Особенности развития младшего школьника. Стили общения в семье и школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 10:54, реферат

Краткое описание

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью, на уроках ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

Содержание

* Введение. Три основные задачи для педагога. Стр. 2
* Место ребенка в системе общественных отношений. Стр. 4
* Речевое и эмоциональное общение.
Стили построения отношений. Стр. 6
Умственное развитие младшего школьника
* Устная и письменная речь. Стр. 8
* Сенсорное развитие. Стр. 11
* Развитие мышления. Стр. 12
* Развитие внимания. Стр. 14
* Развитие памяти. Стр. 15
* Развитие воображения. Стр. 16
*игра и ученье в младшем школьном возрасте. Стр. 18
Стили общения в семье и школе
* Стили общения в семье. Стр. 20
* Стили общения с учителем. Стр. 22
* Список используемой литературы. Стр. 27

Вложенные файлы: 1 файл

Младший школьный возраст.Стили общения в семье и школе..doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Ребенок совершает эмоциональный  речевой или действенный выпад  в ответ на агрессию со стороны  другого. Он может использовать открытые ругательства или давать отпор словами  типа  «Сам дурак!», «От такого слышу!» и др. Открытая агрессия в ответ на агрессию ставит ребенка в позицию равенства по отношению к сверстнику, и тут борьба амбиций определит победителя через умение оказать волевое сопротивление, не прибегая к демонстрации физического преимущества.

              4)Активно включаемый адекватно нелояльный, игнорирующий.

Ребенок демонстрирует  полное пренебрежение направленной на него агрессии. Открытое игнорирование  в ответ на агрессию может поставить  ребенка над ситуацией, если ему  хватит интуиции и рефлексивных способностей не переборщить в выражении игнорирования, не оскорбить чувства фрустрирующего сверстника и в то же время поставить его на место. Такая позиция позволяет сохранять чувство собственного достоинства, чувство личности.

 

    1. Пассивный невключенный тип.

Никакого общения не происходит. Ребенок избегает общения, замыкается в себе (втягивает голову в плечи, опускает глаза, смотрит  в некоторое пространство перед  собой, отворачивается и др.). Такая  позиция размазывает чувство  собственного достоинства, лишает его уверенности в себе.

 

В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии  отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуациях формального  равенства (все одноклассники и  ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности. Начальная школа вторгает прежде защищенного семьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где в реальных отношениях, следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право быть равноправным в общении с другими людьми. Именно характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Реально имеется две сферы социальных отношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи.

В сфере «ребенок - взрослый»  помимо отношений «ребенок - родители»  возникают новые отношения «ребенок - учитель», поднимающие ребенка  на уровень общественных требований к его поведению. В учителе  для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведения его к стандартизации в системе социального пространства обязанностей и прав. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам.

Учитель становится для  ребенка фигурой, определяющей его  психологическое состояние не только в классе, на уровне и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье.

Семья в отношении  к ребенку становится центрированной на учебной деятельности, на отношениях ребенка с учителем и одноклассниками.

 

         

 

Умственное развитие младшего школьника

 

                                   Устная и письменная речь

 

Первые годы жизни  ребенка, как мы уже говорили, сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у  детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности ребенок начинает входить в реальность образно-знаковой системы. В детские годы развитие речи идет в двух основных направлениях:

1) интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая  система языка, на котором говорят окружающие;

2) речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления). При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь весьма велики, особенно в речевом развитии. Обратимся к последовательному анализу речи и познавательных процессов ребенка.

К моменту поступления  в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000 слов. Словарь ребенка в начальных классах состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов.

Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических  способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания. Так, Антоша говорит: «Ива. Правда, красивое слово?! Оно нежное». В этом возрасте ребенок достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какие настолько плохи, что их стыдно произносить.

Ребенок, если ему объяснить  некоторые закономерности речи, с  легкостью обратит свою активность на познание речи с новой для него стороны и, играя, будет производить  анализ.

Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в словообразованиях, в умении подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием.

У младших школьников появляется ориентировка на системы  родного языка. Звуковая оболочка языка - предмет активной, естественной деятельности для ребенка шести-восьми лет. К шести-семи годам ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным.

Если ребенок посещал  детский сад, то он должен быть обучен навыкам осознанного анализа  речи. Он может производить звуковой анализ слов, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать  порядок звуков в слове. Ребенок  легко и с радостью произносит слова таким образом, чтобы интонационно выделить тот звук, с которого начинается слово. Затем он так же хорошо выделяет второй и все последующие звуки.

Ребенок при специальном  обучении может произносить слова  с целью выявления звукового  состава, преодолевая при этом сложившийся в живой речи привычный стереотип произнесения слов. Умение производить звуковой анализ слов способствует успешному овладению чтением и письмом.

Без специального обучения ребенок не сможет провести звуковой анализ даже простейших слов. Это и понятно: само по себе речевое общение не ставит перед ребенком задач, в процессе решения которых развивались бы эти специфические формы анализа. Ребенка, который не умеет проводить анализ звукового состава слова, нельзя считать отставшим. Он просто не обучен.

Потребность в общении  определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность.

Ребенок, поступивший  в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.

Речевое общение предполагает не только богато представленное разнообразие используемых слов, но и осмысленность  того, о чем идет речь. Осмысленность  обеспечивает знание, понимание того, о чем идет речь, и овладение значениями и смыслами словесных конструкций родного языка.

Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято  говорить, коммуникация. Шести-семилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи - той самой  речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации.

 Пересказ услышанной  истории, собственный рассказ  о случившемся доступны младшему  школьнику. Но здесь следует  включить множество «если»: если ребенок развивался в культурной языковой среде, если окружающие его взрослые требовали вразумительного высказывания, понимания того, что он говорит для других; если ребенок уже понимает, что он должен контролировать свою речь, чтобы быть понятым. Ситуативный способ речевого общения постепенно замещается контекстным. У ребенка с развитой речью мы наблюдаем речевые средства, которые он присваивает от взрослых и использует в своей контекстной речи. Конечно, даже очень хорошо развитая речь шести-семилетнего - это детская речь. За дальнейшее развитие контекстной речи будет ответствен учитель.

В условиях школьного  урока, когда учитель дает ребенку  возможность отвечать на вопросы  или просит пересказать услышанный текст, от него как от ученика требуют работы над словом, над словосочетанием и предложением, а так же над связной речью.

Для культурной речи важно  не только то, как строится конструкция  предложения, не только ясность излагаемой мысли, но и то, как обращается ребенок  к другому человеку, как произносится сообщение.

У детей семи-девяти лет  наблюдается некая особенность: уже достаточно освоив основы контекстной  речи, ребенок позволяет себе говорить не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы  удержать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или со сверстниками во время игрового общения. Рефлексируя на свою речь, не наполненную смыслом, ребенок спрашивает у взрослого: «Интересно я тебе рассказываю?» или «Тебе нравится, какую историю я сочинил?»

Устная речь может  быть восполнена поправками, добавлениями к тому, что уже было сказано. В  устной речи принимает участие экспрессивная  функция: тонирование высказывания, мимическое и телесное (прежде всего  жестовое) сопровождение речи.

 

Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, чем устная. Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание. Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия: повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр. Для письменной речи определяющее значение имеет ее правильность. Различают правильность орфографическую, грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм) и пунктуационную. Ребенок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью. Освобождаясь от напряжения, связанного с овладением исполнительских действий письма, ребенок начинает осваивать саму письменную речь. Его учат переписывать, а затем и пересказывать тексты.

Изложение - письменный пересказ текстов. Суть письменных изложений  в составлении таких текстов, которые в сжатой форме сохранили  бы суть содержания образцов. Учитель  предлагает план из 2-3 пунктов для  учеников первых классов; из 3-5 пунктов для учеников вторых классов; план текста ученики третьих-четвертых классов должны уметь составить самостоятельно.

Изложения как упражнения приобщают детей к лучшим образцам языка. Сжатое изложение учит ребенка  анализу текста и структурированию сюжета, контролю за тем, чтобы не исчез смысл, идея текста.

Особое значение приобретают  творческие изложения, когда ребенку  предлагают дополнить прочитанный  текст своими мыслями, выражением отношения  к изложенному пересказу.

Конечно, в начальной  школе ребенок только осваивает письменную речь как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Однако ему предоставляется возможность сочинять. Это самостоятельная творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему; определить ее содержание; накапливать, подбирать материал, выделять главное; излагать материал в необходимой последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить синтаксические конструкции и связный текст; орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить тексты на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования; осуществлять контроль, обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в сочинениях соучеников, исправлять свои и чужие ошибки.

 

 

 

 

                               Сенсорное развитие

 

Ребенок, пришедший в школу, не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Он может также изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет. Очень важно, чтобы ребенок умел устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Эталоны - это выработанные человечеством образцы основных разновидностей качеств и свойств предметов.

Если ребенок может правильно  назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с эталоном, то он может установить и идентичность (мяч круглый), частичное сходство (яблоко круглое, но не идеально, как мяч), несходство (шар и куб). Основательно осматривая, ощупывая или прослушивая, ребенок совершает соотносящие действия, прослеживает связь воспринимаемого с эталоном.

В природе существует бесконечное  разнообразие цветов, форм, звуков. Человечество постепенно упорядочило их, сведя  к системам цветов, форм, звуков - сенсорным  эталонам. Для обучения в школе  важно, чтобы сенсорное развитие ребенка было достаточно высоким.

Нормально развитый ребенок к школьному  возрасту хорошо понимает, что картина  или рисунок есть отображение  действительности. Поэтому он пытается соотнести картины и рисунки  с действительностью, увидеть то, что в них изображено. Рассматривая рисунок, копию картины или саму картину, ребенок, приученный к изобразительному искусству, не воспринимает используемую художником многоцветную палитру как грязь, он знает, что мир состоит из бесконечного числа сверкающих красок. Ребенок уже умеет правильно оценивать перспективное изображение, так как ему известно, что один и тот же предмет, расположенный далеко, выглядит на рисунке маленьким, а близко -гораздо больше. Поэтому он пристально всматривается, соотносит изображения одних предметов с другими. Дети любят рассматривать изображения - ведь это рассказы о жизни, которую они так стремятся постичь. Рисунки и живопись содействуют развитию знаковой функции сознания и художественного вкуса.

Информация о работе Особенности развития младшего школьника. Стили общения в семье и школе