Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:24, курсовая работа
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. На протяжении ряда лет основные усилия отечественных учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем. Одна из них - это проблема развития процессов восприятия. Вторая проблема - это проблема формирования понятийного мышления. Вместе с тем значительно меньше разработана проблема развития наглядно-образного мышления дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
1.1 Сущность мышления
1.2 Возрастные особенности развития мышления у дошкольников
1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.2 Анализ рекомендаций воспитателей по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления
Заключение
Список литературы
Приложение
На рисунке показаны следующие схематические изображения погоды: солнечно (1), дождь (2), снег (3), пасмурно (4), дождь с грозой (5), ветер (6), шторм (7), дождь со снегом (8), град (9), ураган (10).
Когда вы вместе с ребенком изобразите всевоз-можные проявления погоды, можно начинать игру. Она может проходить в двух вариантах. Вы, как ведущий, сообщаете малышу по «рации», какая будет погода (ветреная, дождливая, пасмурная), а он находит соответствующие карточки и вывешивает их на стенде «Информация для летчиков и моряков». В качестве такого стенда может быть использован лист бумаги с соответствующим названием. Как известно, погода меняется часто. Поэтому, после того как ребенок выполнит задание, вы опять сообщаете данные об изменении погоды, например, о том, что ожидается ясная солнечная погода, но возможен ветер и шторм.
Второй вариант этой игры позволяет малышу учиться самостоятельно рассказывать о погоде по схематическим изображениям.
Для этого предложите ребенку быть диктором телевидения, который сообщает, какая погода ожидается сегодня и завтра. А вам предстоит быть метеорологом, который показывает диктору карточки с прогнозом погоды.
Развивающая игра «СОЗВЕЗДИЯ»
А эта игра — на умение соотносить схематическое изображение предмета с художественным. В качестве схематических изображений используются созвездия, а художественных — рисунки животных и мифологических героев. Задача ребенка — найти и указать, что чему соответствует.
Перед тем как начать игру, расскажите малышу, что еще с древних времен люди рассматривали и наблюдали звезды. Путешественники ориентировались по звездам, чтобы не заблудиться в пути, определить, который час. Со временем люди стали мысленно объединять звезды в группы — созвездия. Самые заметные и яркие звезды они мысленно соединяли воображаемыми линиями, как бы рисуя по небесному своду, потом смотрели, на что похож рисунок. Рисунки получались разные: одни напоминали животных, другие — людей, третьи — героев древних мифов. Ученые-астрономы рисовали эти созвездия и давали им названия: Малая Медведица, Цефей, Кассиопея, Волосы Вероники и др. Теперь предложите малышу внимательно рассмотреть схемы созвездий и их художественные изображения и определить, на какой рисунок похоже то или иное созвездие.
Правильные ответы: А-7 (созвездие Пегаса), Б-1 (Большая Медведица), В-3 (Волосы Вероники), Г-4 (Малая Медведица), Д-5 (созвездие Цефея), Е-8 (созвездие Кассиопеи), Ж-6 (созвездие Андромеды), 3-2 (созвездие Персея).
Когда все пары найдены, сообщите малышу названия каждого созвездия и расскажите связанные с ними легенды и мифы.
После таких легенд малыш станет иначе воспринимать звездное небо. Пусть попробует вместе с вами понаблюдать за звездами в вечернее время. Может ему удастся найти хотя бы какое-нибудь из описанных созвездий.
Игра "СОБЕРИ ПО СХЕМЕ"
Игра развивает умение ориентироваться в схематическом изображении предмета и способность к конструированию. Материалом для игры может служить любой строительный конструктор, имеющий детали разного типа (например, кубики, бруски, башенки, арки и др.). Если такого конструктора нет, можно вырезать из картона плоскостные фигурки аналогичной формы. Кроме того, следует подготовить схематические изображения собранных из этих деталей конструкций (например, катка, подводной лодки, башенки и др.). Каждая деталь на схеме должна быть четко прорисована.
Вы показываете ребенку схематическое изображение какой-нибудь конструкции, а он должен собрать ее из имеющихся деталей конструктора. В случае использования картонных фигурок сборка конструкции производится на плоскости. Обратите внимание малыша на то, что собранная им конструкция должна точно соответствовать схеме.
Перед тем как приступить к конструированию, предложите ребенку назвать изображенный предмет, указать его назначение, описать его форму, выделить наиболее важные, на его взгляд, части.
После того как конструкция собрана, проанализируйте вместе с ребенком, все ли он сделал верно, разберитесь в ошибках, подскажите ему, как их можно исправить.
Сложность игры зависит от количества деталей, использованных в конструкции: чем их больше, тем задание сложнее. Если ребенок легко справляется с этой игрой, предложите ему ее усложненный вариант. Покажите ему схематическое изображение на короткое время, после чего попросите собрать конструкцию по памяти. Такое задание будет способствовать развитию не только образного мышления, но и образной памяти.
Игра "НАРИСУЙ СХЕМУ"
После того как ребенок научится ориентироваться в схематическом изображении конструкции, можно переходить к следующему этапу — обучению умению создавать такие изображения самостоятельно. Для игры опять понадобится строительный конструктор, состоящий из деталей разной формы (например, как в игре «Собери по схеме»).
Соберите из деталей какую-нибудь конструкцию (см. рис.) и предложите малышу изобразить эту конструкцию в виде трех схем — вид спереди, вид сбоку и вид сверху. Это могут быть детализированные схемы (с отображением всех деталей конструкции) или схемы-контуры (без прорисовки этих деталей).
Выполнить это задание трудно будет даже детям 6—7 лет. Без вашей помощи овладеть способами изображения конструкции в трех проекциях (спе-реди, сбоку и сверху) ребенку вряд ли удастся.
Обучение лучше начать с анализа конкретных деталей (например, с прямоугольного кубика или арки). Пусть ребенок внимательно рассмотрит их со всех сторон, обведет контур рукой и определит форму каждой грани.
Предложите ему также обвести разные детали карандашом или фломастером. Затем на листочке бумаги изобразите три стороны какой-нибудь детали (например, арки) и объясните малышу, как называются изображенные фигуры, где вид спереди, где — сверху, а где — сбоку. Пусть проверит правильность этих изображений, взяв соответствующую деталь и посмотрев на нее с разных сторон. После этого он может самостоятельно потренироваться изображать различные детали в трех проекциях.
Задача следующего шага обучения — научить объединять разрозненные элементы в целостную схему. Для этого покажите малышу на конкретных примерах (подготовленных вами схемах), что все изображенные элементы составляют один предмет. Предложите ему обвести общий контур схематического изображения предмета карандашом или фломастером. Обратите внимание на ракурс изображенного предмета, пропорции и пространственное соотношение его элементов.
Сначала используйте для этого только одну, наиболее привычную для ребенка проекцию (например, вид беседки спереди). Затем пусть малыш научится самостоятельно изображать в этой проекции общий контур предмета с прорисовкой всех его элементов. Не требуйте от ребенка соблюдения точного воспроизведения размеров деталей и их пропорций. В этом возрасте сделать это ему не под силу. После нескольких упражнений в одной проекции, предложите ему последовательно изобразить тот же предмет в двух других проекциях. При этом важно, чтобы каждый раз ребенок смотрел на конструкцию с соответствующей стороны (т.е. точка восприятия соответствовала изображаемой проекции).
Упростить задание можно, если вместе с собранной конструкцией дать малышу ее контурное изображение. В этом случае задание должно состоять в том, чтобы завершить создание схемы путем дорисовки иконки элементов внутри заданного контура.
Игра «Что здесь лишнее?»
1. Река, озеро, парк, море, пруд.
2. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
3. Тополь, береза, сирень, липа, осина.
4. Курица, петух, орел, гусь, индюк.
5. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Игра «Как это назвать?»
1. Окунь, карась – ...
2. Метла, лопата – ...
3. Лето, зима – ...
4. Слон, муравей – ...
5. Дерево, цветок – ...