Особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. На протяжении ряда лет основные усилия отечественных учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем. Одна из них - это проблема развития процессов восприятия. Вторая проблема - это проблема формирования понятийного мышления. Вместе с тем значительно меньше разработана проблема развития наглядно-образного мышления дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
1.1 Сущность мышления
1.2 Возрастные особенности развития мышления у дошкольников
1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.2 Анализ рекомендаций воспитателей по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

наглядно-образное мышление.doc

— 824.00 Кб (Скачать файл)

34.Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина-М., 1998г. 
35. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М. П Ярошевского - М., 1990г. 
36.Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред.Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Гавриловой-М., 2004г. 
37.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2004г. 
38.Синельников В. Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач // Дошкольное воспитание – М.,1996г., №8 39. Смирнова Е. Ранний возраст: игры развивающие мышление // Дошкольное воспитание – М.,2009г., № 4,стр. 22-23.                                                            40. Советский энциклопедический словарь/ Советская энциклопедия -М., 1981г.,стр.860.                                                                                                             41.Тихомиров O.K. Психология мышления - М, 1984г.                              42.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования-М.,2010г.,стр.7                                                      43. Философский энциклопедический словарь- М.:ИНФА-М.-2009г.,стр.280. 44. Эльконин Д.Б. Детская психология - М., 1960г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 1

Методика  № 1. «Нелепицы» 
       Цель: Изучение наглядно-образного мышления, элементарных образных представлений об окружающем мире. 
       Оборудование: картинки с изображением животных в нелепых ситуациях. 
       Процедура проведения. Ребенку показывают картинку, в которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Объясняют, что требуется от него при выполнении данного задания. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.  
       Инструкция: 
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть» 
       Обработка результатов: 
10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все у имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть. 
8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 
6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, по 3-4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 
4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 
2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. 
0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц. 
       Выводы об уровне развития: 
10 баллов - очень высокий 
8-9 баллов - высокий 
4-7 баллов - средний 
0-1 баллов - низкий 

 

 

 

Приложение  № 2

Методика № 2 «Время года» 
       Цель: изучение наглядно-образного мышления детей. 
Проведение исследования: Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания временя - 2 мин. - ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.  
       Оценка результатов: 
10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки нужными временами года(всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

 

 

 

 

 

 

 

8-9 баллов - ребенок  правильно назвал и связал  с нужными временами года все  картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых. 
6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение. 
4-5 баллов - ребенок правильно определил время года только на одной - двух картинках из 4-х и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения. 
0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака. 
       Выводы об уровне развития. 
10 баллов - очень высокий 
8-9 баллов - высокий 
6-7 баллов - средний 
4 - 5 баллов - низкий 
0-3 балла - очень низкий 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №3.

Методика  №3 «Матрица Равена» 
       Цель:оценить наглядно-образного мышления у старшего дошкольника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач. 
       Проведение исследования:Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали. 
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл(правильные, решения всех десяти матриц следующие: 1 — 7,2 — 6,3 — 6,4 — 1,5 — 2,6 — 5,7 — 6, 8-1,9-3,10-5).

       Выводы об уровне развития 
10 баллов — очень высокий. 
8-9 баллов — высокий. 
4-7 баллов — средний. 
2-3 балла — низкий. 
0-1 балл — очень низкий.

  

 


 

 

 
 



 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №4.

Развивающие игры для развития наглядно-образного  мышления детей 5-7 лет

Развивающая игра «ГОЛОВОЛОМКА С ПАЛОЧКАМИ».

       Эта игра для развития у ребенка способности мысленно перегруппировывать элементы объекта и планировать свои действия в уме.

       Возьмите несколько палочек или спичек и сложите из них схематическое изображение какого-нибудь предмета. После этого предложите малышу мысленно переложить одну или несколько спичек так, чтобы превратить данное изображение в другое или как-то его изменить. На рисунке показано несколько таких задач.

 

 

        Задания к задачам следующие: (А) переместить одну спичку, чтобы «повернуть» дом в другую сторону; (Б) переместить одну спичку, чтобы вишенка выпала из стакана; (В) переместить две спички, чтобы олень посмотрел назад; (Г) переместить три спички, чтобы из трех квадратов сделать четыре.

 

 

       По правилам игры реально перекладывать спички нельзя. Все действия нужно совершать в уме. Однако, если ребенок не может решить задачу мысленно, пусть попробует это сделать практически, путем реального перекладывания спичек. Вместе с тем, нужно стремиться к тому, чтобы малыш научился осуществлять преобразования предмета мысленно. Только такая форма игры будет способствовать формированию умения планировать и проверять свои действия в уме, без практических проб.

       Усложнить головоломку можно путем увеличения количества спичек, которые необходимо переложить, чтобы получить другой предмет.

 

 

 

Развивающая игра «ГДЕ СИДИТ ПОПУГАЙ?»

       Игра на развитие способности ориентироваться в простой план-схеме пространства. Если вам не лень, сделайте небольшой макет игрушечной комнаты. Для этого из спичечных коробков или элементов конструктора сделайте 10-12 разных предметов мебели и разместите их на ограниченной части пространства. Это может быть место на полу или на столе, огороженное веревочкой или ниткой). Когда вы все расставите, изобразите все это в виде план-схемы. Если вам лень делать игрушечную комнату, изобразите на листочке бумаги план-схему той комнаты, в которой вы живете (но чтобы малыш хорошо знал эту комнату). Возможный вариант такой схемы мы приводим на рисунке.

 

       На план-схеме показаны следующие предметы: вазон с цветком (1), книжный шкаф (2), телевизор (3), стол (4), стул (5), тумбочка (6), диван (7), кресло (8), двери (9), окна (10).

 

 

       Перед началом игры скажите малышу, чтобы он представил себе, что в этой комнате живет медвежонок Миша и попугайчик Кеша. Однажды, когда медвежонок Миша ушел в лес за ягодами, попугайчик придумал новую игру и решил поиграть в нее с Мишей. Он спрятался в этой комнате и отметил на схеме, где он находится (на схеме это место отмечено крестиком). Но медвежонок пришел и никак не может найти своего друга, так как не умеет читать план-схемы. Помоги ему найти попугая (на том месте, где спрятался Кеша должен уже лежать предмет, который его заменяет, например, карточка с его изображением).

       Если малышу трудно разобраться в схеме, объясните ему, что означают те или иные изображения и фигурки, где в комнате находятся соответствующие им предметы. Для ориентации в план-схеме важно также определить место, где стоит сам ребенок. Если с этим возникает проблема, не торопитесь подсказывать. Предложите малышу оглядеться вокруг и выбрать ближайшие ориентиры слева, справа, спереди и сзади. Возможно, он сам постепенно «нащупает» точку, в которой находится.

       Если в игре участвует несколько детей, можно устроить между ними соревнование: кто быстрее найдет спрятанного попугая. Или пусть один ребенок прячет Кешу, а второй его ищет.

       Сложность игры зависит от размера пространства, на котором прячется попугай, а также от количества объектов, расположенных в этом пространстве и отображенных на план-схеме. Чтобы сделать игру разнообразной, поменяйте «интерьер» комнаты, или вместо комнаты выберите какое-нибудь другое знакомое ребенку место, например, детскую площадку, на которой он обычно играет.

 

 

Развивающая игра «НАЧЕРТИ ПЛАН-КАРТУ»

       В эту игру лучше играть только после того, как ребенок сможет успешно справляться с заданиями игры «Где прячется попугай?».

       Приготовьте листок бумаги в клеточку и карандаш (фломастер). Цель игры — научить ребенка создавать план-карту знакомого ему пространства, например, своей квартиры или детской площадки, где он играет. Объясните малышу, что люди создают такие план-карты для того, чтобы легче было ориентироваться на местности. Покажите ему, например, карту города, в котором вы живете, и немножко расскажите о ней.

       Затем предложите малышу составить план-карту квартиры, в которой он живет. Перед тем, как он начнет ее рисовать, попросите его описать то, что есть в этой квартире, особенности ее планировки. Пусть выберет те предметы, которые, на его взгляд, должны быть отражены на план-карте, а также условные обозначения, которые будут использоваться для отображения этих предметов (при выборе обозначений можете оказать малышу помощь). Когда все это будет сделано, можно приступать к чертежу.

       После того как будет создана план-карта квартиры, перейдите к составлению план-карты того места, где расположен ваш дом, или детская площадка, где малыш обычно играет. В этом случае важно сразу ограничить участок местности, который должен войти в карту, и за пределы которого «выходить» нельзя. На карте нужно обозначить этот участок прямоугольной рамкой и указать ориентиры, находящиеся по его периметру (например, это может быть какой-нибудь забор, ограничивающий детскую площадку, или дорожки в скверике, отделяющие ее от зеленых насаждений).

 

       При составлении план-карты чаще всего возникают следующие ошибки: 1) «упускаются» из виду важные детали планировки; 2) нарушается пространственное расположение предметов, их положение относительно друг друга; 3) не отображаются некоторые предметы; 4) искажаются размеры отображаемых предметов (например, меньшие по размеру предметы обозначаются большими фигурками, а большие предметы — меньшими).

       Такого рода ошибки вполне естественны в этом возрасте. Главное, чтобы вы обращали на них внимание и объясняли малышу, почему это является ошибкой. Старайтесь добиваться того, чтобы он самостоятельно или с вашей помощью исправлял эти ошибки. Именно от этого зависит развивающий эффект данной игры.

Развивающая игра «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ»

       Расскажите малышу, что люди придумали изображать погоду с помощью простого рисунка. Это необходимо для того, чтобы без лишних слов сообщать всем, кому это важно, какие сюрпризы ожидаются от природы в ближайшее время.

       Такие рисунки можно увидеть по телевизору, когда передают прогноз погоды. Аналогичные рисунки метеорологи используют для составления карт погоды. Такими картами пользуются, например, моряки и летчики. После такого краткого рассказа попросите ребенка придумать, каким рисунком он бы обозначил ясный солнечный день, дождливый день, снегопад, пасмурный день (когда небо в тучах), дождь с грозой, ветреный день, легкое волнение на море, шторм, солнечный день с небольшими тучами, дождь со снегом и т.д. Дайте возможность ребенку на отдельных листах бумаги нарисовать различные варианты схематических изображений погоды. В случае затруднений обсудите с ним, что можно нарисовать, чтобы всем было понятно, что сегодня будет, например, дождь. Рисунки должны быть очень простыми и легко узнаваемыми. Они могут выглядеть примерно так, как на рисунке.

Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста