Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:16, реферат
Превращение элементарных психологических функций в высшие является основным событием в процессе психического развития человека. Отличительной характеристикой высших, культурных психологических функций является произвольность. Применение психологических средств позволяет ребенку овладеть своим поведением и психикой. Воля, включаясь с помощью средств в течение элементарных функций, перестраивает их, делает подвластными ребенку, сознательно управляемыми им. "Осознанная функция, - указывал Л.С. Выготский, - приобретает и иные возможные действия. Осознать - значит в известной мере овладеть... Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные с ним функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменяется их отношение к целому и его единству" [2, с. 225].
Особенности формирования волевых качеств у дошкольников
Введение
В учении о высших психических функциях проблема воли занимает важное место. Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом.
Превращение элементарных психологических функций в высшие является основным событием в процессе психического развития человека. Отличительной характеристикой высших, культурных психологических функций является произвольность. Применение психологических средств позволяет ребенку овладеть своим поведением и психикой. Воля, включаясь с помощью средств в течение элементарных функций, перестраивает их, делает подвластными ребенку, сознательно управляемыми им. "Осознанная функция, - указывал Л.С. Выготский, - приобретает и иные возможные действия. Осознать - значит в известной мере овладеть... Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные с ним функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменяется их отношение к целому и его единству" [2, с. 225].
В словаре С.И. Ожегова так трактуется понятие воли: "Воля: 1) способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; 2) сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь; 3) пожелание, требование; 4) властность, возможность распоряжаться; 5) свобода в проявлении чего-нибудь; 6) свободное состояние" [10, с. 101]
Как пишет в своем исследовании
Е.П. Ильин, сложность изучения проблемы
воли состоит в том, что как
в обыденном, так и в научном
сознании воля понимается по-разному.
В обыденном сознании она предстает
то как свобода, то как выражение
желания человека, то как проявление
силы характера. Этот разнобой в обыденном
понимании воли нашел отражение
и в научном ее понимании двумя
противоборствующими
Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Но, как показывают исследования психологов и педагогов, начинать работу по формированию воли необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте процессы наиболее подвижны и изменчивы.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Поэтому педагоги и родители должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.
Многочисленные исследования
доказывают, что психические особенности
детей дошкольного возраста формируются
и развиваются в зависимости
от условий, в частности от содержания
и методов воспитательно-
Исследования особенностей
формирования и развития волевой
сферы у дошкольников необходимы
для создания более эффективной
воспитывающей и обучающей
Необходимость изучения влияния
образовательных технологий на волевую
сферу дошкольника имеет важное
значение для определения трудностей
в подготовке к школе, связанных
с неусидчивостью, отсутствием выдержки
и настойчивости, а также для
определения действенности
В связи с этим исследование посвящено изучению волевых качеств детей старшего дошкольного возраста как значимого фактора его развития, воспитания и подготовки к школе.
Таким образом, актуальность
темы исследования обусловливается
значимостью дошкольного
Цель исследования: исследовать волевые качества старших дошкольников.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Предмет исследования: волевые качества детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: волевые качества
детей старшего дошкольного возраста
характеризуются средним и
Задачи исследования.
1. Изучить теоретический аспект данной проблемы.
2. Определить особенности развития волевых качеств у дошкольников.
3. Выявить уровень развития
волевых качеств детей
4. Разработать практические
рекомендации для педагогов по
развитию воли дошкольников, подобрать
игры на развитие волевых
Теоретические и методологические основы исследования:
психологические теории понимания воли и ее значение для выбора целей и мотивов поведения (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн); положения о взаимодействии психических процессов, соотношении деятельности и сознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); концепция развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); исследования по развитию воли у дошкольников (А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Е.О.Смирнова, М.В. Лаврентьева).
Основные понятия: воля, произвольность, волевые качества, волевое действие, структура волевого действия, саморегуляция.
База исследования: ДОУ № 52 г. Благовещенска, вторая старшая группа. В исследовании участвовали 26 детей 5-6 лет, из них 12 девочек, 14 мальчиков.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 20 источников и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
1.1 Воля как психический феномен
Воля - форма психического
отражения, сознательное регулирование
человеком своего поведения и
деятельности, проявляющаяся в способности
к выбору действий, связанных с
преодолением внешних и внутренних
препятствий. Понятие "воля" рассматривается
и как психический процесс, и
как аспект большинства иных важнейших
психических процессов и
Сложность понятия "воля"
объясняется тем, что оно очень
тесно связано с понятием "сознание",
сложным психологическим
Воля - это способность
человека действовать в направлении
сознательно поставленной цели, преодолевая
препятствия. Волевые действия направлены
на изменение неких качеств
В настоящее время в
психологической науке нет
Е.П. Ильин отмечает, что
настоящему времени сформировалось
несколько научных направлений,
по-разному истолковывающих
Волевая активность имеет
сложную психологическую
"Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними. Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом" (Рубинштейн С.Л.) [10, с.39].
В научной литературе в
качестве основных функций воли выделяют:
выбор мотивов и целей, регуляцию
побуждения к действиям при недостаточной
или избыточной их мотивации, организацию
психических процессов в
Психологи отмечают, проблема
воли и произвольности является центральной
для психологии личности и ее развития.
Однако, несмотря на общепризнанную в
отечественной психологии значимость
этой проблемы, сами понятия "воля"
и "произвольность" понимаются и
трактуются по-разному. Понятия воли
и произвольности охватывают достаточно
широкий круг разнородных феноменов:
действия по инструкции, настойчивость
и самостоятельность в
В подавляющем большинстве
литературных источников в качестве
фундаментальной
В детской психологии развитие
произвольности рассматривается как
основная и центральная линия
развития личности ребенка. Согласно концепции
Л.С. Выготского, "личность охватывает
единство поведения, которое отличается
признаком овладения", и соответственно
развитие личности есть становление
способности владеть своим
В научной литературе выделяют
два основных подхода к определению
сущности этих понятий. Первый из них
рассматривает произвольность и
волю в контексте проблемы сознания.
Главными характеристиками волевого и
произвольного поведения
Другой подход связывает
понятия воли и произвольности с
мотивационно-потребностной
В этой связи, подчеркивает Смирнова
Е.О., целесообразно различать
Волю можно представить
как наличие устойчивых и осознанных
желаний или мотивов поведения,
которые подчиняют себе остальные.
Развитие воли, исходя из этого, будет
заключаться в становлении
При таком понимании воля
и произвольность в некотором
смысле противоположны: если волевое
действие направлено вовне, на предмет
внешнего мира (на его достижение или
преобразование), то произвольное действие
направлено на себя, на средства овладения
своим поведением. В реальной жизни
проявления воли и произвольности в
ряде случаев могут не совпадать.
Так, например, упрямство, настойчивость,
навязчивые желания ребенка, которые
являются очевидными проявлениями воли
ребенка, могут вести к
Как подчеркивает Е.О.Смирнова,
вместе с тем процесс становления
волевого и произвольного поведения
имеет единую направленность, которая
заключается в преодолении
В большинстве литературных
источников в качестве фундаментальной
характеристики, определяющей специфику
воли и произвольности у человека,
полагается осознанность, или сознательность,
поведения. В исследованиях большое
количество определений, в которых
сознательность является основным качеством
волевого и произвольного действия.
При этом осознание действия может
происходить как в форме
Информация о работе Особенности формирования волевых качеств у дошкольников