Особенности психического развития в дошкольный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Проблема, связанная с переходом ребенка с одного возрастного этапа на другой представляет для возрастной и социальной особый интерес. Значимость социальной ситуации развития для понимания основных проблем процесса перехода отмечалась многими психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.), при этом значительное внимание уделялось, как развитию детской личности, так и вопросам развития интеллекта у детей. В детском дошкольном периоде вся психическая жизнь ребенка и отношение его к окружающему миру перестраивается. Основой такой перестройки является появление в дошкольном возрасте внутренней психической жизни и внутренней регуляции поведения. Становление внутренней само регуляции и внутренней психической жизни связано с большим числом новообразований в сознании и психике дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Основная характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..……...5
1.1 Игровая деятельность………………………………………………………………...7
2 Развитие психических функций в дошкольном возрасте…………………………...11
2.1 Основные формы умственной деятельности ребенка дошкольного возраста…..13
3 Кризис семи лет и проблема готовности к школе…………………………………...19
3.1 Формирование культуры взаимоотношений………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………………26
Глоссарий………………………………………………………………………………...29
Список использованных источников…………………………………………………..32
Приложения……………………………………………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Педагогическая психология.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Выготский отмечал, что основная  причина детской непосредственности заключается в недостаточной дифференцированной внутренней и внешней жизни. Взрослые по внутреннему поведению ребенка легко могут прочитать, что чувствует, думает и переживает дошкольник. Потеря непосредственности говорит о том, что между поступком и переживанием «вклинивается» интеллектуальный момент - ребенок что- то хочет показать своим поведением, придумывая новый образ для себя, хочет изобразить то, чего на самом деле нет. Его действия и10 переживания опосредуются знаниями и представлениями о том «Как надо» интеллектуализируются. В отношениях с близкими взрослыми у  ребенка в данный период появляются новые трудности. В работе К.Н. Поливановой такие трудности специально были исследованы. В  7-м году жизни по ее данным на указание взрослых появляется новая реакция: ребенок в привычных ситуациях,  не проявляет не какой реакции на замечания и  просьбы родителей, делает вид, что их не слышит.  Если ребенок раньше без всяких проблем соблюдал режимные моменты, то сейчас в ответ на приглашение идти спать  или обедать он никак не реагирует, призыва близких взрослых в какой-то степени игнорируя. Споры с взрослыми, непослушание, возражения по всяким поводам также появляются в этом возрасте.

Центр этих симптомов ка отмечала  К.Н. Поливанова, находится вокруг обыденных бытовых правил, которые устанавливают родители. Как будто дети перестают слышать и отрицают требования родителей, которые были ранее установлены. Данные правила до определённого времени были не раздельной частью целостного отношения с близким взрослым. Но эти правила  в конце дошкольного для ребенка становятся воплощением обыденного, «детского», способом жизни который им не установлен.  Данный образ он начинает видеть  со стороны и данным образом относиться к нему. В первый момент отношение к правилу, которое задано взрослым, а не им, оказывается отрицательным, а нарушение является первой реакцией для него. Детский образ жизни. Прошлый отрицается, обесценивается, отвергается. Занять позицию взрослого и взять на себя его обязанность пробует ребенок. Правила, которые он раньше выполнял, в  привычной ситуации он пытается нарушить, чтобы себя утвердить в новой роли.

Однако отношение к привычной  ситуации будет возможным только в случае, открытия перед ребенком новой реальности, из которой он может смотреть на свою обыденную жизнь и оценивать ее. В кризис семи лет происходит именно это. Одновременно с симптомами  «трудновоспитуемости» и «странного поведения» и появляться самые важные положительные новообразования данного периода. Отрицательные проявления у ребенка в поведении как в этом, так и в других переходных периодах являются лишь оборотной, теневой стороной положительных изменений личности. Они и являются основой психологического смысла данного переходного периода.

Когда ребенок теряет непосредственность, он обретает свободу от ситуации, которая происходит. Опосредованность и произвольность своей психической жизни дают ему эту свободу. Если ребенок раньше, в дошкольном детстве, мог только в игре себя вести более или менее произвольно или при непосредственной помощи взрослого, то в 6-7 лет такая способность становится его внутренним достоянием и распространяется на различные сферы его жизни и деятельности.

Ребенок начинает осознавать и понимать, прежде всего, собственные переживания. Значительную разницу между переживанием определенных чувств (обиды, радости, огорчения пр.) и знаниями что переживаю их («я огорчен», «я радуюсь», «я сердит») подчеркивал Выготский.  В семилетнем возрасте появляется осмысленность ориентировки собственных переживаний: ребенок сам открывает факт их существования. «Логика чувств» или обобщение переживаний впервые возникает к кризису семи лет.

Самолюбие, требовательность к себе, уровень запросов к своему успеху, самооценка появляются именно на этом возрастном этапе и выступают как следствия обобщения и осознания своих переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребенка.

Жизненный мир ребенка значительно  расширяется в этом возрасте. Когда  он общается с взрослыми, у него появляются новые темы, которые не связанны с семейными сиюминутными бытовыми событиями. У детей начинает поваляться интерес к политике, происхождению планет, моральными и этическими вопросами, жизнью людей в других странах и пр. Появление интереса к общим вопросам говорит о том, что  сфера интересов ребенка расширяется, и он стремится найти свое место в большом мире.

3.1. Формирование культуры взаимоотношений.11

У ребенка расширяется не только сфера интересов, но и сфера его  контактов в социуме. Он вступает в общность людей совершенно новую для себя, ему приходится устанавливать контакт с большим числом новых взрослых (соседей, воспитателей в детском саду, врачами, знакомыми родителей, руководителями секций и пр.). Со сверстниками его отношения становятся все более сложными и важными.  Отличительной чертой контактов в этой новой общности является опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если ребенок в семье  вести себя может непосредственно и перед ним совсем не встает задача «как себя вести», то контактируя с людьми которые менее близки, данная задача становится на первое место.

Ситуация когда ребенок входит в новую общность диктует свои правила по которым он должен изменить характер своего общения с окружающими. Ребенок во время общения должен понимать как себе нужно вести в магазине, с воспитателем, врачом, и исход из этого вступать в различные контакты, с разными взрослыми. В таких контактах ребенку необходимо совершать действия не под влиянием сиюминутных своих побуждений, а учитывая правила, условия, цели и другие моменты, которые задают контекст ситуации.

Также к концу дошкольного возраста преобразуется и характер общения  со сверстниками.  Во-первых, субъективное начало в детских отношениях усиливается, оно делает возможными между ними устойчивые и интимные контакты, которые не зависят от конкретной ситуации. Появляются привязанность, дружба, забота о других и пр. Во-вторых, детское общение все больше начинает опосредоваться правилами, которые приняты в детских сообществах. Помимо правил совместных игр, начинают работать правила, которые регулируют отношения детей: правила справедливости, очередности и др.

У семилетнего ребенка главным  смыслом жизни становится вхождение  в новую и в более широкую  социальную общность. Признание и  одобрение которое идет от членов данной общности являются для ребенка показателем того  с какой успешностью проходит процесс в ее вхождение. Для того чтобы заслужить признание, ребенку необходимо себя вести согласно правилам, которые формируют 12ожидания, обращенные к нему. Однако данные правила обычно в четкие сознательные инструкции не оформлены, а существуют как форма определенной социальной роли. У ребенка появляется стремление исполнять ту роль, которую ему предлагает новая общность и которую он берет на себя сам. И поэтому будущее приобретает для детей особую содержательную наполненность. Т. В. Ермолова и И. С. Комогорцева, во время исследования у дошкольников временного аспекта образа себя, выявили, что в возрасте семи лет для ребенка особую привлекательность и значимость приобретают взрослость и юность. Тетям именно эти возрастные этапы кажутся наиболее желанными и счастливыми. Причем впервые в семилетнем возрасте дети начинают для себя выделять такой критерий социальный статус человека (положение его в обществе, его профессию, семейный статус и пр.). Ребенок начинает, задумывается о том, какое будущее его ждет и хочет в обществе занять определенное место (начальника, милиционера,  ветеринара, мамы и пр.).

У детей семилетнего возраста представления  о себе в новом социальном качестве выступает в качестве освоения ролевого поведения, которое является наиболее адекватной формой активности социальной. Именно в роли перспективная цель по смыслу социальная начинает объективироваться.

Все это позволяет говорить о  том, в качестве одного из самых важных  новообразований, возникающих на границе дошкольного и младшего школьного возраста, выступает потребность и способность в осуществлении деятельности, которая важна для общества. В настоящее время ребенок 6-7 лет, стремящийся занять роль социально значимую чаще и наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую ребенок занимает, начиная школьное обучение.

Готовность ребенка с обществом  вступить в иные, новые отношения  с обществом в завершение дошкольного  возраста свое выражение находит в готовности его к обучению в школе. Огромной комплексной проблемой исследовавшийся в отечественной психологии является переход детей от дошкольного образа жизни к школьному. В нашей стране данная проблема стояла очень широко и была связанна с переходом к школьному обучению с 6 лет. Этой проблеме посвящалось огромное количество монографий и исследований (Г.М. Иванова, Е.Е. Кравцова,  Н.И. Гуткина,  К.Н. Поливанова и др.).

 

В качестве основных компонентов психологической  готовности ребенка к школе, как правило, рассматривается мотивационная или (личностная), волевая и интеллектуальная готовность.

Мотивационная или личностная готовность ребенка к школе заключается  в том, что ребенок начинает стремиться к новой социальной позиции, позиции  школьника. Данная позиция заключается в том, какого отношение ребенка к школе, учителям, учебной деятельности и к себе самому  как к ученику.

Для ребенка 6-7 лет исключительно  важна фигура учителя. Учитель выступает в качестве первого взрослого, с которым ребенку приходится в ступать в общественные отношения, которые в дальнейшим не сводятся к  непосредственно-личным связям, а опосредованные ролевыми позициями (учитель-ученик). Родители для ребенка не являются носителями новой социальной роли и нового образа жизни.

Только в школе без всяких осуждений и возражений ребенок в след за учителем готов исполнять все, что от него требуется.

Внутреннюю позицию школьника  в своих исследованиях изучала  Т.А. Нежнова. Такая позиция, согласно Л.И. Божович, выступает в качестве главного новообразования  кризисного периода и является системой потребностей, которая связанна с новой общественно значимой деятельностью, таким как учение. Новый для ребенка, более взрослый образ жизни олицетворяет эта деятельность. В это же время не всегда позиция ребенка занять новую социальную позицию связанна с его умением и желанием учиться. В работе А.Л. Венгера и К.Н.Поливановой к пониманию готовности к школе осуществлен интересный подход. В этой работе как главное условие готовности ребёнка школе рассматривается его способность выделять для себя учебное содержание и отделять его от фигуры взрослого. Авторы показывают, что в 6-7 летнем возрасте ребенку открывается только формальная, внешняя сторона школьной жизни. Поэтому с особым старанием он пытается вести себя «как школьник», т. е. подминать руку, сидеть ровно, во время ответа вставать и пр. Но что при этом говорит учитель и что ему нужно отвечать для него не совсем важно. Для семилетнего ребенка в ситуацию общения с учителем вплетено каждое задание. В нем ребенок видит главное действующее лицо, не замечая часто самого учебного предмета.  При этом главное звено, такое как содержание обучения выпадает.

Необходимым и самым главным  условием готовности ребенка к школе  выступает развитие произвольного  поведения, рассматриваемое обычно как волевая готовность к школе. Школьная жизнь диктует ребенку, чтобы он четко выполнял определенные правила поведения и самостоятельно организовывал свою деятельность. В качестве центрального звена готовности ребенка к обучению в школе выступает способность подчиняться правилам и требованиям взрослых.

К детской познавательной сфере  серьезные требования предъявляет  учеба в школе. Ему необходимо преодолеть свой дошкольный эгоцентризм  и научиться различать различные стороны действительности.

Ребенок должен в предмете видеть отдельные его стороны, параметры  – переходить к предметному обучению можно только с этим условием. А  это, предполагает в свою очередь овладение средствами познавательной деятельности. 13

 

 

Заключение

Итак, проанализировав тему данной работы «Особенности психического развития в дошкольный период» можно сделать следующие выводы.

Важнейшие новообразования психики  складываются в дошкольный период. Центральное место в структуре психических функций  начинает занимать память. Мышление приобретает возможность совершать действия в плане общих представлений. Познавательные интересы ребенка начинают расширяться, и начинает складываться образ детского мировоззрения. Начинает формироваться и выполнять интенсивную работу воображение. У ребенка складывается личное самосознание и произвольное поведение.

Главной деятельность ю дошкольника  является сюжетно-ролевая игра, так  как в ней складываются основные психические новообразования данного  возраста. У ролевой игры есть социальный характер, как по содержанию, так и по своему происхождению. В качестве главной единицы игры выступает роль, реализуемая в игровых действиях. Необходимо различать содержание игры и ее сюжет. Сюжет является областью действительности воссоздаваемой в ролевой игре. Все что ребенок выделил и воспроизвел в качестве основного момента деятельности взрослого, является содержанием игры.

С возрастом детей содержание ролевой  игры меняется. Предметные действия людей  для  младших дошкольников являются основным содержанием игры. Отношения между людьми выступают на первый план в среднем дошкольном возрасте. В старшем же возрасте  выполнение правил, которые регулируют отношения и поведение людей.

Среди дошкольных игр помимо сюжетно-ролевой, выделяются игра с правилом, ролевая игра и другие. Продуктивные формы деятельности такие как: лепка, рисование, конструирование, аппликация появляются в дошкольном возрасте. Элементы учебной деятельности так же появляются в дошкольном возрасте. Но основной и ведущей деятельностью данного периода является сюжетно-ролевая игра.14

Информация о работе Особенности психического развития в дошкольный период