Особенности психического развития в дошкольный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Проблема, связанная с переходом ребенка с одного возрастного этапа на другой представляет для возрастной и социальной особый интерес. Значимость социальной ситуации развития для понимания основных проблем процесса перехода отмечалась многими психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.), при этом значительное внимание уделялось, как развитию детской личности, так и вопросам развития интеллекта у детей. В детском дошкольном периоде вся психическая жизнь ребенка и отношение его к окружающему миру перестраивается. Основой такой перестройки является появление в дошкольном возрасте внутренней психической жизни и внутренней регуляции поведения. Становление внутренней само регуляции и внутренней психической жизни связано с большим числом новообразований в сознании и психике дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Основная характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..……...5
1.1 Игровая деятельность………………………………………………………………...7
2 Развитие психических функций в дошкольном возрасте…………………………...11
2.1 Основные формы умственной деятельности ребенка дошкольного возраста…..13
3 Кризис семи лет и проблема готовности к школе…………………………………...19
3.1 Формирование культуры взаимоотношений………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………………26
Глоссарий………………………………………………………………………………...29
Список использованных источников…………………………………………………..32
Приложения……………………………………………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Педагогическая психология.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Эгоцентризм выступает как отличительная  особенность познавательной позиции  ребенка дошкольного возраста. Данный термин, как и само понятие, в психологию были введены Ж. Пиаже. В основе позиции эгоцентризма  лежит невыделенность самого себя и, вследствие этого, принятие собственной позиции как абсолютной и единственной. У дошкольника позицию эгоцентризма выражается как невозможность принятия другой точки зрения, учитывать различные параметры субъекта при отсутствии представлений о сохранении количества и иных феноменах Пиаже.

Такой феномен как эгоцентрическая  речь характерна для детей дошкольного  возраста, т.е. речь, которая не обращена к собеседнику, речь для себя. Пиаже  рассматривал этап эгоцентрической  речи, как  промежуточный этап между индивидуальным и социализированном мышлением у ребенка.  С. Выготский показывал, что эгоцентрическая речь является этапом становления внутренней речи, которая в свою очередь есть главное средство мышления человека.

В дошкольном возрасте развитие мышления идет по пути, на котором преодолевается эгоцентризм и развивается децентрация.  Преодоление децентрации, в свою очередь, заключается в присвоении средств, которые позволяют вставать на объективно-общественную точку зрения. Переход с позиции непосредственной на позицию новую, объективно - общественную, имеющая всегда опосредованный характер, и составляющая суть децентрации. Данный переход происходит всегда при взаимодействии ребенка с взрослым, которое может происходить как стихийно, так и организованно. Развитию децентрализации способствуют формирование условно-динамической позиции и обучение ребенка пользованию мер и меток, которые разрушают глобальность восприятия.

Умственное развитие у ребенка  дошкольного возраста представляет собой взаимодействие и тесную связь таких форм мышления как: наглядно - действенное, наглядно-образное и логического. Связь наглядно - образного мышления и наглядно действенного наиболее эффективно во время детского экспериментирования в момент, когда вместе с ясными и отчетливыми знаниями, у ребенка появляются неясные, смутные знания. С точки зрения Н.Н.Поддъякова взаимный переход неясных и ясных знаний ребенка, являются сутью саморазвития мышления у ребенка. В конце дошкольного возраста у ребенка наступает кризис  семи лет. Ребенок начинает отказываться от выполнения привычных норм поведения, и воспитание его становится  все более сложным. Согласно Выготскому за данными симптомами стоит потеря непосредственности: между действиями ребенка и его переживаниями вклинивается момент интеллектуальности. Внутренняя и внешняя жизнь ребенка дифференцируется.

Позитивным во время кризиса  семи лет является опосредованности и произвольность психической жизни ребёнка. Появляется обобщение собственных его переживаний; круг интересов ребёнком и его социальных контактов становится шире, общение со сверстниками и взрослыми  становится произвольным. Детская временная перспектива расширяется, возникает стремление, включится в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. Данное стремление находит свою реализацию во время поступления ребенка в школу.

Психологическая готовность ребенка  к школе включает мотивационную (личностную), интеллектуальную и волевую готовность. Помимо социальной позиции школьника, личностная готовность предполагает ориентацию на учебное содержание. Волевая готовность связана со способностью, действовать по правилу, которое задал учитель и с  развитием произвольности. Умственная готовность подразумевает под собой овладение познавательной деятельностью и интеллектуальную готовность ребенка.

Переход к обучению в школе своевременным  может быть только тогда, когда, когда он соответствует психологической зрелости и готовности ребенка.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Ведущая деятельность

Теоретический конструкт, обозначающий, обозначающий деятельность, в ко-торой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основой для перехода к новой ведущей деятельности.

2

Воображение

Способность человека к построению новых образов путём переработки  психических компонентов, приобретённых в прошлом опыте.

3

Дошкольный возраст

Этап индивидуального психического развития, который продолжается от 3 до 6-7 лет.

4

Игра

Форма активности животного организма, которая основана на условном моделировании той или иной развёрнутой деятельности.

5

Личность

Относительно устойчивая система  поведение индивида, построенная, прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

6

Память

Одна из психических функций  и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать  и воспроизводить информацию.

7

Само регуляция

Понятие, используемое в различных  социальных науках, в частности в  психологии, связанное с обеспечением самоорганизации различных видов психической активности человека.

8

Самосознание

Сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

9

Сюжетно-ролевая игра

Деятельность, в которой дети берут  на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

10

Эгоцентризм

Особенность детского мышления, которая  заключается в невыделенности себя и своей позиции.


 

Список использованных источников

1

Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М.:АСТ,2010.

2

Эльконин, Д. Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин // Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М., 2007.

3

Смирнова, Е. О. Детская психология: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006.

4

Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.

5

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.

6

Выготский, Л.С. Психология развития человека.  - М.: Эксмо, 2003.

7

Гамезо,  М.В. Возрастная психология. / М.В.  Гамезо, Е.А. Петрова Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 200.3

8

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Пособие  для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

9

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. - М.: Изд-во РОУ, 2005.

10

Гуткина Н.И. Педагогическая психология./Н.И.Гуткина, Э.Г.Вартанова, В.К.Заруцкий; под ред. И.Ю.Кулагиной. - М.:Сфера,2008.

11

Молодцова Н.Г. Практикум по практической психологии. - СПб. Питер, 2006.


 

Приложения

А


1 Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М.:АСТ,2010.

2 Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М.:АСТ,2010.

3 Гамезо,  М.В. Возрастная психология. / М.В.  Гамезо, Е.А. Петрова Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 200.3

4 Гамезо,  М.В. Возрастная психология. / М.В.  Гамезо, Е.А. Петрова Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 200.3

5 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

6 Эльконин, Д. Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин // Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М., 2007.

7 Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. - М.: Изд-во РОУ, 2005.

8 Смирнова, Е. О. Детская психология: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006.

9 Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.

10 Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.

11 Выготский, Л.С. Психология развития человека.  - М.: Эксмо, 2003.

12 Гуткина Н.И. Педагогическая психология./Н.И.Гуткина, Э.Г.Вартанова, В.К.Заруцкий; под ред. И.Ю.Кулагиной. - М.:Сфера,2008.

13 Гуткина Н.И. Педагогическая психология./Н.И.Гуткина, Э.Г.Вартанова, В.К.Заруцкий; под ред. И.Ю.Кулагиной. - М.:Сфера,2008.

14 Молодцова Н.Г. Практикум по практической психологии. - СПб. Питер, 2006.




Информация о работе Особенности психического развития в дошкольный период