Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:53, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть особенности проявления детской одаренности в дошкольном возрасте.
Задачи работы:
- исследовать проблему умственной одаренности в трудах отечественных и зарубежных психологов;
- определить значимость дошкольного детства в развитии детской одаренности;
- провести эмпирическое исследование особенностей проявления умственной одаренности у дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….… 4
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ… 8
1.1 Умственная одаренность как психологический феномен.……………………………………………..……………… 8
1.2 Проблема раннего проявления умственной одаренности.. 14
1.3 Значимость дошкольного детства в развитии детской одаренности……………………………………………………… 18
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………….. 23
2.1 Этапы и методы исследования………………………………. 23
2.2 Анализ результатов исследования…………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….….… 43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…. .45
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица 2. Программа развития представляет собой поэтапное выполнение отдельных задач, направленных на развитие творческих способностей
№ |
Этапы |
Мероприятия |
1. |
Организационный |
1. Участие в курсах
повышения квалификации в 2. Подбор литературы по проблеме исследования. 3. Анализ литературы. 4. Подбор дидактических игр по коррекции речевого развития. 5. Подбор дидактических
упражнений по развитию 6. Оформление и обеспечение игрового уголка “В гостях у сказки” для обыгрывания персонажей детьми. |
2. |
Диагностический |
1. Составление и подбор
диагностических методик по 2. Составление контрольных
листов и справки анализа |
3. |
Практический |
1. Анализ методической, педагогической
литературы по проблеме 2. Использование методов
и приемов для развития 3. Условия состояния предметно- 4. Составление индивидуальных
маршрутов творческого |
4. |
Обобщающий |
1. Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми 2. Подготовка отчета о
проделанной работе и |
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Таблица 8. Темы занятий
№ |
Тема |
Вид обучения |
1 |
Мы из будущего |
ТРИЗ |
2 |
Мы из прошлого |
ТРИЗ |
3 |
Заучивание стихотворений |
Мнемотехника |
4 |
Пересказ рассказа |
Мнемотехника |
5 |
Составь сказку |
Моделирование |
6 |
Составь фантазию |
Моделирование |
7 |
Замок из песка |
Песочная терапия |
8 |
Песочный человек |
Песочная терапия |
9 |
В стране радуги |
Рисунок |
10 |
Разноцветные истории |
Рисунок |
11 |
Бумажный переполох |
Аппликация |
12 |
Раз листочек, два листочек |
Аппликация |
13 |
Пластилиновая история |
Лепка |
14 |
Сказка про медведя |
Игра-драматизация |
ПРИЛОЖЕНИЕ К
Таблица 9. Сводная таблица изучения уровня развития творческих способностей на контрольном этапе эксперимента
№ |
Ф.И. ребенка |
Методика «Солнце в комнате» |
Методика «Дощечка» |
Методика «Складная картинка» |
Методика «Как спасти зайку» |
Уровень развития творческих способностей |
1 |
Люда Б. |
В |
ВС |
В |
В |
В |
2 |
Вова Б. |
В |
ВС |
В |
В |
В |
3 |
Саша Е. |
В |
ВС |
В |
В |
В |
4 |
Женя К. |
В |
С |
В |
ВС |
ВС |
5 |
Аня М. |
В |
В |
В |
В |
В |
6 |
Паша В. |
ВС |
В |
ВС |
С |
ВС |
7 |
Юля Л. |
С |
В |
С |
С |
С |
8 |
Сергей Е. |
ВС |
С |
ВС |
В |
ВС |
9 |
Стас Е. |
ВС |
В |
В |
В |
В |
10 |
Ксюша П. |
ВС |
В |
ВС |
В |
В |
11 |
Аня У. |
В |
ВС |
С |
С |
ВС |
12 |
Настя С. |
ВС |
С |
С |
В |
С |
13 |
Аня Ж. |
В |
ВС |
В |
В |
В |
14 |
Оля К. |
В |
В |
В |
ВС |
В |
15 |
Артем П. |
В |
ВС |
В |
С |
В |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1. Список испытуемых
№ |
Ф.И. ребенка |
Возраст |
МАЛЬЧИКИ | ||
1 |
Вова Б. |
5 лет |
2 |
Саша Е. |
6 лет |
3 |
Станислав Ж. |
5 лет |
4 |
Сергей Е. |
5 лет |
5 |
Артем П. |
6 лет |
6 |
Женя К. |
6 лет |
7 |
Павел В. |
6 лет |
ДЕВОЧКИ | ||
11 |
Люда Б. |
6 лет |
12 |
Аня М. |
6 лет |
13 |
Юля Л. |
5 лет |
14 |
Ксения П. |
5 лет |
15 |
Аня У. |
5 лет |
2 |
Оля К. |
6 лет |
3 |
Настя С. |
6 лет |
4 |
Аня Ж. |
6 лет |
Информация о работе Особенности проявления умственной одаренности у дошкольников