Особенности развития суждений и умозаключений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ особенностей развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста детей в норме и с речевыми нарушениями.
Задачи:
1. На основе теоретического изучения литературы определить подходы к проблеме развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста.
3. Дать методические рекомендации по развитию логических способностей детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…... .2
Глава 1. Развитие суждений и умозаключений у дошкольников...…..... 5
1.1. Особенности мышления детей дошкольного возраста………….…........ 5
1.2. Суждение и умозаключение как мыслительные операции……….….... 11
1.3. Особенности развития суждений и умозаключений дошкольников...... 13
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей
развития суждений и умозаключений дошкольников……...…….…….. 18
2.1. Методы и организация эксперимента..…………….…...…………...…... 18
2.2. Анализ результатов исследования……………………….………...…..... 22
2.3. Методические рекомендации по развитию
логических способностей дошкольников……..………………….………….. 25
Заключение……………………………………………………………..…...... 28
Список литературы…………….………………………………………..…...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Экспериментальное  исследование особенностей

развития суждений и умозаключений дошкольников

2.1. Методы и  организация эксперимента

 

С целью изучения возрастно-психологических особенностей суждений и умозаключений детей  старшего дошкольного возраста, нами было  проведено экспериментальное исследование на базе ГБОУ Детский сад компенсирующего вида № 557. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 9 мес. до 6 лет), из которых 5 детей с нормальным развитием и 5 детей с речевыми нарушениями. В экспериментальную группу вошли дети с речевыми нарушениями, в контрольную – дети в норме.

Цель  исследования: определить особенности развития суждений и умозаключений у детей с речевыми нарушениями по сравнению с нормальными сверстниками.

Дети с речевыми нарушениями  имеют диагноз ОНР, то есть они  имеют такую форму речевой  патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов  речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и  сохранном интеллекте. У них имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования,  несформированность связной речи.

Для диагностики развития суждений и умозаключений детей  старшего дошкольного возраста с  речевыми нарушениями и в норме  были использованы следующие три  теста:

- схематическое мышление  – тест Когана;

- логичность мышления – «Обобщение понятий»,  «Сравнение».

 

Тест  на исследование схематического мышления (В.М. Коган).

Цель – исследование схематического мышления.

Данная методика в  литературе носит ряд названий: «совмещение  признаков», «усложненной дифференцировки», методика В.М. Когана. Методика предложена В.М. Коганом в 1967 году. Применение данной методики позволяет экспериментатору увеличить количество предъявляемых признаков и тем самым усложнить деятельность испытуемого. Результаты исследования позволяют дать общую характеристику объема восприятия. В процессе выполнения ребенком задания выявляется зависимость между сложностью работы и темпом деятельности.

Стимульный материал: таблица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов, отдельные карточки с теми же фигурами разных цветов.

Тест проводится в  два этапа.

Инструкция 1: Разложи  карточки по цвету или по форме.

Инструкция 2: Посмотри на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.

Обработка результатов: для детей со средним уровнем мышления характерно наличие затруднений и незначительных ошибок (например, путаница некоторых цветов при общем правильном раскладе фигурок по клеточкам) при систематизации картинок на матрице. Все дети этого возраста должны справляться с заданием, и отказ ребенка раскладывать карточки, так же как и грубые ошибки (кладет карточки бессистемно; путает фигуры, помещая, например, квадраты в клеточки, предназначенные для кругов; складывает карточки в кучки, вместо того, чтобы разложить их по клеточкам) при условии правильного проведения теста, говорят о низком интеллектуальном уровне, наличии интеллектуального дефекта.

Особенности выполнения методики. У детей с ОНР возникают  затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным  эталонам. Дети с ОНР показывают неспособность к целостному восприятию, для них характерны затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов).

Тест  «Обобщение понятий» (В. Б. Шапарь).

 Данный тест широко распространен в психологии и используется для определения способности человека замечать ассоциативные связи и строить обобщения.

Цель – исследование логичности мышления.

Стимульный материал: набор близких понятий.

Детям дается задание  на обобщение – предлагается «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий:

Шкафы, кровати, стулья.

Футболки, брюки, куртки.

Сапоги, туфли, тапочки.

Васильки, ландыши, розы.

Дубы, ёлки, берёзы.

Вороны, голуби, утки.

Смородина, малина, клубника.

Картошка, морковь, помидоры.

Яблоки, груши, мандарины.

Моряки, лётчики, артиллеристы.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления.

Особенности выполнения методики. Дети с низким уровнем  развития логики мышления чаще всего приводят обобщения на интуитивно-практическом уровне:

Шкафы, кровати, стулья —  квартира.

Футболки, брюки, куртки — одевают.

Васильки, ландыши, розы — весна.

Дубы, ёлки, берёзы — улица.

Вороны, голуби, утки —  летают.

Смородина, малина, клубника — еда.

Картошка, морковь, помидоры — овощи.

Яблоки, груши, мандарины  — вкусная еда.

Моряки, лётчики, артиллеристы — взрослые.

Дети с речевыми нарушениями  при обобщении допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего  слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.

Тест  «Сравнение» (Д. Я. Райгородский.)

Этот тест нацелен на выявление способности ребенка определять различия и сходства предметов, уметь анализировать  и выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Цель – исследование логичности мышления

Стимульный материал: пять пар слов.

Инструкция: сравни слова, чем они похожи и различаются.

Бабочки —  ласточки.

Яблони —  берёзы.

Лисы —  собаки.

Цветы — деревья.

Рыбы —  птицы.

Обработка результатов: выполнение задания с результатом ниже 50% соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии речевых нарушений.

Особенности выполнения методики. Дети с речевыми нарушениями  охотнее выделяют различия, чем сходства; отличаются непланомерным анализом, его односторонностью.

При объявлении сходства и различия выделяют в основном несущественные признаки, например: лисы – собаки: у них уши, хвосты, яблони – берёзы: зеленые, растут в лесу, цветы – деревья: их можно поставить в вазу.

2.2. Анализ результатов  исследования

 

С целью выявления  особенностей логического мышления, суждений и умозаключений детей  с речевыми нарушениями и в норме было проведено экспериментальное исследование детей с помощью трех тестов. Уровень схематичности мышления проверялся тестом  В. М. Когана. Логичность мышления – с помощью тестов «Обобщение понятий» В. Б. Шапарь и «Сравнение» Д. Я. Райгородского.

Эксперимент проводился с детьми старшей группы в возрасте от 5 лет 9 мес. до 6 лет. Всего 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек, таблица 1).

 Таблица 1

 Анкетные данные испытуемых

Ф.И.

Пол

Возраст

Дети с речевыми нарушениями

1

Виктор Л.

М

5 лет 11 мес

2

Анна С.

Ж

6 лет

3

Лилия Ф.

Ж

5 лет 10 мес

4

Александра Г.

Ж

5 лет 11 мес

5

Игорь К.

М

6 лет 

Дети в норме

6

Ваня П.

М

5 лет 9 мес

7

Артем А.

М

6 лет 

8

Лера Ш..

Ж

5 лет 11 мес

9

Сережа В.

М

6 лет

10

Виктория И.

Ж

5 лет 10 мес


 

Полученные результаты обобщены в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Результаты  исследования логичности мышления детей  с речевыми нарушениями и в норме

Экспериментальная группа (дети с речевыми нарушениями)

Тест Когана

Тест «Обобщение понятий»

Тест «Сравнение»

1

Виктор Л

40%

35%

35%

2

Анна С.

45%

40%

40%

3

Лилия Ф.

35%

30%

30%

4

Александра Г.

40%

40%

45%

5

Игорь К.

45%

40%

45%

 

Средний балл по группе

41%

37%

39%

Контрольная группа (дети в норме)

Тест Когана

Тест «Обобщение понятий»

Тест «Сравнение»

6

Ваня П.

60%

60%

65%

7

Артем А.

70%

65%

70%

8

Лера Ш.

60%

60%

65%

9

Сережа В.

80%

75%

80%

10

Виктория И.

80%

70%

80%

 

Средний балл по группе

70%

66%

72%


Для наглядности средние  показатели уровня умственных способностей  по группам изображены графически (рис. 1).

100%-


 90% -

 80% -                                                                                                                                                                       


 70% -                                                                                  


 60% -


 50% -

 40% - 


 30% -

 20% -

 10% -

       0


               Экспериментальная группа                      Контрольная группа

 (дети с речевыми нарушениями)                     (дети в норме)

 

                          - тест Когана


                           - тест «Обобщение понятий»


                           - тест «Сравнение»


Рис. 1. Показатели уровня логического мышления  по группам

 

Дети с речевыми нарушениями  путали некоторые цвета при общем  правильном раскладе фигурок по клеточкам; часто путали фигуры,  помещая, например, круги в клеточки, предназначенные для квадратов; допускали больше ошибок в названии существенных признаков объектов, в основном выделяя их несущественные признаки.

Общие результаты тестирования позволяют сделать вывод о том, что дети с речевыми нарушениями имеют более низкий уровень развития логического мышления, суждений и умозаключений, чем дети в норме.

Следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Методические  рекомендации по развитию логических  способностей дошкольников

 

Коррекционная работа с  детьми с речевыми нарушениями по развитию  логического мышления, суждений и умозаключений должна проводиться в течение одного года в три этапа. Каждый из этапов предполагает последовательное усложнение коммуникативной деятельности и совершенствование внеречевых процессов.

I-й этап (30 занятий) – сентябрь, октябрь, ноябрь.

Первое направление  – упорядочивание внеречевых процессов  детей (развитие устойчивости внимания, наблюдательности, способности быстро включаться в деятельность).

Второе направление  – овладение базовыми коммуникативными умениями и навыками (воспринимать, усваивать, реагировать на предъявляемую  информацию). Модель общения: «взрослый  – ребенок», «взрослый – дети».

Данный этап – подготовительный, так как на этом этапе дети учатся внимательно слушать задание, ориентироваться  в его условии, точно выполнять  инструкцию логопеда и воспитателя, не отвлекаясь при ее выполнении, проверять  результаты проделанной работы. В начальный период обучения объем речи детей является минимальным и состоит из однословных ответов на вопросы педагога (модель общения«взрослый – ребенок»).

Информация о работе Особенности развития суждений и умозаключений у детей дошкольного возраста