Особенности формирования волевых качеств у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:16, реферат

Краткое описание

Превращение элементарных психологических функций в высшие является основным событием в процессе психического развития человека. Отличительной характеристикой высших, культурных психологических функций является произвольность. Применение психологических средств позволяет ребенку овладеть своим поведением и психикой. Воля, включаясь с помощью средств в течение элементарных функций, перестраивает их, делает подвластными ребенку, сознательно управляемыми им. "Осознанная функция, - указывал Л.С. Выготский, - приобретает и иные возможные действия. Осознать - значит в известной мере овладеть... Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные с ним функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменяется их отношение к целому и его единству" [2, с. 225].

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности формирования волевых качеств у дошкольников.docx

— 303.40 Кб (Скачать файл)

Особенности формирования волевых  качеств у дошкольников

Введение

 

В учении о высших психических  функциях проблема воли занимает важное место. Проблема воли, произвольной и  волевой регуляции поведения  и деятельности человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры  и дискуссии. Еще в Древней  Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и  интеллектуалистическая. Платон понимал  волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с  разумом.

 

Превращение элементарных психологических  функций в высшие является основным событием в процессе психического развития человека. Отличительной характеристикой высших, культурных психологических функций является произвольность. Применение психологических средств позволяет ребенку овладеть своим поведением и психикой. Воля, включаясь с помощью средств в течение элементарных функций, перестраивает их, делает подвластными ребенку, сознательно управляемыми им. "Осознанная функция, - указывал Л.С. Выготский, - приобретает и иные возможные действия. Осознать - значит в известной мере овладеть... Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные с ним функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменяется их отношение к целому и его единству" [2, с. 225].

 

В словаре С.И. Ожегова  так трактуется понятие воли: "Воля: 1) способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; 2) сознательное стремление к осуществлению  чего-нибудь; 3) пожелание, требование; 4) властность, возможность распоряжаться; 5) свобода в проявлении чего-нибудь; 6) свободное состояние" [10, с. 101]

 

Как пишет в своем исследовании Е.П. Ильин, сложность изучения проблемы воли состоит в том, что как  в обыденном, так и в научном  сознании воля понимается по-разному. В обыденном сознании она предстает  то как свобода, то как выражение  желания человека, то как проявление силы характера. Этот разнобой в обыденном  понимании воли нашел отражение  и в научном ее понимании двумя  противоборствующими направлениями. Одно из них связано со свободой воли, свободой выбора, независимо от внешних  обстоятельств, другое - с детерминизмом, с внешней обусловленностью поведения  человека [10, с. 246].

 

Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Но, как показывают исследования психологов и педагогов, начинать работу по формированию воли необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте процессы наиболее подвижны и изменчивы.

 

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в  себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Поэтому педагоги и родители должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.

 

Многочисленные исследования доказывают, что психические особенности  детей дошкольного возраста формируются  и развиваются в зависимости  от условий, в частности от содержания и методов воспитательно-образовательной  работы.

 

Исследования особенностей формирования и развития волевой  сферы у дошкольников необходимы для создания более эффективной  воспитывающей и обучающей среды. В педагогической психологии, психологии личности, возрастной и дифференциальной психологии общим проблемам воли и волевой регуляции дошкольников посвящены работы Божович Л.И., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Коломинского Я.Л., Иванникова В.А., Ильина Е.П., Рубинштейна С.Л., Смирновой  Е.О.

 

Необходимость изучения влияния  образовательных технологий на волевую  сферу дошкольника имеет важное значение для определения трудностей в подготовке к школе, связанных  с неусидчивостью, отсутствием выдержки и настойчивости, а также для  определения действенности систем воспитания и обучения в общем  развитии дошкольника. Дошкольный возраст, как известно, является одним из первоначальных и важных этапов формирования и развития психических функций  ребенка, в том числе и для  формирования и развития волевой  регуляции поведения и деятельности.

 

В связи с этим исследование посвящено изучению волевых качеств  детей старшего дошкольного возраста как значимого фактора его  развития, воспитания и подготовки к школе.

 

Таким образом, актуальность темы исследования обусловливается  значимостью дошкольного возраста, который является важным этапом в  формировании и развитии волевой  сферы личности.

 

Цель исследования: исследовать  волевые качества старших дошкольников.

 

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

 

Предмет исследования: волевые  качества детей старшего дошкольного  возраста.

 

Гипотеза: волевые качества детей старшего дошкольного возраста характеризуются средним и низким уровнем сформированности и развития упорства и целеустремленности.

 

Задачи исследования.

 

1. Изучить теоретический  аспект данной проблемы.

 

2. Определить особенности  развития волевых качеств у  дошкольников.

 

3. Выявить уровень развития  волевых качеств детей дошкольного  возраста.

 

4. Разработать практические  рекомендации для педагогов по  развитию воли дошкольников, подобрать  игры на развитие волевых качеств.

 

Теоретические и методологические основы исследования:

 

психологические теории понимания  воли и ее значение для выбора целей  и мотивов поведения (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн); положения о взаимодействии психических  процессов, соотношении деятельности и сознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); концепция развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); исследования по развитию воли у дошкольников (А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Е.О.Смирнова, М.В. Лаврентьева).

 

Основные понятия: воля, произвольность, волевые качества, волевое действие, структура волевого действия, саморегуляция.

 

База исследования: ДОУ  № 52 г. Благовещенска, вторая старшая  группа. В исследовании участвовали 26 детей 5-6 лет, из них 12 девочек, 14 мальчиков.

 

Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 20 источников и приложений.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

 

1.1 Воля как психический  феномен

 

Воля - форма психического отражения, сознательное регулирование  человеком своего поведения и  деятельности, проявляющаяся в способности  к выбору действий, связанных с  преодолением внешних и внутренних препятствий. Понятие "воля" рассматривается  и как психический процесс, и  как аспект большинства иных важнейших  психических процессов и явлений, и как уникальная способность  личности произвольно контролировать свое поведение [10, с. 97].

 

Сложность понятия "воля" объясняется тем, что оно очень  тесно связано с понятием "сознание", сложным психологическим явлением, и выступает одним из его важнейших  атрибутов.

 

Воля - это способность  человека действовать в направлении  сознательно поставленной цели, преодолевая  препятствия. Волевые действия направлены на изменение неких качеств личности. Воля - сознательное регулирование  человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это способность человека, которая  проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения  и психических явлений. [4, с. 270].

 

В настоящее время в  психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными  и предпринимаются попытки разработать  целостное учение о воле с его  терминологической определенностью  и однозначностью.

 

Е.П. Ильин отмечает, что  настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по-разному истолковывающих понятие "воля": воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция [10, с. 240].

 

Волевая активность имеет  сложную психологическую структуру  и включает отношение к внешним  воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию [10, с.38].

 

"Воля в собственном  смысле возникает тогда, когда  человек оказывается способным  к рефлексии своих влечений, может  так или иначе отнестись к  ним. Для этого индивид должен  уметь подняться над своими  влечениями и, отвлекаясь от  них, осознать самого себя как  субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними. Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом" (Рубинштейн С.Л.) [10, с.39].

 

В научной литературе в  качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию  побуждения к действиям при недостаточной  или избыточной их мотивации, организацию  психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и  психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при  достижении поставленных целей [10, с.27].

 

Психологи отмечают, проблема воли и произвольности является центральной  для психологии личности и ее развития. Однако, несмотря на общепризнанную в  отечественной психологии значимость этой проблемы, сами понятия "воля" и "произвольность" понимаются и  трактуются по-разному. Понятия воли и произвольности охватывают достаточно широкий круг разнородных феноменов: действия по инструкции, настойчивость  и самостоятельность в достижении цели, соподчинение мотивов, соблюдение правил, целеполагание, волевые усилия, моральный выбор, опосредованность познавательных процессов и пр. Между  тем анализ литературы показывает, что в данной области мы имеем  дело с двумя качественно различными процессами, один из которых связан с овладением своим поведением, а  другой -- с формированием мотивационной  сферы ребенка [12, с.320].

 

В подавляющем большинстве  литературных источников в качестве фундаментальной характеристики, определяющей специфику воли и произвольности у человека, полагается осознанность, или сознательность, поведения.

 

В детской психологии развитие произвольности рассматривается как  основная и центральная линия  развития личности ребенка. Согласно концепции  Л.С. Выготского, "личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения", и соответственно развитие личности есть становление  способности владеть своим поведением и своими психическими процессами [2, с.124]. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного  поведения -- это возникновение произвольных действий и поступков [20, с.216]. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование общей  произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребенка [12,с.322]. Л.И. Божович также  утверждала, что проблема воли и  произвольности является центральной  для психологии личности и ее формирования [12, 323].

 

В научной литературе выделяют два основных подхода к определению  сущности этих понятий. Первый из них  рассматривает произвольность и  волю в контексте проблемы сознания. Главными характеристиками волевого и  произвольного поведения полагаются осознанность или сознательность. Волевое и произвольное поведение противостоит неосознанному или импульсивному. Осознанность собственных действий предполагает их опосредованность, т. е. наличие некоторого средства, с помощью которого субъект может выйти за пределы непосредственной ситуации и встать в отношение к самому себе. Большой вклад в разработку такого подхода внес Л. С. Выготский, который определял произвольные процессы как опосредствованные [12, с.321].

 

Другой подход связывает  понятия воли и произвольности с  мотивационно-потребностной сферой человека. Определение воли как причины  активности человека можно найти  как в зарубежной, так и в  отечественной психологии (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др.).

 

В этой связи, подчеркивает Смирнова Е.О., целесообразно различать содержание двух употребляемых в психологии терминов -- воля и произвольность.

 

Волю можно представить  как наличие устойчивых и осознанных желаний или мотивов поведения, которые подчиняют себе остальные. Развитие воли, исходя из этого, будет  заключаться в становлении собственных  желаний ребенка, их определенности и устойчивости. Произвольность, по Л.С. Выготскому, нужно понимать как  способность владеть собой, своей  внешней и внутренней деятельностью. Развитие произвольности заключается  в овладении средствами, позволяющими осознать свое поведение и управлять  им [12, с.321].

 

При таком понимании воля и произвольность в некотором  смысле противоположны: если волевое  действие направлено вовне, на предмет  внешнего мира (на его достижение или  преобразование), то произвольное действие направлено на себя, на средства овладения  своим поведением. В реальной жизни  проявления воли и произвольности в  ряде случаев могут не совпадать. Так, например, упрямство, настойчивость, навязчивые желания ребенка, которые  являются очевидными проявлениями воли ребенка, могут вести к неконтролируемому, неуправляемому поведению. С другой стороны, выполнение инструкций взрослого, будучи одной из форм произвольного, опосредованного поведения, может  не быть волевым, если мотив действий исходит не от самого ребенка, а навязывается извне [12, с.323].

 

Как подчеркивает Е.О.Смирнова, вместе с тем процесс становления  волевого и произвольного поведения  имеет единую направленность, которая  заключается в преодолении побудительной  силы ситуативных воздействий и  стереотипных реакций, в становлении  способности самостоятельно определять свои действия и управлять ими. Формирование волевого, произвольного действия идет по пути преодоления импульсивных реакций  и становления собственного, свободного, осознанного поведения.

 

В большинстве литературных источников в качестве фундаментальной  характеристики, определяющей специфику  воли и произвольности у человека, полагается осознанность, или сознательность, поведения. В исследованиях большое  количество определений, в которых  сознательность является основным качеством  волевого и произвольного действия. При этом осознание действия может  происходить как в форме сложных  суждений, так и в форме элементарных ощущений, которые субъект считает  причиной своих движений. А.В. Запорожец  выдвинул гипотезу о том, что непроизвольные движения человека превращаются в произвольные благодаря тому, что они становятся ощущаемыми, т.е. осознаваемыми. М. И. Лисина в своем генетическом исследовании подтвердила эту гипотезу [10, с. 311].

Информация о работе Особенности формирования волевых качеств у дошкольников