Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:24, курсовая работа
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. На протяжении ряда лет основные усилия отечественных учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем. Одна из них - это проблема развития процессов восприятия. Вторая проблема - это проблема формирования понятийного мышления. Вместе с тем значительно меньше разработана проблема развития наглядно-образного мышления дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
1.1 Сущность мышления
1.2 Возрастные особенности развития мышления у дошкольников
1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.2 Анализ рекомендаций воспитателей по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления
Заключение
Список литературы
Приложение
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.
1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
В период дошкольного детства
совершается переход от наглядно-действенного
мышления (свойственного детям 3-4 лет)
к наглядно-образному (5-6 лет) и словесному
(6-7 лет).
Известный психолог
Ж. Пиаже выделяет четыре стадии в развитии
интеллекта ребёнка. На стадии сенсомоторного,
или практического мышления (от рождения
до 2-х лет) ребёнок познаёт окружающий
мир в результате своих действий, движений,
манипуляций с объектами (наглядно-действенное
мышление). С появлением речи начинается
стадия дооперационного мышления (продолжающаяся
от 2 до 7 лет), в течение которой развивается
речь, формируется способность умственно
(внутренне) представлять себе внешние
предметные действия (наглядно-образное
и словесно-логическое мышление).
Наибольший интерес для нас представляет
стадия дооперационного мышления, а именно
наглядно-образное.
Образное мышление
- основной вид мышления ребенка дошкольника.
В простейших формах оно появляется уже
в раннем детстве, обнаруживаясь в решении
узкого круга практических задач, связанных
с предметной деятельностью ребенка, с
применением простейших орудий. К началу
дошкольного возраста дети решают в уме
только такие задачи, в которых действие,
выполняемое рукой или орудием, прямо
направлено на достижение практического
результата - перемещение предмета, его
использование или изменения.
Основная особенность
наглядно-образного мышления - решение
ребенком жизненных задач не только в
ходе практических действий с предметами,
что характерно для наглядно-действенного
мышления раннего периода развития, но
и в уме с опорой на образы - представления
об этих предметах. Успешное осуществление
данных мыслительных процедур возможно
только в том случае, если ребенок может
комбинировать и сочетать в уме разные
части предметов и вещей, а кроме того,
выделять в них существенные признаки,
важные для решения различных задач. Начальные
этапы развития наглядно-образного мышления
вплотную примыкает к развитию процессов
восприятия. Дело в том, что при решении
определенных задач (например, выбор по
образцу) процессы восприятия протекают
в тесной связи с процессами представлений:
чтобы выбрать из ряда предметов соответствующий
образцу, необходимо иметь определенное
представление об этом образце.
В наглядно-образном
мышлении умение представлять предметы
в том виде, как они воспринимались, является
исходным. Ведь прежде чем оперировать
образом, его нужно иметь.
В ряде отечественных
исследований раскрывается структура
наглядно-образного мышления и дается
характеристика некоторых особенностей
его функционирования (Б.Г. Ананьев, В.П.
Зинченко,И.С. Якиманская и др.). В качестве
основного средства осуществления этой
формы мышления выступают образы, которые
могут различаться по степени обобщенности,
по способам формирования и функционирования.
Сама мыслительная деятельность выступает
как оперирование образами.
Один из важных признаков
развития наглядно-образного мышления
состоит в том, насколько новый образ отличается
от исходных данных, на основе которых
он построен.
В своей повседневной
жизни дети дошкольного возраста очень
рано сталкиваются с изменением и развитием
различных предметов и явлений. Важным
условием возникновения наглядно-образного
мышления является формирование у детей
умений различать план реальных объектов
и план моделей, отражающих эти объекты.
С помощью таких моделей ребёнок представляет
себе скрытые стороны ситуации. В процессе
использования моделей у детей формируются
особые действия с двойственной направленностью
- они осуществляются ребёнком на модели,
а относятся им к оригиналу. Это создаёт
предпосылки «отрыва» действий от модели
и от оригинала и осуществления их в плане
представлений.
Развитие образного
отражения действительности у дошкольников
идёт в основном по двум основным линиям:
Существенный момент
развития наглядно-образного мышления
- формирование у детей определённой техники
оперирования образами. Основой такого
оперирования является использование
детьми особой группы средств мыслительной
деятельности, с помощью которых осуществляются
различного рода мысленные перемещения
предметов в пространстве.
Способность к использованию
в мышлении модельных образов, которая
начинает складываться у детей 3-4 лет,
становится у детей 5-6 лет основой понимания
различных отношений предметов, позволяет
детям усваивать обобщенные знания и применять
их при решении новых мыслительных задач.
Дети 4-5 лет при решении более
простых, а потом и более сложных задач
с косвенным результатом постепенно начинают
переходить от внешних проб к пробам, совершаемым
в уме. После того как ребенка знакомят
с несколькими вариантами задачи, он может
решить новый ее вариант, уже не прибегая
к внешним действиям с предметами, а получить
необходимый результат в уме.
Возможность обобщать полученный опыт,
переходить к решению задач с косвенным
результатом в уме возникает благодаря
тому, что образы, которыми пользуется
ребенок, сами приобретают обобщенный
характер, отображают не все особенности
предмета, ситуации, а только те, которые
существенны с точки зрения решения той
или иной задачи.
Н.Н. Поддъяков показал,
что развитие внутреннего плана у детей
дошкольного возраста проходит следующие
этапы:
1-й этап. Ребенок еще не может действовать
в уме, но уже способен манипулировать
вещами в наглядно-действенном плане,
преобразовывать непосредственно воспринимаемую
им предметную ситуацию с помощью практических
действий. На этом этапе развитие мышления
состоят в том, что вначале ситуация дается
ребенку наглядно, во всех существенных
признаках, а затем часть из них исключается,
и акцент ставится на память ребенка. Первоначально
развитие интеллекта идет через развитие
припоминания ранее виденного ими слышанного,
прочувствованного ими сделанного, через
перенос однажды найденных решений задачи
на новые условия и ситуации.
2-й этап. Здесь в постановку задачи уже
включается речь. Сама задача может быть
решена ребенком еще только во внешнем
плане, путем непосредственного манипулирования
материальными объектами или методом
проб и ошибок. Допускается некоторая
модификация ранее найденного решения
при его переносе на новые условия и ситуации.
Обнаруженное решение в словесной форме
может быть выражено ребенком, поэтому
на данном этапе важно добиться от него
понимания словесной инструкции, формулировки
и объяснения на словах найденного решения.
3-й этап. Задача решается уже в наглядно-образном
плане путем манипулирования образами-представлениями
объектов. От ребенка требуется осознание
способов действий, направленных на решение
задачи, их разделение на практические
- преобразование предметной ситуации
и теоретические - осознание способа произведенного
требования.
4-й этап. Это - заключительный этап, на
котором задача вслед за найденным ее
наглядно-действенное и образным решением
воспроизводится и реализуется во внутренне
представленному плану. Здесь развитие
интеллекта сводится к формированию у
ребенка умения самостоятельно вырабатывать
решение задачи и сознательно ему следовать.
Благодаря такому научению происходит
переход от внешнего к внутреннему плану
действий.[28]
Итак, основное значение
в познании дошкольниками окружающего
мира приобретает наглядно-образное мышление.
Оно дает ребенку возможность усваивать
обобщенные знания о предметах и явлениях
действительности.
Уровень развития наглядно-образного
мышления, достигаемый в дошкольном возрасте,
имеет значение для всей последующей
жизни человека, служит тем основным вкладом,
который дошкольное детство вносит в общий
процесс психического развития.
Глава
2. Опытно-экспериментальное
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Для изучения развития наглядно-образного
мышления в дошкольном возрасте нами была
проведена опытно-экспериментальная работа,
направленная на определения уровня развития
наглядно-образного мышления в старшем
дошкольном возрасте. Работа проходила
в Муниципальном Детском Образовательном
Учреждении «Солнышко» города Покрова.
В эксперименте принимали участие 10 детей
6-7 лет.
Для изучения развития
данного вида мышления мы использовали
следующие универсальные методики:
«Нелепицы», направленную на изучение
наглядно-образного мышления и элементарных
образных представлений ребенка об окружающем
мире;
«Время года», позволившую нам оценить
непосредственно уровень развития наглядно-образного
мышления у дошкольников;
«Матрица Равена» ,предназначенная для оценивания
наглядно-образного мышления у старшего
дошкольника.[24]
Для изучения сформированности
элементарных образных представлений
об окружающем мире нами была использована
диагностика «Нелепицы» (см. Приложение
№ 1). Исследование проводилось индивидуально
с каждым ребенком. В момент выполнения
ребенком задания мы фиксировали время
выполнения, количество правильно отмеченных
нелепиц и правильность их объяснения.
Полученные результаты
мы оценивали по 10-бальной системе и соотносили
с нормативами:
Баллы |
Показатели |
Уровень развития |
10 баллов |
Ребенок за отведенное время (3 мин) заметил все имеющиеся на картинке нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть. |
Очень высокий |
8-9 баллов |
Ребенок заметил
и отметил все имеющиеся |
Высокий |
6-7 баллов |
Ребенок заметил
и отметил все имеющиеся |
Средний |
4-5 баллов |
Ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. |
Средний |
2-3 балла |
За отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. |
Низкий |
0-1 балл |
За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц. |
Очень низкий |
Результаты изучения сформированности образных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста (методика №1)
Имя ребенка |
Уровни
сформированности образных представлений | |||||
Очень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий | ||
1 |
Никита А. |
|||||
2 |
Катя В. |
|||||
3 |
Артем П. |
|||||
4 |
Маша Л. |
|||||
5 |
Женя К. |
|||||
6 |
Настя А. |
|||||
7 |
Андрей П. |
|||||
8 |
Павел Е. |
|||||
9 |
Денис П. |
|||||
10 |
Илья Т. |
|||||
Из таблицы видно, что 30% детей
имеют высокий уровень сформированности
образных представлений об окружающем
мире. Эти дети заметили и отметили все
имеющиеся нелепицы, но 1-3 из них не успели
до конца объяснить или сказать, как на
самом деле должно быть.40% детей (Никита
А.,Катя В.,Маша Л., Павел Е.) имеют очень
высокий уровень сформированности образных
представлений об окружающем мире. Средний
уровень имеют 20% (Настя А.,Андрей П.).
На следующем этапе
детям предлагалась методика «Времена
года» (см. Приложение №2).
Полученные результаты
мы оценивали по 10-балльной системе:
Баллы |
Показатели |
Уровень развития |
10 баллов |
за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам). |
Очень высокий |
8-9 баллов |
ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых. |
Высокий |
6-7 баллов |
ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение. |
Средний |
4-5 баллов |
ребенок правильно определил время года только на одной - двух картинках из 4-х и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения. |
Низкий |
0-3 балла |
ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака. |
Очень низкий |
Результаты изучения сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года у детей старшего дошкольного возраста (методика № 2)
Имя ребенка |
Уровни
сформированности образных
представлений | |||||
Очень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий | ||
1 |
Никита А. |
|||||
2 |
Катя В. |
|||||
3 |
Артем П. |
|||||
4 |
Маша Л. |
|||||
5 |
Женя К. |
|||||
6 |
Настя А. |
|||||
7 |
Андрей П. |
|||||
8 |
Павел Е. |
|||||
9 |
Денис П. |
|||||
10 |
Илья Т. |
|||||