Особенности проявления умственной одаренности у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть особенности проявления детской одаренности в дошкольном возрасте.
Задачи работы:
- исследовать проблему умственной одаренности в трудах отечественных и зарубежных психологов;
- определить значимость дошкольного детства в развитии детской одаренности;
- провести эмпирическое исследование особенностей проявления умственной одаренности у дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….… 4
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ… 8
1.1 Умственная одаренность как психологический феномен.……………………………………………..……………… 8
1.2 Проблема раннего проявления умственной одаренности.. 14
1.3 Значимость дошкольного детства в развитии детской одаренности……………………………………………………… 18
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………….. 23
2.1 Этапы и методы исследования………………………………. 23
2.2 Анализ результатов исследования…………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….….… 43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…. .45

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_odarennost (2).docx

— 119.94 Кб (Скачать файл)

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю», «Ничего не станет», «Так не бывает») - 1 балл.

Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения («У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и т. д.) - 2 балла.

Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («Утка нырнула», «Утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. - 3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала похожа на мостик» и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

        3. Методика "Как спасти зайку"

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. 

Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. 

М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

4. Методика "Дощечка"

Основание. Детское экспериментирование.

Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

Инструкция к проведению.

Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать". 

Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

Обработка данных.

При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

Таблица 3. Результаты изучение уровня развития творческих способностей по методике

«Солнце в комнате»

 

Ф.И. ребенка

Количество баллов

Уровень развития творческих способностей

1

Люда Б.

5

В

2

Вова Б.

5

В

3

Саша Е.

4

ВС

4

Женя К.

5

В

5

Аня М.

4

ВС

6

Паша В.

3

С

7

Юля Л.

3

С

8

Сергей Е.

4

ВС

9

Стас Ж.

3

С

10

Ксюша П.

3

С

11

Аня У.

5

В

12

Настя С.

4

ВС

13

Анна Ж.

3

С

14

Оля К.

4

С

15

Артем П.

5

В


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 

Таблица 4. Результаты изучение уровня развития творческих способностей по методике

«Складная картинка»

 

Ф.И. ребенка

Кол-во баллов

Уровень развития творческих способностей

1

Люда Б.

15

В

2

Вова Б.

12

ВС

3

Саша Е.

10

ВС

4

Евгений К.

15

В

5

Анна М.

10

ВС

6

Павел В.

9

С

7

Юлия Л.

8

С

8

Сергей Е.

9

С

9

Стас Ж.

9

С

10

Ксения П.

8

С

11

Анна У.

12

В

12

Настя С.

10

ВС

13

Анна Ж.

8

С

14

Оля К.

15

В

15

Артем П.

9

С


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

 

Таблица 5. Результаты исследования уровня творческих способностей по методике « Как спасти зайку»

 

 

 

Ф.И. ребенка

Кол-во баллов

Уровень развития творческих способностей

1

Люда Б.

15

В

2

Вова Б.

12

ВС

3

Саша Е.

10

ВС

4

Евгений К.

15

В

5

Анна М.

10

В

6

Павел В.

9

ВС

7

Юлия Л.

8

ВС

8

Сергей Е.

9

С

9

Стас Ж.

9

С

10

Ксения П.

8

С

11

Анна У.

12

ВС

12

Настя С.

10

В

13

Анна Ж.

8

С

14

Оля К.

15

В

15

Артем П.

9

С


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

 

Таблица 6. Результаты исследования уровня творческих способностей по методике «Дощечка»

 

 

Ф.И. ребенка

Кол-во баллов

Уровень развития творческих способностей

1

Люда Б.

15

ВС

2

Вова Б.

12

С

3

Саша Е.

10

В

4

Евгений К.

15

В

5

Анна М.

10

С

6

Павел В.

9

ВС

7

Юлия Л.

8

С

8

Сергей Е.

9

С

9

Стас Ж.

9

С

10

Ксения П.

8

С

11

Анна У.

12

В

12

Настя С.

10

ВС

13

Анна Ж.

8

С

14

Оля К.

15

В

15

Артем П.

9

С


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ З

 

Таблица 7. Сводная таблица изучения уровня развития творческих способностей

 

Ф.И. ребенка

Методика «Дощечка»

Методика « Как спасти зайку»

Методика «Солнце в комнате»

Методика «Складная картинка»

Уровень развития творческих способностей

1

Люда Б.

ВС

В

В

В

В

2

Вова Б.

С

ВС

В

В

В

3

Саша Е.

В

ВС

ВС

ВС

ВС

4

Женя К.

В

В

В

В

В

5

Анна М.

С

В

ВС

ВС

ВС

6

Паша В.

ВС

ВС

С

ВС

ВС

7

Юля Л.

С

ВС

С

С

С

8

Сергей Е.

С

С

С

С

С

9

Стас Ж.

С

С

ВС

ВС

ВС

10

Ксюша П.

С

С

С

С

С

11

Аня У.

В

ВС

С

С

С

12

Настя С.

ВС

В

В

ВС

В

13

Аня Ж.

В

С

ВС

В

ВС

14

Оля К.

В

В

В

ВС

В

15

Артем П.

С

С

С

ВС

С

Информация о работе Особенности проявления умственной одаренности у дошкольников