Особенности родительско-детских отношений в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы воспитания детей возникают не только в неблагополучных семьях, но и в вполне нормальных. Возникает много различных ситуаций, в результате которых появляются трудности в отношениях между родителями и детьми. Часто сами родители не могут справиться с этими трудностями.
Особенности взаимоотношений родителей и детей изучали такие известные деятели психологии, как Л.С.Выгодский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А. Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, Э.Эриксон, Ж. Пиаже, Э. Фромм и другие.

Содержание

Введение................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы вопроса детско-родительских отношений................................................................................................
5
1.1. Анализ родительско-детских отношений как социально психологической проблемы...................................................................
5
1.2. Влияние ценностной ориентации на становление личности ребёнка в современных условиях.......................................................... 17
1.3. Особенности возраста подростка................................................... 27
Глава II. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов…………………………………………………………………...
38
2.1. Пример исследования детско-родительских отношений и их влияние на эмоциональное благополучие подростка………………..
38
2.2. Рекомендации родителям................................................................................................. 51
Заключение.............................................................................................. 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии (1курс).doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

- враждебная семейная ситуация  характерна для таких типов  семей как: "маленький неудачник", "симбиоз"- межличностная дистанция  в отношениях (враждебная семейная  ситуации изменяется при пересмотре  родительского отношения к детям то есть повысить уровень "симбиотического" отношения и изменить отношение к ребенку не считать его "маленьким неудачником").

Эмоционально неблагополучные  семьи характеризуются тем, что:

  • подростки не испытывают удовольствия от общения с близкими людьми;
  • нет ощущения свободы, автономности при общении с родителями;
  • подростки не уверенны в своих силах и самодостаточности;
  • подростки не видят свои недостатки и не способны просить помощь у окружающих;
  • не способны разграничить ошибку и свою личность.

         

 В семье, в которой нет  эмоциональных контактов между  ее членами, существует безразличие  к потребностям ребенка при  внешнем благополучии отношений.  Ребенок в таких случаях стремится  найти эмоционально значимые  отношения вне семьи. Поэтому  надо учитывать, что залогом благополучия и детей, и их родителей является искренняя, безусловная любовь родителей к ребенку, любовь, вырастающая во всеобъемлющую, искреннюю любовь и приятие  к другим детям, к детям других родителей, и к миру, к людям в целом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека.

2.2. Рекомендации  родителям.

          Помощь родителям, которые мало знают о воспитании детей,  которые не знают, как быть жёстким и одновременно добрым, как стать для своего ребёнка близким другом, не потеряв при этом авторитет. Вот  самые важные советы родителям, которые помогут в воспитании их детей:

-  Принимайте ребенка таким, как ой он есть, и всегда, и везде, при любых обстоятельствах, независимо ни от чего ребенок должен быть уверен в вашей искренней, безоговорочной любви к нему;

- Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым;

- Никогда не вспоминайте  о уже совершённых его ошибках. Всё, что было должно оставаться в прошлом;

-  Необходимо  предоставлять ребенку образец  поведения, на который он мог  бы ориентироваться. Важно формирование  у ребенка определенной  
мотивации;

- Чаще говорите  с ребёнком, поясняйте ему непонятные  явления, ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ему научиться высказывать свои желания, чувства и переживания;

- Ежедневно  интересуйтесь делами, проблемами, переживаниями ребёнка, его достижениями;

- Приучайте  к самообслуживанию, формируйте  трудовые навыки и любовь к труду (поддерживайте инициативу и желание помогать вам);

- Всегда внушайте  ребенку, что он сможет все,  если будет верить в себя  и будет постоянно над этим  работать; воспитывайте уверенность  в себе;

- Старайтесь  влиять на ребёнка просьбами, если просьбы не выполняются, убедитесь, что они соответствуют возрастным особенностям ребёнка, и только после этого можете переходить к прямым инструкциям и приказам. В случае откровенного непослушания родители могут думать про наказания;

- Не сравнивайте его с другими детьми. Сравнивайте с самим собой;

- Уважайте  мнение  ребёнка. Если вы в чем-то  не согласны с ним, не надо  его критиковать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В современном мире семья  — главный защитник личности, убежище  и фундамент. В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей, одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей.

Рассмотрев различные  типы представлений о детско-родительских отношениях, можно заключить, что в «психоаналитических» и «бихевиористских» моделях ребенок представляется скорее как объект приложения родительских усилий, как существо, которое нужно социализировать, дисциплинировать, адаптировать к жизни в обществе. «Гуманистическая» модель подразумевает, прежде всего, помощь родителей в индивидуальном становлении ребенка. Поэтому приветствуется стремление родителей к эмоциональной близости, пониманию, чуткости в отношениях с детьми. Воспитание рассматривается как взаимодействие, совместная, общая, взаимная деятельность по изменению обстоятельств жизни, собственной личности и как следствие личности другого человека. Становясь воспитателем, родитель должен начать с себя, с изменения своего восприятия ребенка как несовершенного «наброска» человека. Только уважительное, доверительное, но возлагающее определенную меру ответственности воспитание может привести к оптимальному формированию личности ребенка.

Родители влияют на своих  детей посредством нескольких относительно автономных психологических механизмов: подкрепления (поощрение-наказание), идентификации (подражание родителям), понимания внутреннего мира ребенка.

Весьма важны эмоциональный  тон семейных взаимоотношений (родительская любовь или холодные, враждебные отношения) и преобладающий в семье тип  контроля и дисциплины (самостоятельность и инициатива ребенка или зависимость, слепое послушание).

Семья является фундаментальной  основой в формировании ценностных ориентаций личности своего ребенка  – одного из основных структурных  образований зрелой личности, определяющих его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминирующих и регулирующих его поведение. Отдельные уровни или «пласты» системы ценностных ориентаций личности последовательно формируются во время предконвенциальной, конвенциальной и постконвенциальной стадий индивидуального развития. Фиксация на какой-либо из стадий развития обусловливает доминирование соответствующего уровня ценностей системы и развитие аналогичного типа личности (Л.Колберг).

Знание фактов и закономерностей психологического развития в детстве и юности, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо не только  кругу специалистов — психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, работникам культуры, но и, в не меньшей степени, родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

1. Безменова И.К. Ценностные ориентации старшеклассников (теоретический обзор работ) // Эл. Публикация http://www.psychology.ru/lomonosov/ tesises / ek.htm ... А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. - М.: Изд-во МГУ, 1994.- с. 147-154.

 

2. Зубова Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности : автореф. дис ... канд. психол. наук : 19.00.11 / Зубова Людмила Викторовна. - М., 1997.

3.     Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. 256 с.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.

 

5. Смирнова А.М.  (научный руководитель: к.пед.н., доцент, Якушева С.Д.) Ценностные ориентации – основа развития творческой личности. Одаренные дети - достояние Москвы: Сборник материалов научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ (21 февраля 2007г.) – М.: МГППУ.- 208с.-С.78-81.

6. Филиппов Н.Устыдимся, взрослые!: Исповедь наказанных детей специально для родителей // Семья. 1988. № 3.— С. 4

7. Хубиева Ф.Х.  Лекция для родителей подростка  "Формирование ценностных ориентаций  подростка в современной семье" // Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок». – М., 2003-2009.

 

8. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. Раитина М. С.Читинский государственный университет.

 

9. Шаповаленко  И.В. Возрастная психология (Психология  развития и возрастная психология), — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

 

10. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

11.  http://psyhelp56.ru

12.http://soh3.ucoz.ru/news/formirovanie_cennostnykh_orientacij_podrostka_v_sovremennoj_seme/2009-10-11-7, Копьев И.А. Формирование ценностных ориентаций подростка в современной семье.

13. http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ek.htm

 

 

 


Информация о работе Особенности родительско-детских отношений в современном обществе