Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:53, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть особенности проявления детской одаренности в дошкольном возрасте.
Задачи работы:
- исследовать проблему умственной одаренности в трудах отечественных и зарубежных психологов;
- определить значимость дошкольного детства в развитии детской одаренности;
- провести эмпирическое исследование особенностей проявления умственной одаренности у дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….… 4
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ… 8
1.1 Умственная одаренность как психологический феномен.……………………………………………..……………… 8
1.2 Проблема раннего проявления умственной одаренности.. 14
1.3 Значимость дошкольного детства в развитии детской одаренности……………………………………………………… 18
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………….. 23
2.1 Этапы и методы исследования………………………………. 23
2.2 Анализ результатов исследования…………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….….… 43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…. .45
Естественно, что существует особая логика в становлении способностей ребенка. В основу анализа динамики развития способностей может быть положена характеристика тех средств, которыми овладевает ребенок. Хорошо известно, что сам Л.С. Выготский в качестве основного средства выделял знак, и прежде всего, понятие [15, с.108].
При таком подходе одним из основных вопросов при обсуждении проблемы детской одаренности является вопрос о видах способностей ребенка-дошкольника с позиции развития различных способов опосредствования. Специальные исследования показали, что можно выделить две основные группы таких способностей.
Первая группа - это способности к наглядному моделированию, с помощью которых ребенок направляет себя на раскрытие объективных связей и отношений действительности. При решении задач на развитие способностей к наглядному моделированию ребенок должен отвлечься от своего отношения к реальности, от собственных эмоций и выявить объективные характеристики действительности, применяя существующие в культуре средства, в данном случае - наглядные модели [24, с.49].
Вторая группа способностей - это способности к символизации, посредством которых ребенок проявляет и обобщает свое отношение к действительности. Здесь ребенок с помощью существующих в культуре средств (цвет, форма, структура предметов, персонажи сказок и т. п.) выражает свою субъективную позицию по отношению к реальности.
Следует отметить, что использование способностей к знаковому и символическому опосредствованию может включаться в решение двух основных типов задач, на которые указывают практически все авторы моделей развития детских способностей и одаренности. Первый тип задач - задачи собственно интеллектуальные (закрытого типа), в известном смысле репродуктивные, требующие использования знакомого способа решения, хотя и на новом материале [20, с.144].
Второй тип задач - творческие задачи, открытого типа, в которых от ребенка требуется применение нового способа решения. У детей дошкольного возраста уровень решения подобных задач характеризуется, прежде всего, уровнем развития воображения. Воображение позволяет ребенку, отталкиваясь от отдельных признаков предмета, строить новый целостный образ.
Различия в уровне развития способностей позволяют использовать дифференцированные образовательные стратегии, начиная с дошкольного возраста. При этом нечеткая теоретическая проработанность вопроса о специфике одаренности в различные периоды развития не всегда позволяет в достаточной степени обоснованно использовать различные образовательные технологии, что особенно явно проявляется при работе с умственно одаренными детьми дошкольного возраста. Уже стало типичным создавать для умственно одаренных дошкольников мини-гимназии, мини-лицеи и т.п., где дети дошкольного возраста начинают фактически ускоренное обучение по школьным программам. При этом абсолютно выпускается из вида, что те закономерности развития, которые действуют по отношению к обычным детям, действуют и по отношению к детям одаренным [13, с.58].
Однако, уровень познавательной активности и уровень развития умственных способностей, представляющих собой систему опосредствованных ориентировочных действий, не могут полностью охарактеризовать умственно одаренного дошкольника. Важнейшим компонентом умственной одаренности в этом возрасте является возможность реализации своих способностей в специфически дошкольных видах деятельности (игре, конструировании, литературно-художественном творчестве и др.). Подобная реализация характеризуется, прежде всего, наличием предварительных замыслов.
Для умственно одаренных детей характерно предварительное планирование своей деятельности: игры, рисования, аппликации. Замыслы отличаются развернутостью и продуманностью последовательности будущих действий, богатством и оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности. В то же время они вполне реалистичны, то есть соответствуют возможностям детей и наличию необходимых материалов [22, с.36].
Таким образом, при этом умственно одаренный ребенок легко осваивает необходимые действия для реализации своих замыслов и оказывается вполне успешным или в разных видах деятельности, или хотя бы в одном из них.
ВЫВОДЫ
Таким образом, изучив особенности детской одаренности в трудах отечественных и зарубежных психологов можно сделать следующие выводы:
1. Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
2. Ранее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психического развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления.
3. Для умственно одаренных детей характерно предварительное планирование своей деятельности: игры, рисования, аппликации. Замыслы отличаются развернутостью и продуманностью последовательности будущих действий, богатством и оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности. В то же время они вполне реалистичны, то есть соответствуют возможностям детей и наличию необходимых материалов.
ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Этапы и методы исследования
Цель работы – изучить особенности проявления детской одаренности в старшем дошкольном возрасте. Исходя из этого, нами разработана также цель практического исследования: определить уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Данная работа проводилась для того, чтобы доказать или опровергнуть гипотезу курсовой работы: использование нетрадиционных методов и приемов в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста обеспечит положительную динамику их познавательного и речевого развития и будет способствовать совершенствованию творческих способностей.
Для этого были использованы следующие методы исследования:
- анализ специальной
- проективные методики ( экспресс методики В. Кудрявцева, В. Синельникова « Солнце в комнате», « Складная картинка», «Дощечка», « Спасти зайку»).
База исследования: ГУО «Козловщинский детский сад-ясли Гродненской области Дятловского района». Выборку испытуемых составили 15 воспитанников 5-6 лет [ Приложение А].
С помощью выбранных методик составлен оперативный констатирующий микросрез развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий для выделения оснований – вычлененные авторами универсальные способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно – преобразовательный характер неординарных решений, детское экспериментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.
В ходе эмпирической работы с детьми было использовано несколько методик диагностики универсальных способностей авторов В. Синельникова и В. Кудрявцева [ Приложение Б].
1. Методика «Солнце в комнате».
Испытуемым была предложена следующая инструкция: « Я даю тебе картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано. Правильно. Скажи, так может быт, что художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной».
Данная методика направлена на выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
2. Методика « Складная картинка».
Ребенку показываем картинку: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» Выслушав ответ, мы складываем картинку и спрашиваем: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания – «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».
Данная методика позволяет определить умение сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
3. Методика « Как спасти зайку»
Перед ребенком на столе располагаем фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Мы, беря в руки зайчика говорим: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (обращаем внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?
Данная методика позволяет оценить способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
4. Методика « Дощечка».
Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Мы говорим: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать". Как только ребенок сложил доску в первый раз, мы останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска? "Услышав ответ ребенка, мы вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Данная методика направлена на оценку способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Далее предстояло обработать полученные результаты, анализ которых представлен ниже.
Далее, с целью развития творческих способностей детей дошкольного возраста нами были разработаны и предложены рекомендации воспитателю по организации нестандартных форм обучения и воспитания детей, игр-драматизаций.
Программа развития представляет собой поэтапное выполнение отдельных задач, направленных на развитие творческих способностей [ Приложение В].
На протяжении
3-х месяцев воспитатель
2.2 Анализ результатов исследования
Данные, полученные при проведении данной методики «Солнце в комнате» представлены в Приложении Г.
Таким образом, у 30% детей отмечается высокий уровень развития творческих способностей, у 30% уровень выше среднего, у 40% средний уровень развития творческих способностей.
Данные, полученные при проведении методики «Складная картинка», представлены в Приложении Д.
Таким образом, у детей отмечается в 20% высокий уровень развития творческих способностей, в 30% уровень выше среднего, у 50% средний уровень развития творческих способностей.
Данные, полученные при проведении методики « Спасти зайку», представлены в Приложении Е.
Обобщенные данные, полученные при проведении методик, представлены в Приложении З.
Таким образом, у детей отмечается в 30% высокий уровень развития творческих способностей, в 30% уровень выше среднего, у 40% средний уровень развития творческих способностей.
Указанные данные представлены в диаграмме 1.
С целью развития творческих способностей детей дошкольного возраста, были предложены рекомендации воспитателю по организации игр-драматизаций как одной из нестандартных форм обучения рассказыванию.
Программа развития представляет собой поэтапное выполнение отдельных задач, направленных на развитие творческих способностей [ Приложение В] .
Темы занятий [ Приложение И] .
Работа проводилась на протяжении 3 месяцев, после чего при помощи аналогичных методик мы сравнили показатели творческих способностей.
Обобщенные данные, полученные при проведении методик, представлены в Приложении К.
У 50% детей отмечается высокий уровень развития творческих способностей, что на 20% больше чем на констатирующем, у 40% уровень выше среднего, что на 10% больше, чем на констатирующем, у 10% отмечается средний уровень развития творческих способностей. Указанные данные представлены в диаграмме 2.
Рисунок 2.2 – Сравнительный анализ уровней развития творческих способностей на двух этапах эксперимента в %
Таким образом, отмечается положительная динамика в развитии творческих способностей детей.
Воспитание и развитие одаренных детей необходимо проводить с учетов выявленных особенностей таких детей.
Одаренных детей следует вовлекать в обогащенную деятельность. Многие из них способны прекрасно освоить отдельные аспекты обогащенной деятельности, и именно в этих аспектах рекомендуется стимулировать их творческую продуктивность. Индивидуализация программ особенно важна для обеспечения шансов каждого ребенка на одобрение и поддержку в тех видах деятельности, которые соответствуют его уровню развития, способностям и интересам и обладают для него высокой значимостью.
Информация о работе Особенности проявления умственной одаренности у дошкольников