Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:11, курсовая работа
Память существует у ребенка с момента рождения, без этого было бы не возможно, какое-то ни было развитие. Мозг ребенка особо пластичен, он с легкостью запечатлевает полученный опыт. Если мы посмотрим, какое количество новых действий осваивает ребенок за первые три года жизни, то поразимся объемам его памяти. Достаточно напомнить, что в течение полутора лет (с 1 года 6 месяцев до 3 лет), дети практически овладевают родным языком. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию воспроизведению.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ
1.1 Память и ее значение. Физиологические основы памяти
1.2 Классификация видов памяти, их значение и характеристики
1.3 Особенности развития различных видов памяти в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
3.1 Результаты исследования особенностей развития произвольной и непроизвольной памяти старших дошкольников
3.2 Результаты исследования особенностей развития памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности у старших дошкольников
3.3 Результаты исследования особенностей развития памяти по характеру и использованию средств запоминания у старших дошкольников
3.4 Сопоставительный анализ результатов исследования различных видов памяти старших дошкольников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКИМЕНДАЦИИ
ЛИТЕРАТУРА
В - высокий балл, С - средний балл, Н - низкий балл
При непосредственном запоминании детей, имеющих высокий балл - 2ребенка, они составляют 20%; детей, имеющих средний балл - 6детей, они составляют 60%; детей, имеющих низкий балл - 2ребенка, они составляют 20%. Но при опосредованном запоминании детей, имеющих высокий балл больше, их 6 человек, то есть 60%; детей, имеющих средний балл - 4детей, они составляют 40%;детей с низкими показателями нет. Таким образом, эффективность непосредственного запоминания составила 50%, а опосредованного запоминания – 80%, то есть на 30% больше, эффективнее.
3.4 Сопоставительный анализ
По результатам всех исследований был проведен сравнительный качественный анализ, зафиксированный в таблице 4.
Таблица 4
№ |
Фамилия имя ребенка |
Непроизв. |
Произвол. |
Моторная. |
Эмоцион. |
Образная. |
Словесно-логичес. |
Непосред. |
Опосред. |
Преоблад. вид | |
1 |
Ашрафова Эльвира |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
С |
В |
1,2,3,5,6,8 | |
2 |
Ивонова Настя |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
В |
1,3,4,5,6,8 | |
3 |
Сафиуллина Регина |
С |
Н |
С |
С |
В |
С |
Н |
С |
5 | |
4 |
Пыркова Софья |
В |
С |
Н |
С |
В |
Н |
С |
С |
1,5 | |
5 |
Трофимова Зарина |
С |
С |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
3,4,5,6,7,8 | |
6 |
Юлдашев Рамиль |
В |
В |
В |
С |
С |
В |
В |
В |
1,2,3,6,7,8 | |
7 |
Пеньков Никита |
С |
В |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
В |
2,8 | |
8 |
Садыков Данил |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
В |
1,3,4,5,6,8 | |
9 |
Уразаев Данил |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
С |
С |
1,3,4,5 | |
10 |
Апаев Игорь |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
0 | |
ИТОГ по группе |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
С |
В |
1 – непроизвольная память, 2 – произвольная, 3 – моторная, 4 – эмоциональная, 5 – образная, 6 – словесно-логическая, 7 – непосредственная, 8 – опосредованная.
Таким образом, по результатам сопоставительного анализа у большинства (60%) детей преобладает непроизвольная память, моторная память (60%), образная память (70%), опосредованная память (60%), что подтверждает поставленную гипотезу.
Ашрафова Эльвира обладает всеми, рассмотренными в данном исследовании, хорошо развитыми видами памяти, ее результаты можно считать показательными. Она имеет высокие показатели развития непроизвольной, произвольной, моторной, образной, словесно-логической и опосредованной памятью. Большинство ее успехов связанно с тем, что она обладает высокой заинтересованностью ко всему, что ее окружает, а также свойственным ей любопытством.
Ивонова Настя обладает такими же показателями, как и Ашрафова Эльвира. Девочка очень внимательна и исполнительна, имеет некоторые навыки в опосредованном запоминании, а также она очень впечатлительна и легко запоминает новую информацию.
Сафиуллина Регина имеет низкие и средние показатели развития представленных видов памяти. Смеем предположить, что низкие результаты связанны с неуверенностью в себе и своих силах перед решением поставленной задачи. Регина медлительна. Единственный высокий показатель у нее в развитии образной памяти.
Пыркова Софья показала довольно низкие результаты, так как она имеет неустойчивое внимание, постоянно отвлекалась на посторонние разговоры, не слушая и не вникая в поставленную перед ней задачу.
Трофимова Зарина обладает ярко выраженными способностями к запоминанию. Она имеет высокие показатели в развитии моторной, эмоциональной, словесно-логической, образной, опосредованной, непосредственной памяти. Быстро и легко реагирует на поставленную задачу, без труда воспроизводит материал.
Юлдашев Рамиль его результаты можно также считать показательными. Можно отметить его средние показатели развития образной памяти, так кА во время проведения исследования Рамиль отвлекался на события в своей жизни и не мог воспроизвести изображение на предложенной картине.
Пеньков Никита отличается высокой возбудимостью и вспышками упрямства и злости, что мешает ему решать поставленные перед ним задачи. Низкие показатели развития эмоциональной, словесно-логической и образной памяти связанны с нежеланием сотрудничать. Возможно, для Никиты нужна другая обстановка и другой человек.
Садыков Данил имеет также показательные результаты по всем видам памяти. Предложенные исследователем задания не смутили ребенка, и поэтому были выполнены им во всем объеме в соответствии с возможностями. По его результатам подтверждается гипотеза, поставленная исследованием.
Уразаев Данил имеет средние показатели развития памяти. Во время исследования ничто не отвлекало его от решения поставленной задачи.
Апаев Игорь не имеет преобладающих и высокоразвитых видов памяти, все показатели средние, кроме непосредственной памяти, которая имеет низкий балл. Особыми способностями ребенок не отличается, но есть необходимость в целенаправленном развитии некоторых необходимых видов памяти.
ВЫВОДЫ.
Из выше представленного исследования можно сделать следующие выводы. Результаты проведенного опыта доказывают предложенную в начале исследования гипотезу. Действительно, наиболее эффективными в старшем дошкольном возрасте оказались непроизвольная, опосредованная и образная память.
Данное исследование соответствует поставленным задачам.
Была выявлена и подтверждена эффективность произвольного и непроизвольного запоминания. Непроизвольное не на много опережает произвольное, всего на 20%. А также установлен сдвиг в переходе непроизвольного запоминания к произвольному запоминанию (к младшему школьному возрасту оба вида сближаются), что является особенностью в развитии памяти старших дошкольников.
Выявлена и подтверждена эффективность образной памяти. Образная память является одной из основных видов памяти дошкольников, это связанно и с ведущим мышлением дошкольников (наглядно-образное мышление).
Выявлена и подтверждена эффективность опосредованного запоминания у старших дошкольников. Опосредованное запоминание выше на 30%. Это связанно с тем, что ребенок осознанно способен запоминать материал при помощи способов, предлагаемых взрослым. Это «приобретение» старшего дошкольного возраста.
ВЫВОДЫ
Память – это сложная психическая деятельность. Психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации.
Деление памяти на виды зависит от особенностей деятельности. Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
По характеру целей деятельности: на непроизвольную и произвольную;
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности: на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
По продолжительности закрепления и сохранения материала: на кратковременную, долговременную и оперативную;
По сути предмета и способа запоминания.
Развитие памяти происходит с обучением ребенка основам наук одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.
В усвоении первоначального опыта принимает участие двигательная, эмоциональная, образная память.
Память человека всегда связана с его личностью, поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушениями памяти.
Эффективность запоминания растет пропорционально осмысленности материала: чем осмысленнее материал, тем выше эффект запоминания.
В младшем дошкольном возрасте эффективность непроизвольного и произвольного одинакова, в среднем и старшем – эффективность непроизвольного выше, чем произвольного, в дальнейшем эффективность произвольного становится выше.
Вместе с тем на протяжении всего дошкольного периода наблюдается повышение эффективности непроизвольного запоминания.
Качественные изменения в развитии памяти детей дошкольного возраста и заключается в том, что между 4-5 годами у них начинает развиваться произвольная память.
дошкольном возрасте можно выделить два основных вида деятельности, внутри которых происходит запоминание словесного материала: деятельность по активному овладению речи; игровая деятельность.
Наряду с этим большое значение приобретает сформированность у ребенка направленности на запоминание, умение принимать такую задачу и сохранить ее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память является важным психическим процессом, которая закладывается еще до рождения ребенка и сопровождает человека на протяжения всей его жизни. Поэтому очень важно развивать и сохранить эту способность мозга воспринимать, хранить и воспроизводить информацию.
Данная работа направлена изучение особенностей развития различных видов памяти, на выявление эффективных в старшем дошкольном возрасте видов памяти. В дальнейшем можно будет продолжить работу формирующим экспериментом, в котором развивать у детей данные виды памяти. А также предложить некоторые пути развития специфических для дошкольного возраста видов памяти.
Данное исследование имеет практическую ценность, которая заключается в том, что собранные в ней методики могут быть использованы психологами и педагогами для диагностирования памяти дошкольников.
С научной точки зрения значимость исследования заключается в систематизированном и обобщенном изложении материала о самом процессе память и о развитии памяти в дошкольном возрасте, изложены главные научные аспекты особенностей развития памяти дошкольников.
Таким образом, в результате полученных данных определились насколько направлений в работе с детьми.
Для целостной работы над развитием памяти детей необходимо привлекать и родителей. Но для этого нужно просвещать родителей на всевозможных консультациях у психологов в детских садах, организовывать практикумы по данной проблеме, предлагать им популярную литературу и др.
Данная работа завершена получением новых данных о видах памяти, характерных для старшего дошкольного возраста, подтверждены закономерности развития памяти дошкольников, выявлены наиболее эффективные виды памяти для старших дошкольников. Работа является учебной, констатирует и подтверждает факты о развитие памяти старших дошкольников.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При целенаправленном развитии у детей памяти следует помнить следующие правила:
- необходимо чтобы у ребенка был интерес к запоминаемому материалу;
- быстрее и лучше ребенок запоминает только яркие, новые объекты;
- запоминание материала будет эффективнее, если она будет организованно в форме игры;
- осмысленный детьми материал будет запоминаться ими быстрее;
- необходимо учить детей
самостоятельно давать себе
- Развитие памяти происходит
с обучением ребенка основам
наук одновременно с
- необходимо целенаправленно
учить детей способам
ЛИТЕРАТУРА
1. Эльконин Д.Б. Детская психология. - Москва: Академия, 2004г. - 383с.
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – Москва: Просвещение, 1999г.347с.
3. Истомина З.М. Развитие памяти. – Москва: Просвещение, 1978г.
4. Мухина В.С. Детская психология. - Москва: Владос, 1997г.
5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - С.-Петербург: Питер, 2006г.207с.
6. Крутецкий В.А. Психология – Москва: Просвещение 1996г.
7. Чуковский К.И. От двух до пяти. – Москва, 1955г.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2-х книгах – Москва: Владос – Пресс, 2001г.
9. Детская практическая
психология под редакцией
10. Немов Р.С. Психология:
Учебник для студентов высших
педагогических учебных
11. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – Москва: 1994.
12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – С-Петербург: Питер, 2001.
Информация о работе Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте