Особенности родительско-детских отношений в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы воспитания детей возникают не только в неблагополучных семьях, но и в вполне нормальных. Возникает много различных ситуаций, в результате которых появляются трудности в отношениях между родителями и детьми. Часто сами родители не могут справиться с этими трудностями.
Особенности взаимоотношений родителей и детей изучали такие известные деятели психологии, как Л.С.Выгодский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А. Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, Э.Эриксон, Ж. Пиаже, Э. Фромм и другие.

Содержание

Введение................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы вопроса детско-родительских отношений................................................................................................
5
1.1. Анализ родительско-детских отношений как социально психологической проблемы...................................................................
5
1.2. Влияние ценностной ориентации на становление личности ребёнка в современных условиях.......................................................... 17
1.3. Особенности возраста подростка................................................... 27
Глава II. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов…………………………………………………………………...
38
2.1. Пример исследования детско-родительских отношений и их влияние на эмоциональное благополучие подростка………………..
38
2.2. Рекомендации родителям................................................................................................. 51
Заключение.............................................................................................. 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии (1курс).doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать  себя взрослым и хочет, чтобы и  окружающие признавали его самостоятельность  и значимость. Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Переходность  подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.

Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как  период «нормальной патологии», подчеркивая  его бурное протекание, сложность  и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых (например, Божович Л.И.). Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на переходе к юношескому возрасту).

Подростковый  возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка  на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском  собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления  о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Наблюдается как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок).

Основное противоречие подросткового периода — настойчивое  стремление ребенка к признанию  своей личности взрослыми при  отсутствии реальной возможности утвердить  себя среди них. Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей  этого возраста становится общение со сверстниками. 

Стремление  подростка занять удовлетворяющее  его положение в группе сверстников  сопровождается повышенной конформностью  к нормам поведения и ценностям  референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу. Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости.

В отрочестве интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнемической деятельности. Постепенно перестраиваются процессы мышления — оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.

Л.С. Выготский  считал проблему интересов «ключом  ко всей проблеме психологического развития подростка». Он выделил несколько групп интересов («доминант») подростка:

— «эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной  личности);

— «доминанта дали» (большая субъективная значимость отдаленных событий, чем текущих и ближайших);

— «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, которые могут проявляться в негативных формах: в упрямстве, хулиганстве и т.п.);

— «доминанта романтики» (стремление к неизведанному, рискованному, приключениям).

Не слабость воли, а отсутствие или слабость целей дезорганизуют поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений. Возникновение избирательных или, по определению Л.И. Божович, постоянных (стержневых) личностных интересов, которые характеризуются «ненасыщаемостью», подталкивает подростков к постановке отдаленных целей, делает их целеустремленнее, организованнее, гармоничнее. Стремление занять иную жизненную позицию, более самостоятельную (в отличие от потерявшей субъективную ценность позиции школьника), вызвано желанием воспитать в себе и проявить особенные качества личности.

Подростковый  кризис — ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Выготский  выделял возраст около 13 лет как  переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14—15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка. Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний. В этом возрасте нередко происходит обострение или возникновение патологических реакций.

Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, и в одних схемах периодизации (преимущественно в западной психологии) возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, а в других — относят к юности.

Биологическая взрослость определяется достижением половой зрелости, способностью к деторождению; социальная — экономической независимостью, принятием ролей взрослого человека, понятие психологической взрослости связывают со зрелой личностной идентичностью. Критерием достижения взрослости (взросления) в человеческом обществе становится овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда.

В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Неоднозначность положения юношества в семье  и обществе и разноуровневость требований к нему сближает этот период с подростковым и находит отражение в своеобразии  психики. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта — будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. В процессе кризиса 17 лет (от 15 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственною развития.

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни. [9]

 

Глава      II.Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному   благополучию её членов.

2.1. Пример исследования детско-родительских  отношений и их влияние на  эмоциональное благополучие подростка.

          В настоящее время большое внимание уделяется проблеме эмоционального благополучия подростка в семье. Одной из основных  функций семьи является обеспечение эмоционального комфорта ребенка, где искаженное детско-родительское взаимодействие рассматривается как источник нарушения эмоционально-личностной сферы.

На сегодняшний день в каждой школе на учете стоят дети, которые  воспитываются в неблагополучных  семьях. У многих семей остро стоит  вопрос о материальном обеспечении. Многие родители заняты в основном своей жизнью, а дети предоставлены  сами себе. Много неполных семей. Естественно, что такая среда оказывает отрицательное влияние на формирование эмоциональной сферы подростка становление его как личности.

Для примера приведена статья педагога-психолога  Талалаевской Л.В. на тему: «Изучение детско-родительских отношений и их влияние на эмоциональное благополучие подростка».

Целью данного исследования являлось выявление влияния семьи на эмоциональное благополучие подростка.

Объектом исследования - детско-родительские отношения в подростковом возрасте, считая, что семья оказывает решающее влияние на эмоциональное благополучие подростка.

Данное исследование проводилось на базе Новоуренгойской средней школы №5. В исследовании участвовало 40 учащихся седьмых классов и их родители.

          В исследовательской работе  были включены следующие методы:

  • опытно-исследовательская работа включала в себя следующие методики: тест-опросник родительского отношения к детям А.Я.Варга, В.В.Столин; опросник АСВ (анализ семейного воспитания); типовое состояние семьи; кинетический рисунок семьи (Р.Бернса, С.Кауфмана);
  • методы качественного и количественного анализа с  использованием пакета математической статистики for Windows (корреляционный анализ Браве - Пирсона, кластерный анализ Варда).

Исследование проходило в несколько  этапов. На первом этапе было проанализировано:

субъективное восприятие подростками  семейной ситуации при помощи таких  методик, как КРС (кинетический рисунок  семьи), типовое состояние семьи. Они позволили оценить уровень эмоционального благополучия, эмоционального комфорта в семье, уровень тревожности, конфликтности, враждебности, чувства неполноценности и их причины.

Анализ результатов методик  КРС (кинетического рисунка семьи) выполнившими учащимися (рис.1) позволил нам сделать следующие выводы:

Примечание:

1. благоприятные семейные отношения;

2. неблагоприятные семейные отношения;

3. тревожная семейная ситуация;

4. конфликтная семейная ситуация;

5. чувство неполноценности;

6. враждебная семейная ситуация.

- большинство подростков (57,5%) оценивают  свои семейные отношения как  благоприятные, то есть удовлетворение  потребности в эмоциональном  комфорте, общении, чувство благополучия. 42,5% напротив, оценивают свою семейную ситуацию как неблагоприятную, то есть, подросток не получает должного удовлетворения своих естественных потребностей.

- второе место занимает конфликтная  семейная ситуация (20%).

- тревожная семейная обстановка (17,5%) занимает третью позицию. Как правило это подростка которые не получают достаточного эмоционального комфорта. Как бы живут в своем предметном мире.

- чувство неполноценности(7,5%). Личная  и социальная несостоятельность подростка.

- враждебная семейная ситуация (2,5%). Наблюдается лишь у незначительного  количества учащихся и характеризуется  полным отсутствием взаимопонимания  подростка и родителей.

Корреляционный анализ выявил закономерности типового состояния семьи у уровня эмоционального благополучия подростка в семье.

1. Благоприятная семейная обстановка  характеризуется сниженным уровнем  конфликтности, такие качества  как тревожность, враждебность, чувство  неполноценности, вообще не выражены. И наоборот при усилении конфликтности, повышается уровень тревожности и враждебности к семейной ситуации, то есть формирование неблагоприятной семейной ситуации.

2. Тревожная семейная обстановка  характеризуется повышенным уровнем  враждебности, конфликтности по  отношению к членам семьи. При их усилении у подростка формируется чувство неполноценности. Данный тип семейной ситуации характеризуется как неблагополучный. При снижении этих качеств уровень благополучия повышается.

3. Конфликтная семейная ситуация  характеризуется высоким уровнем тревожности в семейной ситуации, чувством неполноценности и враждебности по отношению к членам семьи, и окружающим его людям.

4. Чувство неполноценности ребенка  связано с высокой конфликтностью  в семейной ситуации. При его  усилении, поведение ребенка характеризуется общей тревогой к окружающей его действительности, и как следствие враждебное отношение ко всему происходящему.

Информация о работе Особенности родительско-детских отношений в современном обществе