Особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. На протяжении ряда лет основные усилия отечественных учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем. Одна из них - это проблема развития процессов восприятия. Вторая проблема - это проблема формирования понятийного мышления. Вместе с тем значительно меньше разработана проблема развития наглядно-образного мышления дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
1.1 Сущность мышления
1.2 Возрастные особенности развития мышления у дошкольников
1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.2 Анализ рекомендаций воспитателей по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

наглядно-образное мышление.doc

— 824.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  Образования Российской Федерации

Московский  государственный областной гуманитарный институт

 

 

 

Курсовая работа по психологии

на тему:

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего  дошкольного  возраста

 

 

 

                                                                                    Выполнила:студентка

                                                                                    4 курса,2 группы

                                                                                    педагогического факультета

                                                                                    Мокеева А.М.

                                                                                    Приняла:Иванцова Е.С.

 

 

 

Орехово-Зуево,2011г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3  
Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте  
1.1 Сущность мышления…………………………………………………………….6  
1.2 Возрастные особенности развития мышления у дошкольников……………...9 
1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте………….13  
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте  
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………...18                                                                                                                                2.2 Анализ рекомендаций воспитателей по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления………………………………………………………………..26  
Заключение………………………………………………………………………….29  
Список литературы…………………………………………………………………31  
Приложение…………………………………………………………………………34

 

Введение

        В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. На протяжении ряда лет основные усилия отечественных учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем. Одна из них - это проблема развития процессов восприятия. Вторая проблема - это проблема формирования понятийного мышления. Вместе с тем значительно меньше разработана проблема развития наглядно-образного мышления дошкольников. Важные материалы по этому вопросу содержатся в работах А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, П.П.Поддъякова и др. Однако ещё недостаточно изучены основные особенности формирования и функционирования наглядно-образного мышления. 
       Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А.А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно-действенного, или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием.[30]

        В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Познавательно-исследовательская деятельность определяется такими формами работы с детьми как: наблюдение, экскурсии, экспериментирование, моделирование и др.[42]

       Анализ как отечественных, так и зарубежных исследований показывает, что развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс,который мы должны изучить в нашей работе.

        Актуальность исследования определяется тем, что возникновение наглядно-образного мышления рассматривают как узловой момент в умственном развитии ребенка.

       Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

       Объект исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей. 
      Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста. 
      Задачи исследования:  
1.Дать характеристику мышлению как психическому познавательному процессу на основе анализа психолого-педагогической литературы. 
2.Рассмотреть процесс развития мышления в дошкольном возрасте. 
3.Проанализировать развитие наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте. 
       В исследовании мы использовали теоретические и экспериментальные методы: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте

1.1 Сущность мышления, его виды и формы

       Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.                                                                                                                          Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

       Мышление  - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы, их связи, а затем на этой основе преобразует мир. [40]

       Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой. Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

       Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании. [17]

       Мышление - одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным к опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов решения.                      Мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений. [33]

       Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы - соответственно - психологии и физиологии, (с точки зрения физиологии и психологии - это определение вернее). [40]                                                                                     

       Мышление - внутреннее, активное стремление овладеть собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д. С той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву. [42]

       Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях, как прошлого, так и настоящего. Мышление в настоящее время исследуется не только психологией, но и различными другими науками - философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвистикой.

 

 

1.2 Возрастные особенности развития мышления у дошкольников

       Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.[9]

       Развитие мышления дошкольника тесно связано с развитием других познавательных процессов. Характеризуя общий ход интеллектуального развития ребёнка, известный российский физиолог И.М. Сеченов писал: «... корни мысли у ребёнка лежат в чувствовании. Это вытекает уже из того, что все умственные интересы раннего детства сосредоточены исключительно на предметах внешнего мира, а последние познаются преимущественно при посредстве органов зрения, осязания и слуха» [23] 
       Согласно концепции советского психолога Л.С. Выготского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интеллектуализируются. Он писал, что «обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленное, а не только ближайшие последствия».[9]                                                           

       В раннем детстве мышление развивается в процессе овладения орудийным действием, когда необходимо установить отношения между предметами. На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм  мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций.

       Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи.                    

       Наглядно-действенное - форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Оно характерно для детей от 1,5 лет.Развитие наглядно-действенного мышления дошкольников способствуют картинки, пазлы, детали конструктора "Лего", разные модели кубика Рубика, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и других фигур.

       Как пишет детский психолог В.С. Мухина, к старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, такие задачи возникают в играх с механическими игрушками (если поместить шарик в определенном месте игрового поля и определенным образом дернуть за рычажок, то шарик окажется в нужном месте), в конструировании (от величины основания постройки зависит ее устойчивость) и т. д.[39]

       Наглядно-образное - задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование этой формы мышления активно происходит в возрасте от 4 - до 6 лет.Дети начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.

       Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже и назвал их "задачи на сохранение количества вещества". Например, ребенку предъявляется два одинаковых шарика из пластилина. Один из них на глазах ребенка превращается в лепешку. Ребенка спрашивают, где пластилина больше: в шарике или лепешке. Дошкольник отвечает, что в лепешке. [22] 

       Абстрактно-логическое - самое сложное мышление, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.

       Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий - знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Взрослые часто ошибаются, считая, что слова имеют для них и дошкольников один и тот же смысл. Для ребенка используемые слова - это слова-представления. Скажем, слово "цветок" может в сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, розы), и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается. На протяжении дошкольного возраста ребенок постепенно переходит от единичных понятий к общим. [17]                                                                                                

Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста