Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:47, курсовая работа
Проблемы воспитания детей возникают не только в неблагополучных семьях, но и в вполне нормальных. Возникает много различных ситуаций, в результате которых появляются трудности в отношениях между родителями и детьми. Часто сами родители не могут справиться с этими трудностями.
Особенности взаимоотношений родителей и детей изучали такие известные деятели психологии, как Л.С.Выгодский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А. Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, Э.Эриксон, Ж. Пиаже, Э. Фромм и другие.
Введение................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы вопроса детско-родительских отношений................................................................................................
5
1.1. Анализ родительско-детских отношений как социально психологической проблемы...................................................................
5
1.2. Влияние ценностной ориентации на становление личности ребёнка в современных условиях.......................................................... 17
1.3. Особенности возраста подростка................................................... 27
Глава II. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов…………………………………………………………………...
38
2.1. Пример исследования детско-родительских отношений и их влияние на эмоциональное благополучие подростка………………..
38
2.2. Рекомендации родителям................................................................................................. 51
Заключение.............................................................................................. 53
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИ И ДИЗАЙНА»
Кафедра Педагогики и Психологии профессионального образования
Курсовая работа по психологии на тему:
ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
Санкт-Петербург
2011
Содержание.
Содержание.................... |
2 |
Введение...................... |
3 |
Глава I. Теоретические
основы вопроса детско-родительских отношений..................... |
5 |
1.1. Анализ родительско-детских
отношений как социально |
5 |
1.2. Влияние ценностной
ориентации на становление личности ребёнка в современных
условиях...................... |
17 |
1.3. Особенности возраста подростка..................... |
27 |
Глава II. Исследование характера взаимоотношений
в семье как фактор, способствующий эмоциональному
благополучию её членов……………………………………………………………… |
38 |
2.1. Пример исследования детско-родительских отношений и их влияние на эмоциональное благополучие подростка……………….. |
38 |
2.2. Рекомендации родителям........ |
51 |
Заключение.................... |
53 |
Введение.
Семья – это фундамент для выстраивания отношения между родителями и детьми. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигают родители на первый план, зависит, какими вырастут дети. Именно в семье начинают формироваттся нравственные и жизненные принципы ребёнка. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
Проблемы воспитания
детей возникают не только в неблагополучных
семьях, но и в вполне нормальных.
Возникает много различных
Особенности взаимоотношений родителей и детей изучали такие известные деятели психологии, как Л.С.Выгодский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А. Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, Э.Эриксон, Ж. Пиаже, Э. Фромм и другие.
Цель исследования – выявить психологические проблемы детско-родительских отношений.
В соответствии с предметом исследования в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать проблему взаимоотношений родителей и детей в современных семьях;
2. изучить влияние
ценностной ориентации на
3. изучить особенности возраста подростка;
4. ознакомиться с исследованием детско-родительских отношений и их влиянием на эмоциональное благополучие подростка;
Глава I. Теоретические основы вопроса детско-родительских отношений.
1.1. Анализ
родительско-детских отношений
Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х гг. XX в. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. [4]
Существует несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами в виде «идеальных» моделей правильных, успешных взаимоотношений родительей и детей. Можно выделить, по крайней мере, три группы подходов к семейному воспитанию, которые условно подразделяются на: психоаналитическую, бихевиористскую, гуманистическую модели. [4]
Психоаналитическая модель опирается на теорию классического психоанализа З.Фрейда, где влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важный психологический эффект. Гибкость, терпимость, разумная требовательность родителей в процессе приучения ребенка к туалету, к опрятности, поддержка стараний ребенка контролировать себя способствуют появлению адекватных форм саморегуляции, позитивной самооценки, даже творческого мышления. Особенное значение для складывания структуры личности имеет характер отношений с родителями в трех-шестилетнем возрасте. Доминирующий психосексуальный конфликт этой стадии – «Эдипов комплекс» у мальчиков (у девочек – «комплекс Электры») состоит в переживании чувства любви, неосознанного желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. К преодолению комплекса, к складыванию более зрелой структуры личности приводит, по мнению Фрейда, идентификация с родителем собственного пола, заимствование его норм и ценностей, увеличение сходства в поступках и интонациях.
Американский психолог Э. Эриксон считал, что грамотная родительская позиция (уверенность, надежность, поощрение самостоятельных действий) и увеличение контролируемого самим ребенком психологического пространства закладывают основы формирования здоровой личности – базовое чувство доверия к миру (внутренняя определенность), автономность (самостоятельность, чувство расширяющихся возможностей самоконтроля), инициативность (способность «атаковать» задачу ради переживания собственной активности – двигательной и социальной). Важно отметить, что в зрелом возрасте выполнение родительской функции (в узком смысле – по отношению к собственным детям и в широком – заботы о младших поколениях общества, об их будущем) составляет одно из главнейших направлений личностного развития.
С точки зрения Э.Фромма, материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Это пассивное переживание, материнской любви не нужно добиваться. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. «В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность». Отцовская любовь, по большей части, – это обусловленная любовь, ее нужно и, что важно, можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданиям, дисциплиной. Ключевыми понятиями программы воспитания с психоаналитической точки зрения являются: привязанность, безопасность, установление близких взаимоотношений детей и взрослых, создание условий для налаживания взаимодействия ребенка и родителей в первые часы после рождения.
Представительница
парижской школы фрейдизма Ф.
«Бихевиористская» модель семейного воспитания опирается на технику поведения и дисциплину ребенка. Дж.Уотсон и другие бихевиористы считают, что психика человека имеет минимум врожденных компонентов, ее развитие зависит в основном от социального окружения и условий жизни. Уотсон подчеркивает необходимость научного подхода к воспитанию. Центральная проблема концепций социального научения, возникших на основе классического бихевиоризма, – социализация как процесс превращения изначально асоциального гуманоидного существа в полноценного члена человеческого общества, как продвижение от биологического состояния к социальному. Радикальный представитель бихевиоризма Б. Скиннер разработал метод последовательных приближений, или формирования, основанный на подкреплении поведения, когда оно становится похоже на желаемое (жетонная система вознаграждения).
А. Бандура – необихевиорист, представитель социально-когнитивного направления в изучении личности, отвечая на вопрос о механизмах социализации, особую роль отводил научению посредством наблюдения, подражания, имитации, идентификации и путем моделирования. Для него родительское поведение – преимущественно модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребенка в попытках выстроить собственное поведение. Подкрепление необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания.
Представители бихевиористского направления полагают, что проявление родителями теплых и нежных чувств к ребенку должно быть обусловленным. Однако критики считают, что поскольку ребенок учится действовать только за вознаграждение, это становится его системой ценностей, и желательные формы поведения он демонстрирует только тогда, когда это выгодно. [4]
«Гуманистическая» модель семейного воспитания разработана А. Адлером, автором индивидуальной теории личности. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь (прежде всего матери) способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса. А. Адлер рассматривает воспитание не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребенка, но и как деятельность родителей, ощутимо влияющую на состояние общества в целом. Основными понятиями семейного воспитания, по Адлеру, являются: равенство, но не тождественность между родителями и детьми как в области прав, так и в области ответственности; сотрудничество; естественные результаты. Последователем А. Адлера был педагог Р.Дрейкурс, который развил и конкретизировал взгляды ученого, внедрил практику консультаций и лекций для родителей. Сформулированные Дрейкурсом методы воспитания по-прежнему представляют интерес для родителей. Родителям следует строить свои взаимоотношения с детьми на их искренней поддержке, но нельзя при этом допускать безграничной свободы. В сотрудничестве с ребенком нужно определить обязанности каждого и его ответственность. Установленные ограничения создают у ребенка чувство безопасности и придают уверенность в правильности своих действий. Не следует наказывать детей, так как наказание порождает такую же озлобленность, как и принуждение; нельзя обижать словами. Отклоняя наказание как дисциплинарную меру, включающую превосходство одного человека над другим, родители могут использовать другие коррекционные приемы: развитие логических последствий, применение поощрений. [4]
Воспитательные приемы просты – это процесс жизни в гармоничной, правильно организованной семье, совместное решение важнейших вопросов на семейных советах, соучастие в общественно полезном труде. Правила родительского поведения немногочисленны: десятисекундная пауза перед тем, как сделать ребенку замечание; трехдневная пауза после замечания, перед тем как продолжить разговор на эту тему (или отказаться от него); и терпение, терпение, терпение.
Православная семья строится на христианских принципах. Глава семьи – муж, отец, он осознает свою ответственность за семью перед Богом. Вторая роль отводится жене. Ценность женщины – в ее сердечности, чуткости, гибкости ума, покорности. Цель семьи – рождение и воспитание детей; никакие успехи родителей в профессиональной деятельности не искупят грехов в воспитании собственных детей. Совершенное дитя только от совершенного брака. Главные средства воспитания – молитва и пример родителей, их внутренняя духовная жизнь, преодоление индивидуализма, себялюбия, «углубленная духовная жизнь каждого, работа над собой, хождение перед Богом». Основные воспитательные усилия направлены на состояние души детей, их умение жить добродетельно и скромно.
Информация о работе Особенности родительско-детских отношений в современном обществе