Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:38, реферат
Память – процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.
Бурное развитие характеристик памяти ребёнка, происходящее в школьные годы, связано прежде всего с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний ребёнком предполагает развитие у него произвольной памяти. В отличие от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что даёт и требует от него школьная программа.
1. Введение с. 3
2. Литературный обзор с. 5
2.1. Что такое память с. 5
2.2. Память как одно из основных свойств личности с. 6
2.3. Особенности памяти детей младшего школьного возраста с. 18
3. Практическая часть с. 21
3.1 Методика проведения исследований с. 21
3.2. Результаты исследования с. 24
3.3. Рекомендации учащимся по развитию памяти с. 25
4. Выводы с. 26
5. Список литературы с. 28
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ПСИХОЛОГИИ
НА ТЕМУ:
«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Руководитель: педагог-психолог Сущева И.А.
Исполнители:
Кузина Анна, Малько
Елена
План:
1. Введение | с. 3 |
2. Литературный обзор | с. 5 |
2.1. Что такое память | с. 5 |
2.2. Память как одно из основных свойств личности | с. 6 |
2.3. Особенности памяти детей младшего школьного возраста | с. 18 |
3. Практическая часть | с. 21 |
3.1 Методика проведения исследований | с. 21 |
3.2. Результаты исследования | с. 24 |
3.3. Рекомендации учащимся по развитию памяти | с. 25 |
4. Выводы | с. 26 |
5. Список литературы | с. 28 |
6. Приложения | с. 29 |
Память – процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.
Бурное развитие характеристик памяти ребёнка, происходящее в школьные годы, связано прежде всего с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний ребёнком предполагает развитие у него произвольной памяти. В отличие от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что даёт и требует от него школьная программа.
Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают всё более произвольный характер и становятся гораздо более активными. Поэтому обучение в школе с определённой точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе обучения школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала, то есть определяет способ заучивания и воспроизведения информации в зависимости от уровня её сложности и постепенно овладевает осмысленным запоминанием.
Активному развитию памяти детей в первые школьные годы, как известно, способствует и решение специальных мнемических задач. Поэтому использование учителем в процессе обучения детей начальных классов различных тренинговых задач, построенных по принципу игровой деятельности, оказывает существенное на развитие у ребёнка психических познавательных способностей.
В процессе обучения ребенка в начальных классах, когда у него происходит бурное развитие психических познавательных процессов, желательно контролировать особенности формирования у ребёнка когнитивной сферы. Для решения этих задач педагоги могут весьма успешно использовать психологические методы, тем более уровень развития ребёнка уже позволяет использовать весьма значительное количество тестовых методик.
Какой же вид памяти является преобладающим за период обучения в начальной школе? Связана ли память с индивидуальными особенностями развития учащегося? Как приемы необходимо использовать для развития памяти?
Исходя из этого, были поставлены цели и задачи исследовательской работы.
Цель работы: выявить преобладающий вид памяти при разных типах предъявления словесного материала учащимся.
Задачи работы:
2.
Литературный обзор
2.1
Что такое память
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познаёт окружающий мир. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы отношений к окружающему миру. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
Благодаря памяти ребёнок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: чтение, письмо, занятие физической культурой, трудовая деятельность – основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Чтобы ребёнок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты все виды памяти. Утрата памяти или её нарушения неизбежно ведут к расстройству психики, личности человека.
Основным условием развития памяти у детей является сохранность всех систем мозга.
Диагностические методики позволяют оценить уровень как природной, так и культурной памяти детей, а, следовательно, помогают определить, какие виды памяти недостаточно развиты.
В школе большую роль в развитии познавательных процессов играют задания и упражнения, приемы которые предлагает и использует учитель.
Таким образом, преподаватель должен
подсказать детям наиболее целесообразные
приёмы заучивания и припоминания учебного
материала, помочь им сформировать эти
сложные навыки. Игры, задания и упражнения
будут полезны для развития и формирования
памяти: зрительной, слуховой, моторно-слуховой,
комбинированной, оперативной.
2.2
Память как одно
из основных свойств
личности
Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестаёт быть человеком. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но следует знать и о том, что хорошая память не гарантирует её обладателю высокий уровень интеллектуального развития. Психолог Т. Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды простых чисел. И все-таки память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящие условия живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. У человека есть три вида памяти, более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. (Мнемические процессы – это запоминание, сохранение, и воспроизведение в головном мозге информации, полученной при взаимодействии человека с окружающим миром.)
У человека есть речь как мощное средство запоминания, сохранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, т.к. главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.
Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, других людей, их отношения, движения, мысли, чувства. Все это – объекты запоминания. Человек может запоминать их, не ставя перед собой задачи запоминать, а в силу того, что эти объекты его чем-нибудь заинтересовали.
Запоминаемый материал может потребоваться для выполнения какой-либо конкретной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности через продолжительный период времени. Следовательно, нужно будет запомнить надолго. В связи с эти будут иметь место и разные виды памяти.
Виды памяти могут быть классифицированы по трем основным критериям: 1) объект запоминания, т.е. то, что запоминается человеком (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная (наглядно-образная) память, словесно-логическая (логическая), двигательная (моторная), эмоциональная;
2) степень волевой регуляции памяти – произвольная и непроизвольная память; 3) длительность сохранения в памяти – кратковременная, долговременная и оперативная память.
Короче говоря, виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго помнится.
Таким образом, память можно классифицировать:
1. По содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности:
1) Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение автомобиля, печатание на машинке и другие трудовые умения и навыки). Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость, сноровка.
Двигательная память лежит в основе усвоения танцевальных фигур, а так же привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо.
Все люди обладают двигательной памятью, но проявляется она у каждого человека по-разному. Эти индивидуальные различия зависят от врожденных физических особенностей организма и от степени правильной выучки, упражнений и тренировки в выработке двигательных навыков. Различия в уровне двигательной памяти ведут к разному уровню развития навыков письма, трудовой деятельности.
2) Образная память (зрительная, обонятельная, слуховая, вкусовая, осязательная) – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Она помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т.д. В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой связано с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов) или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха.
Образная память ярче проявляется у детей и подростков.
Информация о работе Особенности развития памяти учащихся начальной школы