Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:09, курсовая работа
Цель исследования: анализ особенностей развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста детей в норме и с речевыми нарушениями.
Задачи:
1. На основе теоретического изучения литературы определить подходы к проблеме развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста.
3. Дать методические рекомендации по развитию логических способностей детей.
Введение…………………………………………………………………..…... .2
Глава 1. Развитие суждений и умозаключений у дошкольников...…..... 5
1.1. Особенности мышления детей дошкольного возраста………….…........ 5
1.2. Суждение и умозаключение как мыслительные операции……….….... 11
1.3. Особенности развития суждений и умозаключений дошкольников...... 13
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей
развития суждений и умозаключений дошкольников……...…….…….. 18
2.1. Методы и организация эксперимента..…………….…...…………...…... 18
2.2. Анализ результатов исследования……………………….………...…..... 22
2.3. Методические рекомендации по развитию
логических способностей дошкольников……..………………….………….. 25
Заключение……………………………………………………………..…...... 28
Список литературы…………….………………………………………..…...
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие
суждений и умозаключений у
1.1. Особенности мышления
детей дошкольного возраста…………
1.2. Суждение и умозаключение
как мыслительные операции……….…
1.3. Особенности развития суждений
и умозаключений дошкольников..
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей
развития суждений
и умозаключений дошкольников……
2.1. Методы и организация
эксперимента..…………….…...…………..
2.2. Анализ результатов
исследования……………………….………...….
2.3. Методические рекомендации по развитию
логических способностей дошкольников……..………………….………….. 25
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………….…………………
Введение
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка, формирование первоначальных знаний и умений, период становление различных видов деятельности и развития посредствам их ребенка как субъекта деятельности. Именно в этот период дети наиболее интенсивно познают окружающий мир, закладываются основы всего последующего развития.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает такими формами мышления, как понятие, суждение, умозаключение. С возрастом понятие о предметах и явлениях действительности у ребёнка становится глубже, обобщённее, в них включаются всё более существенные качества. Понятия дошкольников складываются на основе чувственного опыта, представлений. Поэтому так велика в их формировании роль правильно организованного взрослыми опыта ребёнка, их умения руководить наблюдениями малыша.
Актуальность темы исследования. По мере развития общества, а вместе с ним и науки, в том числе психологии и педагогики и специальной психологии, в сферу исследования специалистов вовлекаются дети с все менее выраженными формами интеллектуальной недостаточности, наиболее ярко проявляющимися в учебной деятельности и не всегда поддающимися выявлению на ранних этапах жизни ребенка. В этих случаях основным симптомом, настораживающим родителей и педагогов, обычно «является стойкая неуспеваемость ребенка с самого начала систематического обучения». [15, с.7 ]
Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в среднем звене.
Проблема развития
мышления детей является актуальной,
так как образовательные
Еще более усугубляются проблемы умственного развития у детей с речевыми нарушениями. Как показывают исследования, дети с речевыми нарушениями составляют примерно 50% неуспевающих школьников. [18, с.156]
Цель исследования: анализ особенностей развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста детей в норме и с речевыми нарушениями.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста детей в норме и с речевыми нарушениями.
Дети дошкольного возраста обладают определенными возрастно-психологическими особенностями развития мышления. При этом существует определенная норма в уровне развития ышления, суждений и умозаключений.
Гипотеза исследования: можно предположить, что дети с речевыми нарушениями имеют более низкий уровень развития логического мышления, суждений и умозаключений, чем дети в норме.
Задачи:
1. На основе теоретического изучения литературы определить подходы к проблеме развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста.
Методологические основы исследования: исследования таких авторов, как Выготский Л. С., Гальперин П.Я., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Корчуганова И.П. и Сиялова И.А., Леонтьев А.Н., Нестерова Н.В., Обухова Л.Ф., Петрова О.О., Умнова Т.В., Столяренко Л.Д., Симановский А.Э., Щетинина А.М., Смирнова Н.П.
Для проверки гипотезы был использован комплекс методов:
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь в развитии суждений и умозаключений у детей дошкольного возраста, понимании их возрастно-психологических особенностей прежде всего родителям и педагогам детских воспитательных учреждений.
Наметив научный аппарат исследования, переходим к изложению теоретической части работы.
Глава 1. Развитие суждений и умозаключений у дошкольников
1.1. Особенности
мышления детей дошкольного воз
Мышление является самым сложным из процессов познания. Дать исчерпывающее определение мышлению, ограничив его одним предложением, невозможно. Однако мышление можно описать с разных сторон.
Мышление — это познание окружающей действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помощью органов чувств не воспринимаются человеком.
Мышление — это обобщенное познание человеком действительности, т.е. получение знаний о ней в форме понятий и идей ( в отличие от ее конкретного познания через непосредственное восприятие с помощью органов чувств).
Мышление — это опосредованное познание мира, т.е. получение знаний о нем при помощи специальных средств: логики мышления, инструментов, приборов, машин и т.п.
Мышление в его абстрактном выражении — это движенение идей, раскрывающее суть вещей. Итогом мышления как процесса является не образ, а некоторая мысль или идея.
Мышление
— это особого раода
По продукту мышление можно разделить на теоретическое и практическое, творческое и нетворческое. По характеру действий, включенных в процесс мышления, выделяются: мышление, совершаемое в уме (с помощью действия с образами и понятиями), и мышление, совершаемое с помощью практических действий. По использованию логики мышление делится на логическое и интуитивное. По типу решаемых задач мышление делят на виды, руководствуясь теми формами деятельности, в которых возникают соответствующие задачи. Например, можно выделить математическое, техническое, физическое, психологическое и множество других подобных видов мышления.
Мышление в своем развитии определяется возрастными новообразованиями специфическими для каждой из стадий психического развития личности ребенка. По уровню развития (генезису, последовательности появления в процессе интеллектуального развития человека) различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное — это простейший вид мышления, который полностью сводится к действиям (манипуляциям) с предметами в наглядно воспринимаемой ситуации. Данный вид мышления свойствен не только человеку (ранний возраст от 1 года до 3 лет), но и высшим животным. Наглядно-образным называют мышление, в котором задачи решаются с помощью действий с образами предметов в наглядно воспринимаемой ситуации. Предполагается, что ребенок воспринимает соответствующие предметы в данный момент времени, но, решая задачу, действует не с ними, а с образами соответствующих предметов, т.е. фактически в уме. Этот вид мышления мы встречаем у детей от 3 до 5 лет, а далее он сменяется более развитым, словесно-логическим мышлением.
Словесно-логическим называют такой вид мышления, в котором задачи решаются в уме с помощью действий с понятиями по законам логики. Первые признаки такого мышления отмечаются у детей в возрасте около 5 лет, однако полного развития данный вид мышления достигает лишь к подростковому возрасту, продолжая совершенствоваться и дальше.
Л.С. Выготский утверждает, что именно в раннем возрасте у ребенка появляется сознание, являющееся центральным новообразованием раннего детства. Возникновение сознания он тесно связывает с развитием речи. Понять новое в отношениях ребенка со средой в раннем детстве, считает Л. С. Выготский, можно в свете анализа развития детской речи, так как развитие речи как средства общения, как средства понимания речи окружающих представляет собой центральную линию развития ребенка этого возраста и существенно меняет отношение ребенка к окружающей средe. [2, c. 350]
Сравнивая первую половину раннего возраста со второй его половиной, видно, что сначала ребенок осваивает функциональное назначение предметов и только потом переходит к оперированию словом. Происходит отрыв пары «знак-значение» от обозначаемого предмета и перенос ее на другой предмет. Это приводит к существенной перестройке психики и превращению ее в сознание.
Во-первых, значение перестает быть привязанным к отдельному предмету и начинает относиться к их множеству. Благодаря данной особенности знак выполняет функцию обобщения. Во-вторых, по причине отрыва значения от предмета оно приобретает идеальную форму, удерживаемую памятью ребенка.
Понимание условности значения, заданной обращением «давай играть так, что А будет В», приводит к дифференциации внутренней картины мира на две составляющие: «мое» и «твое». Таким образом, переход от знака-сигнала к знаку-символу является механизмом превращения психики ребенка в его сознание.
Наряду с развитием речевой формы общения происходит становление его предметной формы. Она приобретает вид разнообразных замещающих действий, включая замещения типа «Я есть X» и «X есть Я», являющиеся предтечей будущих ролевых подстановок.
Развитие символизма как возрастного новообразования второй половины раннего детства включает в себя две стадии. На первой, охватывающей период второй половины второго года жизни и частично начала третьего года, ребенок только осваивает символические и замещающие действия, подражая взрослому или детям постарше. Критического отношения к ним у него не наблюдается. И только на второй стадии, охватывающей период третьего года жизни, он сам начинает производить замещения и символизации. В этом же возрасте появляется критическое отношение к действиям другого. Таким образом, сознание ребенка в раннем возрасте развертывается осмысленно и системно только благодаря функции символизации, обусловленной отрывом значения от обозначаемого объекта.
Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.
Структура мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:
1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности.
2) Регуляционный компонент,
проявляющийся в умении
3) Операционный компонент,
то есть наличие
Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении. В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи:
- речь из
ситуативной становится
- развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;
- складываются планирующая
и инструктивные функции речи,
проявляющиеся сначала в
- совершенствуется звуковая
сторона речевой деятельности: преодолеваются
дефекты звукопроизношения,
- совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом.
Развитие речи тесно
связано с развитием словесно-
Информация о работе Особенности развития суждений и умозаключений у детей дошкольного возраста