил., 2 рис.

 

ОДАРЕННОСТЬ, ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, УМСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ, ПРЕДПОСЫЛКИ, ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ

         

         Объект исследования: умственная одаренность.

         Предмет: особенности проявления умственной одаренности у дошкольников.

         Цель исследования: изучить особенности  проявления детской одаренности в дошкольном возрасте.

         Методы исследования: анализ и обобщение теоритических представлений по проблеме исследования, проективные методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова.

         Область возможного практического  применения: результаты могут быть  использованы в работе педагогов  дошкольного учреждения с целью  раннего выявления и развития  одаренных детей.

         Автор подтверждает, что приведенный  в работе расчетно-аналитический  материал правильно и объективно  отражает состояние исследуемого  процесса, а все заимствованные  из литературных и других источников  теоритические, методологические и  методические положения и концепции  сопровождают ссылками на их  авторов.

 

 

 

 

 

 

________________

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…     4

 

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ…           8

    1. Умственная одаренность как психологический феномен.……………………………………………..……………… 8
    2. Проблема раннего проявления умственной одаренности.. 14

1.3  Значимость дошкольного детства в развитии детской одаренности………………………………………………………  18

 

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………..     23

2.1 Этапы и методы исследования……………………………….  23

2.2 Анализ результатов  исследования…………………………….32

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……  41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….….…      43

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….….  .45

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки психологов и педагогов для работы с ними.

Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его способности нестандартного мышления и поведения, а значит, что возрастает потребность общества в неординарной творческой, одаренной личности, т.к. именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми, потому что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена и строго индивидуализирована.

Из этого следует, что раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Актуальность проблемы одаренности продиктована также тем, что образование является основой роста конкурентоспособности государства в современном мире и, несомненно, одаренные дети составляют его особый ресурс, так как обладают неординарными способностями, проявляющимися в виде высоких достижений в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день достаточно подробно изучен общенаучный феномен «одаренность» (более ста определений), обоснован феномен «детская одаренность». Необходимо исследовать социально-педагогические аспекты феномена «одаренные дети». Это позволит за научными фактами увидеть живую растущую личность, обладающую индивидуальными качествами, в том числе особенностями проявленной одаренности и потребностями одаренного ребенка в конкретно данный период.

Но многие вопросы, связанные с развитием одаренных детей, формированием их личности в различных видах деятельности в условиях образования остаются еще слабо изученными, недостаточно используются возможности дополнительного образования детей, объединяющего воспитание, обучение и развитие личности. Обусловлено это постоянно возникающими педагогическими и психологическими трудностями по причине разнообразия проявлений одаренности; множеством теоретических подходов и методов к ее исследованию; чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми. Вот почему проблема самореализации одаренных детей, осознанно корректируемая культурно выработанными способами, интересна как значимая для прогресса общества.

Цель исследования – рассмотреть особенности проявления детской одаренности в дошкольном возрасте.

Задачи работы:

- исследовать проблему умственной одаренности в трудах отечественных и зарубежных психологов;

-  определить значимость дошкольного детства в развитии детской одаренности;

- провести эмпирическое исследование особенностей проявления умственной одаренности у дошкольников.

 Гипотеза исследования: использование нетрадиционных методов и приемов в обучении детей старшего дошкольного возраста обеспечит положительную динамику их познавательного и речевого развития и будет способствовать совершенствованию творческих способностей.

Объект исследования: .умственная одаренность.

         Предмет исследования – особенности проявления умственной одаренности у дошкольников.

         Методы исследования: анализ и обобщение теоретических представлений по проблеме исследования, проективные методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова.

         База исследования: ГУО «Козловщинский детский сад-ясли Дятловского района Гродненской области ».

         Теоретическая и практическая значимость исследования: работа обусловлена возможностью на основе полученных результатов более эффективно выявление и развитие умственной одаренности  у дошкольников.

         Методологической основой настоящего исследования является диалектический метод, одну из сторон которого составляет системный принцип научного анализа; теоретические положения системного подхода к задачам исследования сложных научных объектов, имеющих междисциплинарный характер, к числу которых относится детская одаренность.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

 

1.1 Умственная  одаренность как психологический  феномен

 

Одаренность можно рассматривать с различных  позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную  редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка.

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта [17, с.21].

В. Штерн, один из выдающихся психологов XX века, с именем которого связаны важнейшие этапы становления психологии как науки и который стоял у истоков дифференциальной психологии, где предметом изучения стала человеческая индивидуальность, предлагает следующее определение одаренности: умственная одаренность есть «общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни» [12, с.49]. Он подчеркивает, что признак приспособления выдвигает зависимость действий от внешних моментов и отличает умственную одаренность от гениальности, сущность которой состоит в самопроизвольном творчестве. А признак всеобщности отличает умственную одаренность от таланта, характерная особенность которого состоит именно в ограничении умственной способности одной областью содержания. «Умственно одарен тот, кто легко приспосабливается к новым требованиям при различных условиях и в различных областях» [4, с.70].

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны  чрезвычайными возможностями детских лет  жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные   годы стремительное   умственное развитие происходит у всех  детей, оказывая решающий вклад   детских лет в становление интеллекта [2, c.14].

Выражение «одаренный ребенок» не означает, что ранние признаки повышенных возможностей познавания, эмоциональной отзывчивости или творчества уже позволяют с уверенностью судить о будущем потенциале растущего человека. Каждому такому ребенку (как и любому другому) предстоит свой путь к зрелости, в ходе которого многое может перемениться под влиянием обстоятельств, внутренних и внешних [12, c.50].

Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Нередко уже в 3-4 года они умеют читать и считать, увлекаются различными умственными занятиями (например, освоением географических карт, разного рода вычислениями, словесными упражнениями). Встречаются дошкольники, которые свободно оперируют дробями, пишут печатными буквами без ошибок длинные фразы. При этом они быстрее и правильнее своих ровесников, при прочих равных условиях, умеют анализировать, обобщать, делать выводы [9, с.57].

Для детей этой категории характерны повышенная умственная восприимчивость и постоянная готовность, прилагать усилия. Им нравится напрягать ум. Их нетерпеливая тяга к умственным впечатлениям, к новой «умственной нише» побуждает их к проявлению инициативы, к неиспробованным ходом мысли, к творческим попыткам [4, c.71]. При этом, их неустанная умственная активность неразрывно связана с её саморегуляцией. Такие дети не упускают из виду принятую ими цель и стремятся управлять своими действиями; при увлекающем занятии даже самые подвижные из них могут длительно поддерживать умственное напряжение или неоднократно возобновлять усилия. Вряд ли можно заставить таких детей быть пассивными, бездельничать. Их мозг нуждается не в отдыхе — ему необходима работа [11, с.58].

В результате такие дети как бы больше видят и слышат, больше узнают и больше понимают, чем их ровесники, при тех же обстоятельствах. Неудивительно, что именно таких детей — с ускоренным умственным развитием — чаще всего и называют одаренными. Их умственные успехи нельзя объяснить какими-нибудь особыми внешними условиями. Такой ребенок может оказаться и в семье с низким образовательным уровнем и в семье, где ребенку уделяется мало внимания. Свойственная таким детям активность ума придает положительную эмоциональную окраску их умственным занятиям, повышает уровень мыслительной работы, пробуждает дремлющие силы [3, с.26]

Информация о работе Особенности проявления умственной одаренности у дошкольников