Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:38, реферат
Память – процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.
Бурное развитие характеристик памяти ребёнка, происходящее в школьные годы, связано прежде всего с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний ребёнком предполагает развитие у него произвольной памяти. В отличие от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что даёт и требует от него школьная программа.
1. Введение с. 3
2. Литературный обзор с. 5
2.1. Что такое память с. 5
2.2. Память как одно из основных свойств личности с. 6
2.3. Особенности памяти детей младшего школьного возраста с. 18
3. Практическая часть с. 21
3.1 Методика проведения исследований с. 21
3.2. Результаты исследования с. 24
3.3. Рекомендации учащимся по развитию памяти с. 25
4. Выводы с. 26
5. Список литературы с. 28
Слова для запоминания в первом опыте:
Машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.
После
паузы в 10 секунд даётся команда « Пишите!»
Опыт №2
Второй опыт можно проводить после 5-минутного перерыва после окончания первого.
В этом
опыте экспериментатор
Инструкция испытуемому: « Я буду показывать вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу « Пишите!» на листе бумаги запишите то, что запомните. Если всё понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания во втором опыте:
самолёт, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.
После
чтения десятого слова до сигнала
« Пишите!» пауза длится 10 секунд.
Опыт №3
Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5-минутного перерыва. Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами – 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой «прописывайте» их и запоминайте. По сигналу «Пишите!» на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если всё понятно, приготовьтесь слушать, «прописывать» слова и запоминать».
Слова для запоминания в третьем опыте:
Пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Пауза
перед сигналом « Пишите!» в
третьем опыте выдерживается 10 секунд.
Опыт №4
Спустя 10 секунд после третьего опыта, проводят опыт четвёртый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего, десятого слова лист переворачивают и по сигналу «Пишите!» на обратной стороне он может воспроизвести запомнившееся.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Вы записывайте их на этом листе и запоминайте. После чтения последнего слова лист переверните и по моему сигналу «Пишите!» запишите на обратной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать».
Слова для запоминания в четвёртом опыте:
Поезд, вишня тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Сигнал «Пишите!» даётся, как и во всех предыдущих случаях, через 10 секунд.
2. Сравнить результаты тестирования с учащимися класса в период с 2005 по 2008 учебный год.
3. Разработать рекомендации учащимся по формированию и развитию памяти.
Объект исследования: учащиеся начальной школы 4 «Б» класса, школы № 8, города Коврова Владимирской области.
Предмет
исследования: виды памяти (слуховая,
зрительная, моторно-слуховая, комбинированная)
3. 2.
Результаты исследования
1. В
период с 2005 по 2008 учебный год
было проведено тестирование
учащихся с целью выявления
преобладающего типа
2. По
результатам тестирования в
2005 – 2006 учебном году преобладающими
видами были слуховая и
В первую
очередь это связано с
3. В 2006 – 2007 учебном году преобладающими видами памяти были слуховая, зрительная. (см. Приложение 2)
Следует отметить, что уровень развития моторно-слуховой памяти изменился с 5,1 баллов до 5,9 баллов; уровень развития комбинированной памяти изменился с 5,2 баллов до 5,8. Данные изменения в первую очередь связаны с развитием опосредованного запоминания, формированием операций словесно-логического мышления.
4. По
результатам тестирования
Особенность комбинированной памяти состоит в том, что при предъявлении материала учащиеся используют разные каналы восприятия: слушают, пишут, смотрят и запоминают. Это в первую очередь связано с развитием произвольного и опосредованного запоминания. К переходу в среднее звено у учащихся формируется способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.
При этом произошли качественные изменения в развитии других видов памяти, что наглядно отражается в таблице. (см. таблица 1)
Таблица 1
Период | Вид памяти
/ количество правильно воспроизведенных
слов/
(средний показатель) | |||
слуховая | зрительная | моторно-слуховая | комбинированная | |
2005 –
2006
учебный год |
5,8 | 6 | 5,1 | 5,2 |
2006 –
2007
учебный год |
6,3 | 6,8 | 5,9 | 5,8 |
2007 –
2008
учебный год |
6,6 | 7,3 | 6,2 | 6,8 |
3.3. Рекомендации учащимся по развитию памяти
4.
Выводы
1. Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К., Слоненко Т. Б., Мазина Т. Н. Как развивать память. – Д.: Сталкер, 1997. – 448 с.
2. Миронова М. М. Психология. Разработки занятий с детьми. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. – 80 с.
3. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1.
4. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1990.
5. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1996.
6. Журнал
«Развиваем память», № 10 2007
г.
Информация о работе Особенности развития памяти учащихся начальной школы