Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:11, курсовая работа
Память существует у ребенка с момента рождения, без этого было бы не возможно, какое-то ни было развитие. Мозг ребенка особо пластичен, он с легкостью запечатлевает полученный опыт. Если мы посмотрим, какое количество новых действий осваивает ребенок за первые три года жизни, то поразимся объемам его памяти. Достаточно напомнить, что в течение полутора лет (с 1 года 6 месяцев до 3 лет), дети практически овладевают родным языком. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию воспроизведению.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ
1.1 Память и ее значение. Физиологические основы памяти
1.2 Классификация видов памяти, их значение и характеристики
1.3 Особенности развития различных видов памяти в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
3.1 Результаты исследования особенностей развития произвольной и непроизвольной памяти старших дошкольников
3.2 Результаты исследования особенностей развития памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности у старших дошкольников
3.3 Результаты исследования особенностей развития памяти по характеру и использованию средств запоминания у старших дошкольников
3.4 Сопоставительный анализ результатов исследования различных видов памяти старших дошкольников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКИМЕНДАЦИИ
ЛИТЕРАТУРА
Для старшей группы детского сада результат считается неудовлетворительным если правильно воспроизведены 34 слога или меньше. Для первоклассников – неудовлетворительный результат при правильном воспроизведении 37 слогов и меньше.
Примерные предложения для запоминания: Мама купила платье. Оно синего цвета. Мама купила дорогое платье в магазине. Сегодня мама пойдет в новом желтом платье на работу.
Проверка смысловой памяти.
Ребенку предлагается послушать такие фразы, например:
Осенью идут дожди.
Дети любят играть в прятки.
В саду растут груши и яблоки.
В небе летит самолет.
Мальчик помогает своей бабушке.
Попросите ребенка повторить те фразы, которые он запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.
Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте ему еще раз.
Ребенок 5-6 лет обычно справляется с этим заданием после 2-ой или 3-й попытки. Результат является неудовлетворительным, если ребенку не удалось воспроизвести половину предлагаемых предложений после 3-й попытки. Высокий балл ставится ребенку тогда, когда он справился со всем заданием после 2-3 попытки, средний балл – когда ребенок повторил половину предлагаемых фраз после 2-3 попытки, низкий бал – когда ребенку не удалось воспроизвести половину предлагаемых предложений после 3-й попытки.
Исследование зрительной памяти (эту методика используется в качестве изучения образной памяти) проводиться методикой «Нелепицы». Эту методику предлагает Рогов Е.И.[8;22]. Картинки, изображающие нелепые ситуации, можно заимствовать из методического пособия С.Д. Забрамной «Отбор детей во вспомогательные школы».
Картинку предъявляют ребенку нейтрально; при этом ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я закончу готовиться к нашей работе, а ты пока, чтобы не скучать, посмотри вот эту картинку».
Ребенок получает картинку, а психолог делает вид, что занят делом. В течении 30 секунд ребенок рассматривает картику, а психолог в это время внимательно, но не заметно следит и фиксирует возможные проявления ориентировочной деятельности. Через 30 секунд картинку у ребенка забирает; психолог фиксирует спонтанные высказывания ребенка. Если он молчит, то оп истечение 15 секунд ему задают вопросы в определенной последовательности:
Понравилась ли тебе картинка?
Что тебе понравилось?
Что там нарисовано?
А что еще? Может быть вспомнишь?
Что же там смешного?
А может быть такое в жизни? Может быть тут что-то перепутано?
В тех случаях, когда ребенок сразу оценивает ситуацию, как нелепую, и активно называет запомнившиеся ему фрагменты, все перечисленные вопросы соответственно снимаются.
При оценке результатов учитывается как сам факт адекватного понимания ребенком ситуации, так и эмоциональные реакции его при изучении объекта и количество воспроизведенных фактов. Высокий балл ставится тогда, когда ребенок адекватно оценил ситуацию и вспомнил многие детали, средний – когда ребенок адекватно оценил ситуацию с помощью вопросов взрослого, вспомнил изображенную на картинке ситуацию яркие моменты на картинке, низкий – когда ребенок с помощью вопросов взрослого оценил ситуацию и вспомнил только изображенную на картинке ситуацию.
Проверить моторную память можно с помощью методик, описанной в книге «Детская практическая психология» под редакцией Т.Д. Марциновского [9;235]. Ребенку предлагается выполнить по памяти серию инструкций, например: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть и яблоко. Таких действий в Инструкции может быть для старших дошкольников от 7 до 10. Обязательно, перед тем как начать работу, ребенку предлагается прослушать внимательно инструкцию до конца. Затем взрослый фиксирует правильность последовательность выполнения инструкции. Высокий балл ставится за то, что ребенок с одного повторения правильно последовательно выполнил все предложенные действия; средний – когда ребенок после двух повторений выполнил все действия, но в неправильной последовательности; низкий – когда ребенок выполнил правильно 4-5 действий.
Для исследования эмоциональной памяти предлагается методика «Когда тебе было весело». Ребенку предлагается посмотреть ряд картинок с изображением каких-либо эмоций: грусть, злость, радость, страх, смех и т.д. Затем у ребенка спрашивают: «Тебе нравятся эти картинки? Что нарисовано на этих картинках? Вспомни момент из своей жизни к каждой картинке. Почему тебе было грустно?» и др. Обязательно дать ребенку время на обдумывание. Не принимаются ответы-фантазии. Высокий балл ставится тогда, когда ребенок вспоминает адекватную картинке ситуацию, средний – когда вспоминает 4-5 ситуаций к 8 предложенным картинкам, низкий – когда вспоминает только момент радости, злости и смех.
Методика изучения эффективности непосредственного и опосредованного запоминания разработана А.Н. Леонтьевым [1;212],[8;24]. Предлагается 5 слов и 16 карточек. Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.
Карточки :столовый прибор, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, детские штанишки, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш.
Проведение исследования предполагает, что психолог с участием ребенка разложит на столе карточки, уточнит, знакомы ли ему наиболее трудные из них. Затем дается инструкция: «Сейчас ты опять будешь запоминать слова, но уже немного по-другому. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче его запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из этих карточек, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово. Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти такую карточку, которая сможет напомнить тебе это слово».
Первым предъявляется слово «пожар». Если ребенок в течении 15 секунд не начинает работу, возможно не поимая инструкцию, карточка со словом предъявляется повторно ,в уточненном варианте: «Тебе надо запомнить слово “пожар’’. Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе про пожар».
Если в течении 30 секунд ребенок не сможет сделать выбора, то ему дается урок на примере слова «пожар»- берется карточка с изображением заводских труб и поясняется: « Видишь, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. Этот дым и напомнит тебе потом про слово “пожар”, потому что при пожаре всегда бывает дым».
Затем последовательно предъявляются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор карточки отводится время до 1 минуты. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается, возможна лишь организующая помощь: «Подумай, какая карточка сможет напомнить тебе слово…?». После выбора каждой каточки необходимо спрашивать ребенка объяснения связи «Как тебе эта карточка напоминает про слово…?». Обязательно фиксируется время каждого выбора.
При оценке результатов учитываются такие факторы, как понимание ребенком инструкции, способность к нахождению опосредующих символов, содержательность объяснения того или иного выбора, продуктивность опосредования в целях запоминания, необходимость и количество оказанной помощи. Исследование занимает в среднем 10-12 минут. Высокий балл ставится тогда, когда ребенок понимает инструкцию, находит опосредующие символы, способен объяснить свой выбор, запоминает и воспроизводит все 5слов. Средний балл ставится тогда, когда ребенок при помощи взрослого находит опосредующие символы, может объяснить их выбор и воспроизводит 4-5 слов. Низкий балл ставится тогда, когда ребенок с трудом справляется с заданием и не может справиться без помощи взрослого.
Непосредственное запоминание исследуется при помощи таких же слов: пожар, дождь, труд, ошибка, горе. В этом случае детям предлагается запомнить их самостоятельно без помощи картинок. Высокий балл ставится, когда ребенок запоминает 5 слов, средний балл – 3-4 слова, низкий балл – 1-2 слова.
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОАНИЯ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Данные исследования особенностей развития непроизвольного и произвольного запоминания отражены в таблице 1.
Таблица 1. Исследование эффективности непроизвольного и произвольного запоминания у детей 5-6лет
№ |
фамилия имя ребенка |
Непроизв. |
Произв. |
1 |
Ашрафова Эльвира |
В |
В |
2 |
Иванова Настя |
В |
С |
3 |
Сафиуллина Регина |
С |
Н |
4 |
Пыркова Софья |
В |
С |
5 |
Трофимова Зарина |
С |
С |
6 |
Юлдашев Рамиль |
В |
В |
7 |
Пеньков Никита |
С |
В |
8 |
Садыков Данил |
В |
С |
9 |
Уразаев Данил |
В |
С |
10 |
Апаев Игорь |
С |
С |
ИТОГО по группе |
В |
С |
В - высокий балл, С - средний балл, Н - низкий балл.
Дети, имеющие высокий показатель эффективности непроизвольного запоминания (6 детей), составляют 60% от всей группы, имеющие средний уровень (4 ребенка) – составляют 40%, детей с низким уровнем нет. Дети, имеющие высокий показатель эффективности произвольного запоминания (3 ребенка), составляют 30% от всей группы, имеющие средний уровень (6 детей) – составляют 60%, имеющие низкий уровень (1ребенок) – составляют 10%.
Сафиуллина Регина показала низкий результат произвольного запоминания, так как для того, чтобы запомнить 12 слов ей требовалось больше времени. Девочка очень переживала, боялась, что не запомнит, не могла сконцентрировать внимание на запоминание предложенных слов.
В результате исследования было установлено и подтверждено утверждение о преобладании непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте, а также выявлен постепенный переход непроизвольного к произвольному запоминанию. По результатам таблицы произвольной запоминаний составляет - 60%, а эффективность непроизвольного запоминания – 80%. Таким образом, разница составляет 20%, произвольное запоминание «растет и развивается», начинается переход к произвольному запоминанию.
3.2 Результаты исследований
Исследование, зафиксированное в таблице 2, можно представить в процентном соотношении.
Таблица 2. Исследование эффективности видов памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности
№ |
Фамилия имя ребенка |
моторная |
эмоциональная |
образная |
Словесная, логическая |
1 |
Ашрафова Эльвира |
В |
С |
В |
В |
2 |
Иванова Настя |
В |
В |
В |
В |
3 |
Сафиуллина Регина |
С |
С |
В |
С |
4 |
Пыркова Софья |
Н |
С |
В |
Н |
5 |
Трофимова Зарина |
В |
В |
В |
В |
6 |
Юлдашев Рамиль |
В |
С |
С |
В |
7 |
Пеньков Никита |
С |
Н |
Н |
Н |
8 |
Садыков Данил |
В |
В |
В |
В |
9 |
Уразаев Данил |
В |
В |
В |
С |
10 |
Апаев Игорь |
С |
С |
С |
С |
ИТОГО по группе |
В |
С |
В |
С |
В - высокий балл, С - средний балл, Н - низкий балл.
Моторная память развита хорошо. Дети, имеющие высокий балл (6детей), составляют 60% от всей группы, имеющие средний балл (3ребенка) – составляют 30%, имеющие низкий балл (1ребенок) – составляют 10%. Эти результаты можно определить, как высокие. В виду того, что этот вид памяти появился и начал развиваться значительно раньше других. А низкие результаты детей явились результатом невнимательности, и неумения работы по инструкции.
Эмоциональная память развита следующим образом: дети, имеющие высокий балл (4детей), составляют 40% от всей группы, имеющие средний балл (5детей) – составляют 50%, имеющие низкий балл (1ребенок) – составляют 10%. Низкие показатели у Пенькова Никиты связанны с замкнутостью и нежеланием общаться.
Образная память характеризуется следующими показателями: дети, имеющие высокий балл (7детей), составляют 70% от всей группы, имеющие средний балл (2детей) – составляют 20%, имеющие низкий балл (1ребенок) – составляют 10%. Результаты утешительные, но низкие показатели опять у Пенькова Никиты, замкнутость и злость на самого себя, «самоедство», неприятии взрослого, проводящего тестирование, нежелании общаться.
Словесно-логическая память характеризуется следующим образом: дети, имеющие высокий балл (5детей), составляют 50% от всей группы, имеющие средний балл (3детей) – составляют 30%, имеющие низкий балл (3ребенка) – составляют 30%.
Достаточные результаты развития речевой памяти, есть над чем работать.
Таким образом, можно сравнить степени эффективности данных видов памяти. Наиболее эффективной оказалась образная память, ее процент эффективности 80%, моторная память 75%, эмоциональная и словесная память имеют по 65%.
3.3 Результаты исследования
В результате исследования эффективности непосредственного и опосредованного запоминания было установлено и подтверждено утверждение о том, что старшие дошкольники запоминают лучше при помощи средств. Это исследование зафиксировано в таблице 3.
Таблица 3 Исследование особенностей развития видов дошкольников памяти по характеру и использованию средств запоминания
№ |
фамилия имя ребенка |
Непосред. |
Опосред. | |
1 |
Ашрафова Эльвира |
С |
В | |
2 |
Иванова Настя |
С |
В | |
3 |
Сафиуллина Регина |
Н |
С | |
4 |
Пыркова Софья |
С |
С | |
5 |
Трофимова Зарина |
В |
В | |
6 |
Юлдашев Рамиль |
В |
В | |
7 |
Пеньков Никита |
С |
В | |
8 |
Садыков Данил |
С |
В | |
9 |
Уразаев Данил |
С |
С | |
10 |
Апаев Игорь |
Н |
С | |
ИТОГО по группе |
С |
В |
Информация о работе Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте