Особенности родительско-детских отношений в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы воспитания детей возникают не только в неблагополучных семьях, но и в вполне нормальных. Возникает много различных ситуаций, в результате которых появляются трудности в отношениях между родителями и детьми. Часто сами родители не могут справиться с этими трудностями.
Особенности взаимоотношений родителей и детей изучали такие известные деятели психологии, как Л.С.Выгодский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А. Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, Э.Эриксон, Ж. Пиаже, Э. Фромм и другие.

Содержание

Введение................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы вопроса детско-родительских отношений................................................................................................
5
1.1. Анализ родительско-детских отношений как социально психологической проблемы...................................................................
5
1.2. Влияние ценностной ориентации на становление личности ребёнка в современных условиях.......................................................... 17
1.3. Особенности возраста подростка................................................... 27
Глава II. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов…………………………………………………………………...
38
2.1. Пример исследования детско-родительских отношений и их влияние на эмоциональное благополучие подростка………………..
38
2.2. Рекомендации родителям................................................................................................. 51
Заключение.............................................................................................. 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии (1курс).doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

5. Враждебная семейная ситуация, характеризуется высокой тревожностью, конфликтностью с членами семьи  и окружающими его людьми. Это  приводит к личной и социальной неполноценности.

Критический анализ показал:

- уровень благополучия подростка  зависит от уровня конфликтности  в семейной ситуации. При высоком  уровне конфликтности наблюдается  как семейное, так и эмоциональное  неблагополучие. Эмоциональное благополучие характеризуется низким уровнем конфликтности, но не исключает ее;

- тревожная семейная обстановка  наблюдается в конфликтных и  враждебных семьях;

- конфликтная семейная обстановка  характеризуется высоким уровнем  тревожности и эмоциональным неблагополучии подросток;

- враждебная семейная обстановка  характеризуется высокой семейной  тревожностью.

Чувство неполноценности нами не было выявлено, но при усилении таких  качеств как тревожность, конфликтность, враждебность оно не исключается.

На основе корреляционного анализа  был проведен кластерный анализ методик: КРС (кинетический рисунок семьи), типового состояния семьи, позволил выделить 5 групп из 40 испытуемых с похожими характеристиками. Каждый испытуемый являлся объектом исследования, по 5 показателям - характеристикам определяющее типовое состояние семьи (Таблица 2).

Таблица 2

Кластер

Количество человек

Проценты

1

35

87,5

2

2

5

3

1

2,5

4

1

2,5

5

1

2,5


 

В результате применения кластерного  анализа были получены следующие  пять групп типового состояния семьи:

1. Благополучная семейная обстановка.

2. Неблагополучная, конфликтная  семейная обстановка.

3.Неблагополучная, конфликтная,  тревожная семейная ситуация.

4.Неблагополучее, конфликтность, высокая  тревожность, и как следствие  враждебная семейная ситуация.

5.Выделяется группа семей, где  доминирует один из признаков:  тревожность, конфликтность, враждебность.

Таким образом, по результатам анализа  методик нами было выявлено, что  для эмоционально неблагополучных  семей характерно нервно - психическое напряжение (высокий уровень тревожности, конфликтности, враждебности).

Для того чтобы глубже проанализировать причины эмоционального неблагополучия были использованы методики: тест - опросник детско-родительских отношений, АСВ (анализ семейного воспитания)

Анализ результатов теста - опросника  детско-родительских отношений позволил нам сделать следующие выводы (рис.2):

Примечание:

1. принятие;

2. отвержение;

3. "кооперация";

4. "симбиоз";

5. авторитарная гиперсоциализация;

6. маленький неудачник.

Большинство родителей (77,5%) принимают  своего ребенка. Родителям нравится ребенок таким, каким он есть. Уважают  его индивидуальность, симпатизируют  ему. Родители стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы.

Вторую позицию занимаю родители, считающие своего ребенка "маленьким  неудачником" (35%). В родительском отношении имеется стремление инфантилизировать  ребенка, приписывают ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка, кажутся родителю детскими несерьезными. Он не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Третье место занимают семьи, которым  присуща "авторитарная гиперсоциализация" (27,5%). Родители требуют от ребенка  безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

На четвертом месте семьи, которые  отвергают своего ребенка (22,5%). Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему  кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.

Пятое место занимают "симбиотические" отношения (12,5%). Родитель ощущает с  ребенком единым целым, стремится удовлетворить  все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятности жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.

"Кооперационные" отношения занимают  последнюю позицию в предпочитаемых  детско-родительских отношениях (2,5%). Родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем ему помочь, сочувствуют ему. Родители высоко оценивают интеллектуальные творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него.

Корреляционный анализ позволил выявить  ряд закономерностей детско-родительских отношений:

- родители уважают индивидуальность  ребенка, симпатизируют ему. Стремятся  проводить много времени вместе  с ребенком, одобряет его интересы  и планы. Ощущает себя с ним  единым целым, стремится удовлетворить  все его потребности, оградить его от трудностей и неприятностей. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ему он кажется маленьким и беззащитным - с одной стороны. С другой стороны родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни, строго контролирует его. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся детскими и несерьезными ("принятие"- "симбиоз", "маленький неудачник");

- родители заинтересованы в  делах и планах ребенка, старается  во всем помочь ребенку, сочувствует  ему. Высоко оценивает интеллектуальные  и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Пристально следит за социальными достижениями и требует социального успеха ("кооперация" - "авторитарная гиперсоциализация");

- родители стремятся к симбиотическим  отношениям. Ощущает себя с ним  единым целым, стремится удовлетворить  все потребности ребенка, оградить  его от трудностей и неприятностей  жизни. Родителю нравится ребенок  таким, каким он есть, уважает его индивидуальность, симпатизирует ему. Но с другой стороны в родительском отношении четко просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Пристально следит за социальными достижениями, требует социального успеха ("симбиоз" - "принятие", "авторитарная гиперсоциализация");

- в родительском отношении отчетливо  прослеживается авторитаризм. Родитель  требует от ребенка безоговорочного  послушания и дисциплины. Он старается  навязать ребенку во всем свою  волю, не в состоянии встать на его точку зрения - с одной стороны. С другой стороны, он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, заинтересован в планах и делах ребенка. Стремится к симбиотическим отношениям ("авторитарная гиперсоциализация" - "кооперация", "симбиоз");

- в родительском отношении имеется  стремление инфантилизировать ребенка,  приписать ему личную и социальную  несостоятельность. Интересы, увлечения,  мысли и чувства ребенка кажутся  родителю детскими и несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и незрелость. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. В связи с этим, родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролируют его действия ("маленький неудачник"- "отвержение").

Для того чтобы глубже проанализировать результаты причин эмоционального неблагополучия была использована методика АСВ (анализ семейного воспитания). Проанализировав результаты по данной методике, нами было выявлено: довольно часто родители слоны решать личные проблемы за счет своего ребенка. Это может выражаться в следующем:

1. Сдвиг в установке родителей  по отношению к полу ребенка, а именно предпочтение женщинами (матерью) мужских качеств (90%). Это характерно для матерей, которые воспитывают своих детей без отцов (матери-одиночки), семьи, где один из родителей долгое время отсутствует (работающие вахтовым методом).

2.Фобия утраты ребенка (80%). Ребенок  взрослеет, становится самостоятельным,  независимым от родителей. 

Отсюда вытекает боязнь остаться одинокими. "Чувство взрослости" - пугает родителей.

3. Расширение сферы родительских  чувств (35%).

4. Воспитательная неуверенность родителя (30%). Родители не уверены в правильности выбранной ими воспитательной позиции и, как следствие, возможны конфликтные ситуации, разочарование подростков в возможностях родителей, родители не оправдывают надежды подростка и теряют в их глазах авторитет.

5. Неразвитость родительских чувств (30%). Не готовность родителя брать  на себя ответственность за  другого человека, а именно за  своего ребенка. Недостаточное  стремление родителей к удовлетворению  потребностей подростка.

6. Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (15%). Свои нежелаемые качества родитель проецирует на ребенка, как бы пытаясь исправить их, не допустить повторения его жизненного опыта. Чем приводит подростка к эмоциональному дискомфорту.

7. Вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания (5%).

8. Предпочтение мужских качеств  (5%). Матери взявшие на себя  ответственность за воспитание  сына.

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще - низкая педагогическая культура самих родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушениях воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Кластерный анализ позволил выделить 5 групп из 40 испытуемых с похожими характеристиками. Каждый испытуемый являлся объектом исследования по 5 показателям - характеристикам, определяющим детско-родительские отношения (Таблица 3).

Таблица 3

Кластер

Количество человек

Проценты

1

34

85

2

1

2,5

3

1

2,5

4

1

2,5

5

3

7,5


 

В результате применения кластерного  анализа были получены следующие  пять групп детско-родительских отношений:

1. Авторитарная гиперсоциализация  - маленький неудачник, т.е. высокий  контроль за поведением ребенка,  стремление инфантилизировать ребенка.

2. Принятие (интегральное эмоциональное  отношение), близкое межличностное  общение с ребенком.

3. Симбиотические отношения.

4. Отвержение, то есть полное  непринятие своего ребенка. 

5 Кооперационные отношения. 

Все это негативно влияет на благополучие подростка как эмоционального, так и личностного.

Таким образом, на основе корреляционного  анализа методик позволил выявить  ряд следующих закономерностей  влияния детско-родительского отношения  на эмоциональное неблагополучие подростка:

- благоприятная семейная ситуация характерна для таких типов родительского отношения к детям как: "кооперация", "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация";

- тревожность семейной ситуации  характерна для таких типов  семейного отношения как "авторитарная  гиперсоциализация", "симбиоз"- межличностная дистанция в отношениях;

- конфликтная семейная ситуация  характерна для таких типов  семей как: "авторитарная гиперсоциализация", "кооперация" - социально-желательный  образ родителя (при снижении  уровня "кооперации" повышается уровень конфликтности);

Информация о работе Особенности родительско-детских отношений в современном обществе