Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:47, курсовая работа
Проблемы воспитания детей возникают не только в неблагополучных семьях, но и в вполне нормальных. Возникает много различных ситуаций, в результате которых появляются трудности в отношениях между родителями и детьми. Часто сами родители не могут справиться с этими трудностями.
Особенности взаимоотношений родителей и детей изучали такие известные деятели психологии, как Л.С.Выгодский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А. Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, Э.Эриксон, Ж. Пиаже, Э. Фромм и другие.
Введение................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы вопроса детско-родительских отношений................................................................................................
5
1.1. Анализ родительско-детских отношений как социально психологической проблемы...................................................................
5
1.2. Влияние ценностной ориентации на становление личности ребёнка в современных условиях.......................................................... 17
1.3. Особенности возраста подростка................................................... 27
Глава II. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов…………………………………………………………………...
38
2.1. Пример исследования детско-родительских отношений и их влияние на эмоциональное благополучие подростка………………..
38
2.2. Рекомендации родителям................................................................................................. 51
Заключение.............................................................................................. 53
- враждебная семейная ситуация
характерна для таких типов
семей как: "маленький неудачник",
"симбиоз"- межличностная дистанция
в отношениях (враждебная семейная
ситуации изменяется при
Эмоционально неблагополучные семьи характеризуются тем, что:
В семье, в которой нет
эмоциональных контактов между
ее членами, существует
2.2. Рекомендации родителям.
Помощь родителям, которые мало знают о воспитании детей, которые не знают, как быть жёстким и одновременно добрым, как стать для своего ребёнка близким другом, не потеряв при этом авторитет. Вот самые важные советы родителям, которые помогут в воспитании их детей:
- Принимайте ребенка таким, как ой он есть, и всегда, и везде, при любых обстоятельствах, независимо ни от чего ребенок должен быть уверен в вашей искренней, безоговорочной любви к нему;
- Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым;
- Никогда не вспоминайте о уже совершённых его ошибках. Всё, что было должно оставаться в прошлом;
- Необходимо
предоставлять ребенку образец
поведения, на который он мог
бы ориентироваться. Важно
мотивации;
- Чаще говорите с ребёнком, поясняйте ему непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ему научиться высказывать свои желания, чувства и переживания;
- Ежедневно
интересуйтесь делами, проблемами,
переживаниями ребёнка, его
- Приучайте к самообслуживанию, формируйте трудовые навыки и любовь к труду (поддерживайте инициативу и желание помогать вам);
- Всегда внушайте ребенку, что он сможет все, если будет верить в себя и будет постоянно над этим работать; воспитывайте уверенность в себе;
- Старайтесь влиять на ребёнка просьбами, если просьбы не выполняются, убедитесь, что они соответствуют возрастным особенностям ребёнка, и только после этого можете переходить к прямым инструкциям и приказам. В случае откровенного непослушания родители могут думать про наказания;
- Не сравнивайте его с другими детьми. Сравнивайте с самим собой;
- Уважайте мнение ребёнка. Если вы в чем-то не согласны с ним, не надо его критиковать.
Заключение.
В современном мире семья — главный защитник личности, убежище и фундамент. В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей, одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей.
Рассмотрев различные
типы представлений о детско-
Родители влияют на своих детей посредством нескольких относительно автономных психологических механизмов: подкрепления (поощрение-наказание), идентификации (подражание родителям), понимания внутреннего мира ребенка.
Весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений (родительская любовь или холодные, враждебные отношения) и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины (самостоятельность и инициатива ребенка или зависимость, слепое послушание).
Семья является фундаментальной основой в формировании ценностных ориентаций личности своего ребенка – одного из основных структурных образований зрелой личности, определяющих его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминирующих и регулирующих его поведение. Отдельные уровни или «пласты» системы ценностных ориентаций личности последовательно формируются во время предконвенциальной, конвенциальной и постконвенциальной стадий индивидуального развития. Фиксация на какой-либо из стадий развития обусловливает доминирование соответствующего уровня ценностей системы и развитие аналогичного типа личности (Л.Колберг).
Знание фактов и закономерностей психологического развития в детстве и юности, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо не только кругу специалистов — психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, работникам культуры, но и, в не меньшей степени, родителям.
Библиографический список.
2. Зубова Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности : автореф. дис ... канд. психол. наук : 19.00.11 / Зубова Людмила Викторовна. - М., 1997.
3. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. 256 с.
5. Смирнова А.М. (научный руководитель: к.пед.н., доцент, Якушева С.Д.) Ценностные ориентации – основа развития творческой личности. Одаренные дети - достояние Москвы: Сборник материалов научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ (21 февраля 2007г.) – М.: МГППУ.- 208с.-С.78-81.
6. Филиппов Н.Устыдимся, взрослые!: Исповедь наказанных детей специально для родителей // Семья. 1988. № 3.— С. 4
7. Хубиева Ф.Х.
Лекция для родителей
8. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. Раитина М. С.Читинский государственный университет.
9. Шаповаленко
И.В. Возрастная психология (Психология
развития и возрастная
10. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
11. http://psyhelp56.ru
Информация о работе Особенности родительско-детских отношений в современном обществе