Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:09, курсовая работа
Цель исследования: анализ особенностей развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста детей в норме и с речевыми нарушениями.
Задачи:
1. На основе теоретического изучения литературы определить подходы к проблеме развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста.
3. Дать методические рекомендации по развитию логических способностей детей.
Введение…………………………………………………………………..…... .2
Глава 1. Развитие суждений и умозаключений у дошкольников...…..... 5
1.1. Особенности мышления детей дошкольного возраста………….…........ 5
1.2. Суждение и умозаключение как мыслительные операции……….….... 11
1.3. Особенности развития суждений и умозаключений дошкольников...... 13
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей
развития суждений и умозаключений дошкольников……...…….…….. 18
2.1. Методы и организация эксперимента..…………….…...…………...…... 18
2.2. Анализ результатов исследования……………………….………...…..... 22
2.3. Методические рекомендации по развитию
логических способностей дошкольников……..………………….………….. 25
Заключение……………………………………………………………..…...... 28
Список литературы…………….………………………………………..…...
II этап (36 занятий) – декабрь, январь, февраль
Первое направление – 1) формирование навыков произвольной деятельности (формирование навыков произвольного внимания, способности к переключению, контрольных действий); 2)формирование общего и речевого поведения.
Второе направление – закрепление умений, усвоенных на I-м этапе (модель общения: «взрослый– ребенок»). Формирование умений и навыков, необходимых для реализации взаимодействия между двумя детьми (модель общения: «ребенок–ребенок»). Предыдущие модели общения: «взрослый– ребенок»; «взрослый – дети»; «взрослый –ребенок – ребенок»; «ребенок – ребенок» закрепляются и отрабатываются.
Если на первом этапе приоритетное значение отводится 1-му направлению (нормализации внеречевых процессов – как базы для совершенствования коммуникативной деятельности), то на – 2-м этапе ведущее значение приобретает 2-е направление – восполнение пробелов в коммуникативной деятельности.
Необходимое условие – это умение ребенка привлечь внимание сверстника к себе, установить эмоциональный контакт, слушать и понимать собеседника, находить компромисс, достигать согласованности действия со сверстниками. Пример совместных действий: шепотом договариваются о стратегии работы, в заключении они должны продемонстрировать результат совместной работы в группе сверстников.
III этап (36 занятий) – март, апрель, май
Первое направление – закрепление умений и навыков регулирования собственного поведения (общего и речевого).
Второе направление
– закрепление базовых
В процессе деятельности создаются ситуации, в которых каждый ребенок учится выступать в роли активного и ответственного участника коммуникативного процесса – ведущего в различных играх, режиссера при драматизации социально-бытовых ситуаций (игры типа: «позвони товарищу, узнай о здоровье»).
Задача воспитателя и логопеда заключается в предоставлении каждому ребенку возможности выступить в роли ведущего. Если будет создана «ситуация успеха», то ребенок испытывает радость, удовлетворение от положительного результата. Задание подбирается с учетом индивидуальных особенностей и если необходимо, то ребенку оказывается «коррекционная поддержка» (помогаем так, что у него остается ощущение самостоятельного выполнения действия). Одни дети самостоятельно могут выбрать роли в игре-драматизации, подбирать реквизит, а другие с помощью наводящих вопросов.
Организация межгруппового общения «дети – дети» в группе из 3-4 человек является наиболее сложным. Это требует умения находить компромисс при общении, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы детей из другой команды. Необходимым условием является смена состава команд. Основные задания на этом этапе — выступление представителей команд, сообщение о проделанной совместной работе, перед коллективом сверстников.
Таким образом, система формирования речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями, включающей развитие логического мышления, пространственно-временных представлений через экспериментирование и продуктивные виды деятельности, способствует развитию мыслительных процессов, коммуникативных навыков у дошкольников, коррекции речи и формированию готовности к школьному обучению.
Заключение
Ребенок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закрепленным памятью. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.
Детей старшего дошкольного
возраста отличает планомерность анализа,
дифференцированность обобщений, способность
к абстрагированию и обобщению.
Особенности развития мышления в
период дошкольного детства
Исследование по выявлению особенностей суждений и умозаключений детей дошкольного возраста проходило в два этапа. Первый этап заключается в теоретическом исследовании психолого-педагогической литературы. В результате можно отметить, что:
Второй этап работы заключался в
проведении экспериментального исследования
по изучению особенностей развития суждений
и умозаключений у детей
Цель исследования: определить особенности развития суждений и умозаключений у детей с речевыми нарушениями по сравнению с нормальными сверстниками.
Для диагностики развития суждений и умозаключений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и в норме были использованы следующие три теста:
- схематическое мышление – тест В. М. Когана;
- логичность мышления – «Обобщение понятий» Б. В. Шапарь, «Сравнение» Д. Я. Райгородского.
Общие результаты тестирования позволяют сделать вывод о том, что дети с речевыми нарушениями имеют более низкий уровень развития логического мышления, суждений и умозаключений, чем дети в норме.
Цель работы была достигнута. Экспериментальное изучение особенностей суждений и умозаключений детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и в норме показало, что выдвинутая гипотеза о том, что дети с речевыми нарушениями имеют более низкий уровень развития логического мышления, суждений и умозаключений, чем дети в норме, правомерна и имеет свое подтверждение.
Список литературы
Информация о работе Особенности развития суждений и умозаключений у детей дошкольного возраста