Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:11, курсовая работа
Память существует у ребенка с момента рождения, без этого было бы не возможно, какое-то ни было развитие. Мозг ребенка особо пластичен, он с легкостью запечатлевает полученный опыт. Если мы посмотрим, какое количество новых действий осваивает ребенок за первые три года жизни, то поразимся объемам его памяти. Достаточно напомнить, что в течение полутора лет (с 1 года 6 месяцев до 3 лет), дети практически овладевают родным языком. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию воспроизведению.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ
1.1 Память и ее значение. Физиологические основы памяти
1.2 Классификация видов памяти, их значение и характеристики
1.3 Особенности развития различных видов памяти в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
3.1 Результаты исследования особенностей развития произвольной и непроизвольной памяти старших дошкольников
3.2 Результаты исследования особенностей развития памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности у старших дошкольников
3.3 Результаты исследования особенностей развития памяти по характеру и использованию средств запоминания у старших дошкольников
3.4 Сопоставительный анализ результатов исследования различных видов памяти старших дошкольников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКИМЕНДАЦИИ
ЛИТЕРАТУРА
В настоящее время нет единой теории механизмов памяти.
Более убедительная нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулирую биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации.
Другая теория, молекулярная теория памяти, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых «записывается» поступающая в мозг информация. Ученые даже пробуют извлечь из мозга умершего животного эти, как они называют, «молекулы памяти». А дальше идут совершенно фантастические предположения о том, что когда-нибудь «молекулы памяти» можно будет синтезировать в лабораториях, изготовить «таблетки памяти» или специальную жидкость для инъекций и таким образом пересаживать знания в голову человека.
Память – это сложная психическая деятельность. Психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации.
- это способность вспоминать
отдельные переживания из
- это совокупность процессов
и функций, которые расширяют
познавательные возможности
- это сложная структура
нескольких функций или
- это психологический
процесс, выполняющий функции
Основные процессы памяти – это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание – происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти). Запоминание может быть как произвольным, так и непроизвольным, т.е. протекать независимо от воли человека Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование; и быть смысловым, т.е. логическим.
Сохранение – это процесс, когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали.
Воспроизведение, наряду с запоминанием, составляет основу мнематической деятельности - этап вспоминания лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция или реминисценция.
Забывание – процесс противоположный сохранению.
Процессы нашей памяти взаимосвязаны со всеми психическими процессами, и особенно - что имеет исключительное значение – с процессами мышления. Человеческая память – сознательный, осмысленный процесс. Это ее характерная стержневая черта. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны.
Это некоторые наиболее общие, но вовсе не исчерпывающие характеристики памяти у человека.
Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека - это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.
Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.
Разница может быть количественной, например:
-в скорости запоминания;
- в прочности сохранения;
- в легкости воспроизведения,
в точности и объеме
Например, некоторые люди отлично запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, т.к. у них слабо развита кратковременная память, но долго хранят в памяти накопленную информацию.
Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. Может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют фотографическая память.
Универсальные принципы в механизме памяти
Факты, полученные исследователями на основании разных теорий памяти, немецкий ученый Эббингауз Г. обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти:
- При запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец, так называемый эффект края.
- Запоминание пройдет
лучше, если повторять материал
несколько раз в течение
- Любое повторение способствует
лучшему запоминанию того, что
было выучено раньше. Повторение
вообще играет большую роль, причем
не механическое, а используя
логическую обработку
- Установка на запоминание
ведет к лучшему запоминанию.
Очень полезно связать
- Один из интересных эффектов памяти - это явление реминисценции, т.е. улучшение со временем воспроизведения изученного материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй - третий день после выучивания материала.
- События, которые производят
на человека сильное
- Более сложные и не
такие интересные события
- Любое новое впечатление
не остается в памяти
- Память человека всегда
связана с его личностью, поэтому
любые патологические
- Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же сценарию: первыми, при потере памяти, исчезают более сложные и недавние впечатления. При восстановлении, наоборот: сначала восстанавливаются более простые и более ранние воспоминания, а затем уже более сложные и недавние.
Это некоторые наиболее общие закономерности работы памяти.
1.2 Классификация видов памяти, их значение и характеристики
Деление памяти на виды зависит от особенностей деятельности. Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
По характеру участия воли (целевой деятельности):
- Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий;
- Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности. В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: Моторная, эмоциональная, сенсорная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.
Двигательная память– это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.
Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано в младенчестве: около 6 месяцев. [17;126]
Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.
Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память специфически человеческая в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которая в своих простейших формах свойственна и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие других видов памяти. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Память бывает произвольная и непроизвольная. Эти виды памяти отличаются между собой в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения информации. Если не ставится специальной цели запомнить и припомнить материал, и он запоминается как бы сам собой, то эта память непроизвольная. Так дети запоминают яркие интересные новые события, явления и предметы. Однако запоминается само собой далеко не все, что надо помнить человеку. Если ставят цель запомнить, применяют соответствующие мнематические (от гр. Слова «мнеме» - «память») приемы, производят волевые усилия, то эта память произвольная.
Особую роль в жизни любого человека играют образная, словесно-логическая, моторная и эмоциональная память. Образная память отвечает за запоминание, сохранение, воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Этот вид памяти основан на работе зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, осязательного анализаторов. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранение, воспроизведение мыслей, понятий, словесных формулировок. Моторная память проявляется в запоминании, сохранение, воспроизведение движений и их систем. Этот вид памяти появляется и развивается значительно раньше других, уже в первых месяц жизни ребенка. Эмоциональная память – память на пережитые чувства.
По продолжительности сохранения информации память подразделяют:
Кратковременная память. Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 секунд. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия.
Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время.
Память зависит и от таких индивидуальных особенностей, как:
- интересы и склонности личности: то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда;
- от отношения личности
к той или иной деятельности:
жизненно важно или можно
- от эмоционального настроя в конкретном случае;
- от физического состояния;
- от волевого усилия
и многих других факторов. Деление
памяти на виды зависит от
особенностей деятельности. Существуют
разные классификации видов
Информация о работе Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте