Особенности развития младшего школьника. Стили общения в семье и школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 10:54, реферат

Краткое описание

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью, на уроках ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

Содержание

* Введение. Три основные задачи для педагога. Стр. 2
* Место ребенка в системе общественных отношений. Стр. 4
* Речевое и эмоциональное общение.
Стили построения отношений. Стр. 6
Умственное развитие младшего школьника
* Устная и письменная речь. Стр. 8
* Сенсорное развитие. Стр. 11
* Развитие мышления. Стр. 12
* Развитие внимания. Стр. 14
* Развитие памяти. Стр. 15
* Развитие воображения. Стр. 16
*игра и ученье в младшем школьном возрасте. Стр. 18
Стили общения в семье и школе
* Стили общения в семье. Стр. 20
* Стили общения с учителем. Стр. 22
* Список используемой литературы. Стр. 27

Вложенные файлы: 1 файл

Младший школьный возраст.Стили общения в семье и школе..doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

           

 3)Либерально-попустительский (антиавторитарный) стиль.

  Снисходительно слаб, допускает вредное для ребенка попустительство. Это стиль непрофессионала. Отсутствие профессионализма мешает учителю обеспечить дисциплину в классе и квалифицированно организовать учебный процесс. Этот стиль не обеспечивает и совместной деятельности детей - нормальное поведение просто не организуется, дети ведут себя в меру своей воспитанности, увлекая за собой даже дисциплинированных. Этот стиль не обеспечивает детям возможности пережить радость совместной деятельности, учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками и шалостями. Ребенок не осознает своих обязанностей.

Либерально-попустительский  стиль общения взрослого с  ребенком антипедагогичен и потому недопустим в практике общественного  воспитания детей.

Итак, императивный стиль  управляет дисциплиной, но искажает развитие личности ребенка. Демократический стиль требует большего профессионального мастерства для организации дисциплины, но является единственно приемлемым для воспитания позитивных качеств личности ребенка при организации его познавательной активности. Либерально-попустительский стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности.

Наиболее часто учителя  пользуются императивным или демократическим  стилем.

Стиль общения учителя  влияет на активность ребенка. Мы будем рассматривать три вида активности ребенка: физическую, психическую и социальную.

Физическая активность - это естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении, в физических нагрузках и преодолении  всевозможных препятствий. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка.

Тонус ребенка, его потребность  в неутомимом движении, его ловкость есть показатели здоровья и потенциальных  возможностей развития его психики. Здоровый ребенок стремится к движению, его радуют физические нагрузки. В то же время он любопытен и любознателен. Он жаждет знаний об окружающем его мире. Физическая и психическая активность ребенка находятся в тесном взаимодействии: бодрый, здоровый ребенок активен психически, уставший, замученный уже ничем не интересуется.

Психическая активность - это потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: предметного мира природы, человеческих отношений. К психической активности, кроме того, относится потребность ребенка в познании самого себя. Все виды психической активности осуществляются через рефлексию - форму умственной деятельности, направленную на осмысление действий других людей и своих собственных усилий.

Детям младшего школьного  возраста трудно в школе. Им сложно подчинять себя новым правилам. Пожалуй, одно из самых трудных правил сидеть тихо. Учитель же своей первостепенной задачей считает организацию дисциплины в классе, забывая о том, что застывшие в неподвижности дети не являются идеалом порядка. Долго сидит неподвижно пассивный ребенок, у которого мало жизненных сил. Активному, с буйным темпераментом соседу по парте выполнять это требование достаточно сложно.

Как помочь ребенку привыкнуть к правилам, которые он обязан выполнять? Стили общения с ребенком по-разному организуют его физическое самочувствие на уроке.

Демократический стиль  подразумевает полную сосредоточенность  учителя на состоянии класса и  каждого отдельного ученика. Многочисленные исследования показали большое значение так называемых физкультминуток, игр, танцев и движений под музыку, включаемых в содержание урока.

Стремление ребенка  быть дисциплинированным должно вознаграждаться  правом на отдых. Все виды знакомых движений для ребенка и есть отдых  после напряженной малоподвижности.

Императивный стиль дисциплинирует класс прежде всего в плане подчинения внешне установленному порядку - дети не разговаривают и сидят неподвижно. Этот стиль, как мы уже обсуждали, отчуждает детей от учителя. Трудно представить себе шести-семилетних детей. которые радостно воспользуются предложением учителя попрыгать, потанцевать под музыку, если они не испытывают к нему непосредственного доверия. Они, конечно, будут прыгать, но их веселье будет принужденным, не освобождающим от напряжения.

Специальные исследования показали, что стиль общения, который свойствен учителю, определяет меру успешности ребенка в учебной деятельности. В зависимости от стиля общения учителя с классом и с отдельным ребенком меняются работоспособность и успешность познавательной деятельности, психической активности ребенка.

Демократический стиль  несет в себе призыв к сотрудничеству и познавательной активности. Нормативность, облеченная в привлекательную для  ребенка форму доверительного общения  по поводу текущего учебного задания, организует его внимание, заставляет работать память и мышление. Ребенок, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям. Он с удовольствием трудится над заданием, стремится ответить и огорчается, когда учитель призывает отвечать кого-то другого.

Императивный стиль  затрудняет сотрудничество и организацию  познавательной активности, поскольку  насильственная нормативность не дает естественности в общении. Ребенок, конечно же, работает и решает задачи, предлагаемые учителем. Он тоже тянет руку, чтобы ответить. Но здесь появляются дополнительные мотивы, которые конкурируют с мотивами познавательными. Нуждаясь в эмоциональной поддержке со стороны учителя, ребенок стремится получить похвалу саму по себе как компенсацию за напряжение, возникающее из-за стиля общения учителя.

Исследования показали, что только демократический стиль  общения создает условия для  развития психической активности ребенка. За одинаковый временной промежуток одни и те же дети легче запоминают, лучше соображают, фантазируют в условиях демократического стиля общения, чем в условиях авторитарного стиля. Демократический стиль дает свободу познавательной деятельности, ребенок не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Этот стиль помогает ребенку даже тогда, когда тот вынужден отрабатывать действия, требующие от него прежде всего волевой регуляции. Хотя написание элементов букв и цифр не требует большой познавательной самостоятельности и не содержит условий для интеллектуальной заинтересованности, учитель приемами демократического стиля успешно организует и эту деятельность ребенка.

Выражение доверия со стороны учителя сплачивает детей  в единое целое - «Мы - класс». Когда  трудится класс, то каждый ученик стремится  быть достойным этого общего содружества.

Социальная активность младшего школьника в школе проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для школьника, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику. Социальная активность ребенка развивается вместе с его психической активностью, когда под руководством взрослого раскрывается самосознание ребенка.

В детские годы физическое здоровье имеет наиважнейшее значение. Именно физическая активность определяет успешность развития психической и  социальной активности. Дело в том, что взрослый, потерявший физическую активность, может обладать психической и социальной активностью, противоборствуя жизненным перипетиям. Ребенок же должен быть изначально здоров. Физическая активность ребенка определит во многом его продвижение в умственном и личностном отношении. Социальная активность ребенка младшего школьного возраста зависит от ряда условий, и прежде всего от стиля общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  • Немов Р.С., «Психология образования» 1995г. Изд. «Просвещение»
  • Шаповаленко И. «Возрастная психология» ,Москва 2005 г.
  • Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. «Возрастная и педагогическая психология» Педагогическое общество России, 2003.
  • Мухина В.С. «Возрастная психология» 7-е издание,Москва 2002г.
  • Практикум по возрастной психологии ,Екатеринбург 2005 г.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности развития младшего школьника. Стили общения в семье и школе