Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:38, реферат
Память – процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.
Бурное развитие характеристик памяти ребёнка, происходящее в школьные годы, связано прежде всего с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний ребёнком предполагает развитие у него произвольной памяти. В отличие от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что даёт и требует от него школьная программа.
1. Введение с. 3
2. Литературный обзор с. 5
2.1. Что такое память с. 5
2.2. Память как одно из основных свойств личности с. 6
2.3. Особенности памяти детей младшего школьного возраста с. 18
3. Практическая часть с. 21
3.1 Методика проведения исследований с. 21
3.2. Результаты исследования с. 24
3.3. Рекомендации учащимся по развитию памяти с. 25
4. Выводы с. 26
5. Список литературы с. 28
Высокого уровня развитие образной памяти достигает у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. (Например, музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высоко развитую зрительную память.)
3) Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Люди с хорошей зрительной памятью способны в течение продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он легче запоминает и воспроизводит.
4) Слуховая память – это хорошее запоминание
и точное воспроизведение разнообразных
звуков, например музыкальных, речевых.
Она необходима филологам, людям, изучающим
иностранные языки, акустикам, музыкантам.
Обонятельная, осязательная, вкусовая и другие виды памяти сводятся к удовлетворению биологических потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
5) Моторно-слуховая память связана с сохранением информации, которая осуществляется посредством связи моторной формы восприятия с ее устным воспроизведением.
6) Комбинированная память связан с запоминанием, сохранением, воспроизведением и моторным восприятием слов, понятий, суждений.
7) Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. (Преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины). Словесно-логическая память, связанная со словом, мыслью и логикой - особая разновидность речевой памяти. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений, поэтому вид памяти называют не просто логическим, но и словесно-логическим.
Человек со словесно-логическим видом памяти может точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Одной из основных характеристик словесно-логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания. Воспроизведение словесного материала может происходить без понимания его смысла, тогда его заучивание будет не логическим, а механическим запоминанием. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем менее развита речь человека, тем труднее ему выразить смысл своими словами.
Следовательно, запоминание и воспроизведение смыслового материала тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний.
8) Эмоциональная память – память на пережитые чувства. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Человек может вновь радоваться, вспомнив счастливое событие, краснеть, припомнив неловкий поступок.
Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного развития человека. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Пережитые и сохраненные в памяти чувства побуждают либо к совершению действия (поступка), либо к отказу от него, если с ним связаны отрицательные переживания в прошлом. Если человек забывал чувство радости и удовлетворения от совершения благородного поступка, так же как и угрызения совести, вызванные дурным поступком, то он имел бы слабое побуждение к новому совершению благородных дел и воздержанию от дурных поступков.
Эмоциональная память лежит в основе формирования привычек.
На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
2. По времени сохранения материала:
1) Мгновенная память (иконическая память) – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память – образ. Её длительность от 0,1 до 0, 5 секунды.
2) Кратковременная память (материал запоминается быстро, но ненадолго) – память, обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного и непродолжительного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.
Кратковременную память характеризует такая величина, как объём. Говоря об объёме кратковременной памяти, следует отметить ее малую ёмкость. Количество информации, которое человек может сохранить в кратковременной памяти, ограничено. Как установил Миллер, оно измеряется в структурных единицах и равно 7+2.
Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в неё попадает только та информация, которая осознаётся, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Обобщение, схематизация, наглядность – естественные способы расширения оперативного поля кратковременной памяти, через неё поступает вся информация в долговременное хранение.
3) Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации упрочивает её следы в долговременной памяти. Долговременная память требует больших усилий, т.к. нередко для припоминания требуется мышление и усилия воли, но позволяет сохранить информацию на многие годы. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала.
В долговременной памяти происходит накопление знаний, приобретенных человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой и пр.)
Знания эти хранятся в преобразованном виде: более обобщенном и систематизированном. Они нужны человеку не только в данный момент, а в его жизни и деятельности вообще. При необходимости знания актуализируются в сознании человека и потом снова переходят в долговременную память. Именно поэтому человек и не осознаёт в каждый момент всего, что хранится в его долговременной памяти, арсенале его знаний.
4) Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного, срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Она обслуживает непосредственно осуществляемые человеком действия или операции. Когда человек выполняет какую-либо сложную деятельность, то делает это по частям ( одно действие за другим). При этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные цели и результаты. Срок хранения рассчитан на решение поставленной задачи. После чего информация может быть стерта из оперативной памяти.
Объём оперативной памяти складывается из двух составляющих: материала кратковременной памяти, поступившего из окружающего мира в данный момент, и материала, касающегося выполнения данного действия, поступившего из долговременной памяти.
По длительности хранения информации и своим свойствам этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.
5) Генетическая память: информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. На генетическую память невозможно оказывать влияние через обучение и воспитание.
Биологическим механизмом запоминания информации являются мутации и связанные с ними изменения генных структур.
3. По степени участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала:
1) Непроизвольная память.
Запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).
Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти. Возникает какой-то мотив песни, оживает картина какой-то автомобильной катастрофы. Такая память носит название непроизвольной.
2) Произвольная память.
Произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.
Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка вначале строится на непроизвольной памяти и приобретается ребёнком без специального намерения запомнить и без усилий. Однако в сознательной, активной деятельности, при усвоении системы знаний, умений и навыков (например, в учении) произвольная память занимает ведущее место.
Память – сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить основные процессы - запоминание, сохранение (и соответственно забывание), узнавание, воспроизведение. Они различны по своей структуре, исходным данным и результатам, и у разных людей развиты неодинаково.
Запоминание – это процессы памяти, в результате которых происходит закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно. Запоминается не всё, что воздействует на наши органы чувств, а лишь то, с чем человек действует.
Эффективность запоминания определяется мотивами, целями и способами деятельности.
В психологии различают два вида запоминания: непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) запоминание. При непреднамеренном запоминании мы не ставим перед собой задачи запомнить то, что воспринимаем, и не пользуемся специальными приёмами и способами. Запоминание осуществляется как бы само собой. При преднамеренном запоминании мы ставим перед собой задачу запомнить воспринимаемый материал и используем для этого определённые приёмы и методы. (Например, разбиваем материал на определённые части и сосредотачиваем внимание на каждой из них, стараемся лучше понять материал и связать с тем, что нам уже известно, повторяем до тех пор, пока он не запомниться, и т.д.) Преднамеренное запоминание более эффективно, чем непреднамеренное. Необходимое условие успешности преднамеренного запоминания – осмысливание материала, осознание содержащихся в нем мыслей и фактов.
Одна из форм преднамеренного запоминания – заучивание (систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приёмов). В процессе заучивания мы делаем ряд попыток лучше запомнить материал, фиксируем своё внимание на тех местах, которые труднее запечатлеваются в памяти.
По характеру связей, устанавливаемых между новым материалом и знаниями, уже приобретенными в прошлом опыте, выделяют два способа запоминания: механическое и осмысленное.
Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке), а другая часть – к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понятно. Как показывают экспериментальные исследования психологов, во втором случае результаты более чем в 20 раз лучше, т.к. при осмысленном запоминании точность, прочность и скорость запоминания гораздо эффективнее.
Ведущую роль в обучении и воспитании занимает осмысленное запоминание. Но механическое запоминание все же необходимо при изучении слов иностранного языка, названий единиц в метрических системах.
Информация о работе Особенности развития памяти учащихся начальной школы