Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы — выявить психологическую специфику детей, воспитывающихся в детском доме, в сравнении с их сверстниками, живущими в семье.
Задачи работы:
• Обобщить научно-теоретические источники и практическое состояние проблемы психологического развития детей в условиях детского дома.
• Выявить особенности уровня психологического развития и личности детей, воспитывающихся в детском доме.
• Определить особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в детском доме.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей психического развития детей с нарушением интеллекта……………………………………..6
1.1 Особенности развития эмоциональной сферы и ее динамики у детей с нарушением интеллекта, живущих в детском доме…………………………..6
1.2 Психологические особенности социальной депривации детей с нарушением интеллекта ………………………………………………………….9
1.3 Причины психологического нарушения социально-эмоционального развития детей, воспитывающихся в условиях детского дома …………… 12
1.4 Сравнительный анализ детей, растущих в семье и интернатного типа…13
Выводы………………………………………………………………………….22
Глава 2. Современные представления об отклонениях в развитии детей….25
2.1 Теоретическая основа современных представлений детей с нарушениями развития …………………………………………………………………………25
2.2 Функциональная концепция В.И.Лубовского …………………………….28
Выводы ………………………………………………………………………….33
Заключение …………………………………………………………………....35
Список литературы …………………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

Дошкольная специальная психология II курс (1).docx

— 86.45 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей психического развития детей с нарушением интеллекта……………………………………..6

1.1 Особенности развития  эмоциональной сферы и ее динамики  у детей с нарушением интеллекта, живущих в детском доме…………………………..6

1.2 Психологические особенности  социальной депривации детей с нарушением интеллекта ………………………………………………………….9

1.3 Причины психологического  нарушения социально-эмоционального  развития детей, воспитывающихся  в условиях детского дома  …………… 12

1.4 Сравнительный анализ детей, растущих в семье и интернатного типа…13

Выводы………………………………………………………………………….22

Глава 2. Современные представления об отклонениях в развитии детей….25

2.1 Теоретическая основа современных представлений детей с нарушениями развития  …………………………………………………………………………25

2.2 Функциональная концепция В.И.Лубовского …………………………….28

Выводы  ………………………………………………………………………….33

Заключение  …………………………………………………………………....35

Список литературы  …………………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В России ежегодно выявляется около 100 тысячи детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их неполноценную семью. Дети-сироты и дети, лишенные родительского попечительства в раннем детстве  попадают в дома ребенка, а позднее- в детские дома или школы-интернаты.

Эти дети, как правило, имеют непростые  показатели в своем физическом и  психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение  развития личности (от эмоциональной  сферы, до жизненной перспективы), нарушение  половой идентификации и др. В  этом источник склонности к наркотизации и формирования криминогенности.

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, нужны специальные условия, определяющие его быт, его

здоровье, характер его общения  с окружающими людьми, его личные успехи.

Проблемой изучения эмоционального компонента психики человека занимались Б.И. Додонов, К. Изард, А.Н. Леонтьев, Ж. Годфруа, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, П.М. Якобсон и другие специалисты. По их мнению, эмоции - это сфера психического отражения, которое оказывает влияние на любое проявление человеческой активности, являясь неотъемлемой частью повседневной жизни.

Развитие эмоционально-волевой  сферы личности - сложный процесс, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.

Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.В. Ермолаева, А.В. Запорожец, А.И. Захарова, А.Г. Ковалев, А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев, Е.В. Никифорова, Л.С. Славина, Г.А. Урунтаева, Е.Н. Шиянов и другие специалисты занимались изучением особенностей эмоциональной сферы на разных возрастных этапах развития и доказали, что своеобразный период в развитии детей возникает тогда, когда они становятся школьниками.

Исследования А.С. Белкина, Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной, Л.В. Занкова, Н.Л. Коломинского, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн и других посвящены изучению эмоционального развития учащихся с нарушением интеллекта.

Актуальность исследования. За последние  годы в обществе наблюдается постоянный рост категории детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, что требует создания учреждений социально-педагогической поддержки. В нашей стране ежегодно выявляется более 100 тыс. детей-сирот.  
По данным Контрольного управления президента к весне 2006 г. в России было официально учтено 869 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В среднем «неблагополучным» в России является один ребёнок из 34. За последние десять лет количество детей-сирот увеличилось в 1,7 раза, в основном из-за роста числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Итак, актуальность исследования обусловлена тем, что количество детей вне семьи возрастает, а психологическая помощь таким детям (из-за научной неразработанности проблемы и недостаточной квалификации специалистов в данной области) значительно запаздывает.

Цель нашей работы — выявить психологическую специфику детей, воспитывающихся в детском доме, в сравнении с их сверстниками, живущими в семье.

Объект работы – психическое развитие детей в условиях детского дома.

Предмет работы - психологические особенности воспитанников детского дома.

Задачи работы:

  • Обобщить научно-теоретические источники и практическое состояние проблемы психологического развития детей в условиях детского дома.
  • Выявить особенности уровня психологического развития и личности детей, воспитывающихся в детском доме.
  • Определить особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в детском доме.

Практическая значимость работы состоит  в том, что  
на основе ее результатов могут быть определены направления воспитательного и коррекционного воздействия для психологического сопровождения процесса обучения и воспитания детей в условиях детского дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей психического развития детей с нарушением интеллекта.

 

    1.  Особенности развития эмоциональной сферы и ее динамики у детей с нарушением интеллекта, живущих в детском доме.

 

Дети, живущие в детском доме, часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. В свои первые годы жизни они отличаются не свойственной детству пассивностью.

Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны - он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

Отчужденность, неумение эмоционально общаться, эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения - вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. Особенного внимания требует обсуждение так называемого эмоционального голода. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию

В детстве дети часто порываются к взрослым. Однако у них нет  опыта общения - они не могут развивать свои отношения. Порыв к общению обрывается, ребенок не имеет навыков общения: обратившись, прижавшись, ребенок убегает прочь по своей инициативе. На этом все может закончиться. Ребенок не умеет себя проявить. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения

У детей из детских домов плохо формируется картина мира и не складывается система взглядов, которая соответствует высокому уровню развития личности. Для ребенка из детского дома это слишком абстрактно. Он ориентируется на признание в своей среде чаще всего через свою физическую силу, через свою продуктивную для него агрессию, через порой асоциальные формы поведения (ложь, кражи, насилие).

Дети детских домов развиваются  в этом отношении крайне убого. Индивидуального  прошлого они очень часто не имеют, потому что прошлое обычно дает ребенку  семья. Ему говорят: «Когда ты был  маленьким, то ты делал то-то и то-то», «Ты был смелым, ты был сообразительным». И он как бы включает в свою индивидуальную память истории, которые ему предоставили любящие его люди. Позже, запоминая  события собственной жизни, он как  бы сам формирует свое прошлое 

Дети в детских домах и  интернатах, как особая общность, живут  по групповому нравственному нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую  совесть, поруку и пр. Здесь таятся очень глубокие проблемы для психологов и педагогов 

Важной проблемой в процессе развития детей-сирот, воспитывающихся в детских домах является проблема интеллектуального развития воспитанников. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в несформированности или неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).

Основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников общеобразовательных интернатных учреждений являются педагогическая запущенность, средовые влияния, а не врожденно - наследственные факторы, анатомо-физиологические нарушения работы центральной нервной системы. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения с взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме.

Следовательно одной из центральных проблем является проблема эмоционально-волевого развития воспитанников детских домов. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству.

Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном  стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных  контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д.

Отчужденность, эмоциональная  холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения - вот  далеко не полный перечень отклонений в развитии. У детей в детских  домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко  вступают в контакт с любым  человеком, который приходит в учреждение. Деловые контакты с взрослыми  возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом  могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными  и активными участниками дети не могут.

Активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе с взрослыми у детей  не возникает. Попытка взрослого  аргументировать привлекательность  совместной игры, деятельности может  вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего  вариант защитного поведения, которое  маскирует испуг, неуверенность  в себе и т. п. Ребенок не умеет  себя проявить в общении. Его никто  не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения.

 

1.2 Психологические  особенности социальной депривации  детей с нарушением интеллекта.

 

Психологические проблемы в  развитии, как детей, так и взрослых чаще всего возникают в связи  с переживанием ими лишений или  потерь. Термин «депривация» используется в психологии и медицине, в обиходной  речи означает лишение или ограничение  возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения и имеет пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви, проявления депривации похожи. Тревожность, страхдепрессия, интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома.  
В настоящее время остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах-интернатах.

В специализированные учреждения обычно поступают дети, уже давно  лишенные родительского тепла, страдающие от психической депривации. Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.

Следовательно, наиболее тяжелый  след в психологической жизни  ребенка оставляет «социальное» сиротство. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и  в большей изоляции он находится  в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение  интеллектуального и личностного  развития вследствие социальной депривации.

Информация о работе Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях детского дома