Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:09, курсовая работа
Цель исследования: анализ особенностей развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста детей в норме и с речевыми нарушениями.
Задачи:
1. На основе теоретического изучения литературы определить подходы к проблеме развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста.
3. Дать методические рекомендации по развитию логических способностей детей.
Введение…………………………………………………………………..…... .2
Глава 1. Развитие суждений и умозаключений у дошкольников...…..... 5
1.1. Особенности мышления детей дошкольного возраста………….…........ 5
1.2. Суждение и умозаключение как мыслительные операции……….….... 11
1.3. Особенности развития суждений и умозаключений дошкольников...... 13
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей
развития суждений и умозаключений дошкольников……...…….…….. 18
2.1. Методы и организация эксперимента..…………….…...…………...…... 18
2.2. Анализ результатов исследования……………………….………...…..... 22
2.3. Методические рекомендации по развитию
логических способностей дошкольников……..………………….………….. 25
Заключение……………………………………………………………..…...... 28
Список литературы…………….………………………………………..…...
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей
развития суждений и умозаключений дошкольников
2.1. Методы и организация эксперимента
С целью изучения
возрастно-психологических
Цель исследования: определить особенности развития суждений и умозаключений у детей с речевыми нарушениями по сравнению с нормальными сверстниками.
Дети с речевыми нарушениями имеют диагноз ОНР, то есть они имеют такую форму речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. У них имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, несформированность связной речи.
Для диагностики развития суждений и умозаключений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и в норме были использованы следующие три теста:
- схематическое мышление – тест Когана;
- логичность мышления – «Обобщение понятий», «Сравнение».
Тест на исследование схематического мышления (В.М. Коган).
Цель – исследование схематического мышления.
Данная методика в литературе носит ряд названий: «совмещение признаков», «усложненной дифференцировки», методика В.М. Когана. Методика предложена В.М. Коганом в 1967 году. Применение данной методики позволяет экспериментатору увеличить количество предъявляемых признаков и тем самым усложнить деятельность испытуемого. Результаты исследования позволяют дать общую характеристику объема восприятия. В процессе выполнения ребенком задания выявляется зависимость между сложностью работы и темпом деятельности.
Стимульный материал: таблица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов, отдельные карточки с теми же фигурами разных цветов.
Тест проводится в два этапа.
Инструкция 1: Разложи карточки по цвету или по форме.
Инструкция 2: Посмотри на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.
Обработка результатов: для детей со средним уровнем мышления характерно наличие затруднений и незначительных ошибок (например, путаница некоторых цветов при общем правильном раскладе фигурок по клеточкам) при систематизации картинок на матрице. Все дети этого возраста должны справляться с заданием, и отказ ребенка раскладывать карточки, так же как и грубые ошибки (кладет карточки бессистемно; путает фигуры, помещая, например, квадраты в клеточки, предназначенные для кругов; складывает карточки в кучки, вместо того, чтобы разложить их по клеточкам) при условии правильного проведения теста, говорят о низком интеллектуальном уровне, наличии интеллектуального дефекта.
Особенности выполнения методики. У детей с ОНР возникают затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным эталонам. Дети с ОНР показывают неспособность к целостному восприятию, для них характерны затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов).
Тест «Обобщение понятий» (В. Б. Шапарь).
Данный тест широко распространен в психологии и используется для определения способности человека замечать ассоциативные связи и строить обобщения.
Цель – исследование логичности мышления.
Стимульный материал: набор близких понятий.
Детям дается задание на обобщение – предлагается «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий:
Шкафы, кровати, стулья.
Футболки, брюки, куртки.
Сапоги, туфли, тапочки.
Васильки, ландыши, розы.
Дубы, ёлки, берёзы.
Вороны, голуби, утки.
Смородина, малина, клубника.
Картошка, морковь, помидоры.
Яблоки, груши, мандарины.
Моряки, лётчики, артиллеристы.
Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления.
Особенности выполнения методики. Дети с низким уровнем развития логики мышления чаще всего приводят обобщения на интуитивно-практическом уровне:
Шкафы, кровати, стулья — квартира.
Футболки, брюки, куртки — одевают.
Васильки, ландыши, розы — весна.
Дубы, ёлки, берёзы — улица.
Вороны, голуби, утки — летают.
Смородина, малина, клубника — еда.
Картошка, морковь, помидоры — овощи.
Яблоки, груши, мандарины — вкусная еда.
Моряки, лётчики, артиллеристы — взрослые.
Дети с речевыми нарушениями при обобщении допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.
Тест «Сравнение» (Д. Я. Райгородский.)
Этот тест нацелен на выявление способности ребенка определять различия и сходства предметов, уметь анализировать и выстраивать логическую цепочку рассуждений.
Цель – исследование логичности мышления
Стимульный материал: пять пар слов.
Инструкция: сравни слова, чем они похожи и различаются.
Бабочки — ласточки.
Яблони — берёзы.
Лисы — собаки.
Цветы — деревья.
Рыбы — птицы.
Обработка результатов: выполнение задания с результатом ниже 50% соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии речевых нарушений.
Особенности выполнения методики. Дети с речевыми нарушениями охотнее выделяют различия, чем сходства; отличаются непланомерным анализом, его односторонностью.
При объявлении сходства и различия выделяют в основном несущественные признаки, например: лисы – собаки: у них уши, хвосты, яблони – берёзы: зеленые, растут в лесу, цветы – деревья: их можно поставить в вазу.
2.2. Анализ результатов исследования
С целью выявления особенностей логического мышления, суждений и умозаключений детей с речевыми нарушениями и в норме было проведено экспериментальное исследование детей с помощью трех тестов. Уровень схематичности мышления проверялся тестом В. М. Когана. Логичность мышления – с помощью тестов «Обобщение понятий» В. Б. Шапарь и «Сравнение» Д. Я. Райгородского.
Эксперимент проводился с детьми старшей группы в возрасте от 5 лет 9 мес. до 6 лет. Всего 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек, таблица 1).
Таблица 1
Анкетные данные испытуемых
№ |
Ф.И. |
Пол |
Возраст |
Дети с речевыми нарушениями | |||
1 |
Виктор Л. |
М |
5 лет 11 мес |
2 |
Анна С. |
Ж |
6 лет |
3 |
Лилия Ф. |
Ж |
5 лет 10 мес |
4 |
Александра Г. |
Ж |
5 лет 11 мес |
5 |
Игорь К. |
М |
6 лет |
Дети в норме | |||
6 |
Ваня П. |
М |
5 лет 9 мес |
7 |
Артем А. |
М |
6 лет |
8 |
Лера Ш.. |
Ж |
5 лет 11 мес |
9 |
Сережа В. |
М |
6 лет |
10 |
Виктория И. |
Ж |
5 лет 10 мес |
Полученные результаты обобщены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования логичности мышления детей с речевыми нарушениями и в норме
№ |
Экспериментальная группа (дети с речевыми нарушениями) |
Тест Когана |
Тест «Обобщение понятий» |
Тест «Сравнение» |
1 |
Виктор Л |
40% |
35% |
35% |
2 |
Анна С. |
45% |
40% |
40% |
3 |
Лилия Ф. |
35% |
30% |
30% |
4 |
Александра Г. |
40% |
40% |
45% |
5 |
Игорь К. |
45% |
40% |
45% |
Средний балл по группе |
41% |
37% |
39% | |
№ |
Контрольная группа (дети в норме) |
Тест Когана |
Тест «Обобщение понятий» |
Тест «Сравнение» |
6 |
Ваня П. |
60% |
60% |
65% |
7 |
Артем А. |
70% |
65% |
70% |
8 |
Лера Ш. |
60% |
60% |
65% |
9 |
Сережа В. |
80% |
75% |
80% |
10 |
Виктория И. |
80% |
70% |
80% |
Средний балл по группе |
70% |
66% |
72% |
Для наглядности средние показатели уровня умственных способностей по группам изображены графически (рис. 1).
100%-
90% -
80% -
70% -
60% -
50% -
40% -
30% -
20% -
10% -
0
Экспериментальная группа Контрольная группа
(дети с речевыми нарушениями)
- тест Когана
- тест «Обобщение понятий»
- тест «Сравнение»
Рис. 1. Показатели уровня логического мышления по группам
Дети с речевыми нарушениями путали некоторые цвета при общем правильном раскладе фигурок по клеточкам; часто путали фигуры, помещая, например, круги в клеточки, предназначенные для квадратов; допускали больше ошибок в названии существенных признаков объектов, в основном выделяя их несущественные признаки.
Общие результаты тестирования позволяют сделать вывод о том, что дети с речевыми нарушениями имеют более низкий уровень развития логического мышления, суждений и умозаключений, чем дети в норме.
Следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
2.3. Методические
рекомендации по развитию
Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями по развитию логического мышления, суждений и умозаключений должна проводиться в течение одного года в три этапа. Каждый из этапов предполагает последовательное усложнение коммуникативной деятельности и совершенствование внеречевых процессов.
I-й этап (30 занятий) – сентябрь, октябрь, ноябрь.
Первое направление – упорядочивание внеречевых процессов детей (развитие устойчивости внимания, наблюдательности, способности быстро включаться в деятельность).
Второе направление – овладение базовыми коммуникативными умениями и навыками (воспринимать, усваивать, реагировать на предъявляемую информацию). Модель общения: «взрослый – ребенок», «взрослый – дети».
Данный этап – подготовительный, так как на этом этапе дети учатся внимательно слушать задание, ориентироваться в его условии, точно выполнять инструкцию логопеда и воспитателя, не отвлекаясь при ее выполнении, проверять результаты проделанной работы. В начальный период обучения объем речи детей является минимальным и состоит из однословных ответов на вопросы педагога (модель общения«взрослый – ребенок»).
Информация о работе Особенности развития суждений и умозаключений у детей дошкольного возраста