Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:16, реферат
Превращение элементарных психологических функций в высшие является основным событием в процессе психического развития человека. Отличительной характеристикой высших, культурных психологических функций является произвольность. Применение психологических средств позволяет ребенку овладеть своим поведением и психикой. Воля, включаясь с помощью средств в течение элементарных функций, перестраивает их, делает подвластными ребенку, сознательно управляемыми им. "Осознанная функция, - указывал Л.С. Выготский, - приобретает и иные возможные действия. Осознать - значит в известной мере овладеть... Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные с ним функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменяется их отношение к целому и его единству" [2, с. 225].
Анализ выполнения проводился по следующим критериям: 10 баллов высшая оценка - ставилась в том случае, если ребенок при выполнении всех заданий не отвлекался на картинки. Невыполнение условий для каждого задания снижало оценку на 1 балл.
Полученные результаты сравнивались со стандартными оценками уровней:
I высокий уровень - 9-10 баллов;
II средний уровень - 6-8 баллов;
III низкий уровень - 3-5 баллов;
III очень низкий уровень - 1-3 балла.
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Данные, полученные в результате проведения методики "Не подглядывай" отражены в таблице 1 (см. Приложение В). Как видно из результатов, отраженных в таблице 1, результат времени ожидания 3 мин. и более без единого подглядывания показали всего 3 человека (12%).
Большая часть обследуемых - 10 человек (40%) показали результат ожидания от 2 мин. 2 сек. до 2 мин. 57 сек., количество подглядываний - 1-2.
Самый низкий результат ожидания от 0 мин. 44 сек. до 1 мин. 58 сек. показали 13 детей (47%), количество их подглядываний варьирует от 1 до 5.
Таким образом, всего 3 человека (12%) имеют высокий уровень развития упорства и целеустремленности, средний уровень имеют 10 обследуемых (40%). И, наконец, большая часть группы, 13 человек (47%) показали низкий уровень развития упорства и целеустремленности.
Итак, полученные в результате исследования данные позволили выделить три группы детей, различающихся по уровню развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность.
Первая группа, которая составила 47% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается слабое развитие таких волевых качеств, как упорство и целеустремленность.
Для них характерна эмоциональная неустойчивость, что сказывается на качестве выполнения задания. Необходимость выполнять определенное действие (сидеть с закрытыми глазами) в течение длительного времени, стало препятствием на пути этих детей к достижению цели (дождаться, пока им дадут игру).
Дети не владеют подчинением своего поведения определенной цели, не могут проявить силу воли для достижения цели. Неразвитость такого волевого качества как упорство, характеризуется тем, что дети выдерживали с закрытыми глазами короткий промежуток времени. Соблазн узнать, что же происходит вокруг, какую игру получит ребенок, проявлялся в том, что дети начинали активно подглядывать, думая, что этого никто не видит. Эти дошкольники обладают низким уровнем развития волевых качеств.
Вторая группа, которая составила 40% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается средний уровень развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность.
Дети не смогли полностью сосредоточится на достижении цели, отвлекались на шум, который специально производил исследователь (постукивания и т.п.). Не выдерживая однообразного, скучного занятия, дети начинали подглядывать, но количество подглядываний было небольшим и варьировалось от 1 до 3. Эти дошкольники обладают средним уровнем развития волевых качеств.
Третья группа, численность которой составила 12%, представлена детьми, у которых отмечается высокий уровень развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность.
Дети продержались с закрытыми глазами более 3 минут, не совершив при этом ни одного подглядывания. Это объясняется тем, что дети ставили перед собой цель сидеть с закрытыми глазами, пока им не дадут игру, и прикладывали массу волевых усилий, чтоб достичь этой цели - некоторые дети специально закрывали глаза руками, сильно зажмуривались, чтоб не подглянуть. Для ребенка 5-6 лет это является очень высоким показателем развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность. Упорство проявлялось и в том, что дети не пытались подглядывать, сидели все 3 минуты, ни разу не открыв глаза, не отвлекались на внешние раздражители (постукивания, перекладывание игрушек и т.д.).
Эти дошкольники обладают высоким уровнем развития волевых качеств. Графически полученные результаты отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Уровни развития упорства и целеустремленности
Данные, полученные в результате методики "Закрась фигуры" отражены в таблице 2 (см. Приложение Г).
Как видно из результатов таблицы 2, никто из дошкольников не обладает очень высоким уровнем развития упорства и целеустремленности. Высоким уровнем обладают 7 человек (27%) , 12 человек (46%) имеют средний уровень, 5 человек (19%) - низкий, и 2 человека (8%) имеют очень низкий уровень развития упорства и целеустремленности.
Таким образом, основная часть детей имеют средний уровень развития упорства и целеустремленности.
Итак, полученные в результате исследования данные, позволили выделить четыре группы детей, различающихся по уровню развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность.
Первая группа, которая составила 8% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается очень низкий уровень развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность. Дети смогли закрасить аккуратно очень малое количество фигур (менее 3), не смогли достичь поставленную перед ними цель (аккуратно закрасить все фигуры).
Все дети, попавшие в эту группу, вообще не смогли завершить задание до конца. После закрашенных 5-7 фигур, ребенок отказывался от задания, мотивируя это тем, что он уже устал. Это характеризуется очень низким уровнем развития упорства. Для этих дошкольников характерна эмоциональная неустойчивость, очень быстрая истощаемость, что привело к резкому снижению качества выполняемого задания. Это дошкольники обладают очень низким уровнем развития волевых качеств.
Вторая группа, которую составили 19% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается низкий уровень развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность. Дети смогли закрасить аккуратно малое количество фигур (4-8), не смогли достичь поставленную перед ними цель (аккуратно закрасить все фигурки). Некоторые дети, попавшие в эту группу, так и не смогли завершить задание до конца. После закрашенных 8-10 фигур, ребенок отказывался от задания, объясняя это тем, что он устал, ему тяжело. Это характеризуется низким уровнем развития упорства. Некоторые же дети наоборот начинали торопиться, делать задание небрежно, что повлекло к неаккуратному закрашиванию фигур. Это дошкольники обладают низким уровнем развития волевых качеств.
Третья группа, численность которой составила 47% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается средний уровень развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность. Недостаточный уровень развития упорства проявляется в том, что дети уже с самого начала начинали закрашивать фигурки неаккуратно, хотя задание требовало именно этого. В большинстве своем дошкольники этой группы начинали торопиться, делать задание небрежно, что повлекло к неаккуратному закрашиванию фигур. Эти дошкольники обладают средним уровнем развития волевых качеств.
Четвертая группа, которая составила 27% дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается высокий уровень развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность (это второй показатель после среднего уровня). Дошкольники смогли проявить упорство и целеустремленность при выполнении задания - аккуратно закрасить большинство фигурок. Никто из детей этой группы не отказался от выполнения задания, все завершили задание до конца. Дошкольники проявляли даже некоторую медлительность, чтобы аккуратно закрасить фигуры и исключить проявления небрежности. Эти дошкольники обладают высоким уровнем развития волевых качеств.
Графически полученные результаты отражены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты обследования уровней упорства и целеустремленности по методике "Закрась фигуры"
Данные, полученные в результате проведения методики "Картинки и кружки" отражены в таблице 3.
Как видно из результатов таблицы 3, никто из дошкольников не имеет высокого уровня развития упорства и целеустремленности. Средний уровень имеют 9 человек (34%) , 13 человек (50%) имеют низкий уровень, 4 человека (15%) имеют очень низкий уровень развития упорства и целеустремленности. Таким образом, основная часть детей, а именно 50%, имеют низкий уровень развития упорства и целеустремленности.
Яндекс.Директ
Все объявления Развитие ребенка 2-7 лет онлайн
Начните развитие интеллектуальных способностей вашего ребенка сейчас!
iqsha.ru
Любишь онлайн игры?
World of Tanks – лучшая онлайн-игра 2012. Регистрируйся и играй бесплатно!
cpm.worldoftanks.com 12+
Особенности формирования волевых качеств у дошкольников
Понятие воли как формы психического отражения, сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности. Структура и общая характеристика волевых качеств. Рекомендации родителям и воспитателям по методике их развития у старших дошкольников.
Используйте данную ссылку, чтобы на вашей странице в социальной сети сообщить о найденной полезной информации или поделиться с посетителями вашего сайта (блога). Или кликните по кнопке
Поделиться…
Рубрика: Психология
Вид: курсовая работа
Язык: русский
Дата добавления: 21.03.2011
Размер файла: 774,9 K Полная информация о работе
Скачать работу можно здесь
Яндекс.Директ
Все объявления
Свежие вакансии!
Ищешь работу? Свежие Вакансии, Брест на Job.ru
brest.myjob.by
Новая захватывающая онлайн игра!
Cross Fire – бесплатная онлайн игра про борьбу спецназа с бандитами. В бой!
cfire.mail.ru 12+
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Название работы:
E-mail (не обязательно):
Ваше имя или ник:
Файл:
Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны
Подобные документы
1. Развитие воли у подростков
Психологические особенности
воли. Представления о волевых
качествах. Классификация
курсовая работа [83,2 K], добавлен 20.05.2003
2. Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников
Проблема воли школьника,
гендерных различий волевой
дипломная работа [262,2 K], добавлен 29.11.2010
3. Формирование морально-волевых
качеств при занятиях
Сущность и содержание
развития нравственно-волевых
дипломная работа [133,9 K], добавлен 08.05.2009
4. Формирование настойчивости
в процессе занятий по
Понятие воли и волевых
качеств. Настойчивость как
курсовая работа [50,2 K], добавлен 21.06.2011
5. Воля
Общее понятие о
воле, ее физиологическое
реферат [33,8 K], добавлен 04.11.2012
6. Волевая сфера личности и развитие воли
Раскрытие содержания
категории воли как
реферат [17,8 K], добавлен 04.03.2011
7. Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста
Изучение причин негативного
поведения детей. Рассмотрение
подвижной игры как способа
познания в дошкольном
курсовая работа [68,7 K], добавлен 16.07.2010
8. Волевая регуляция поведения
и деятельности младших
Исследование воли
как психического свойства
курсовая работа [38,9 K], добавлен 11.01.2013
9. Особенности развития волевых качеств у детей 6-7 лет
Характеристика понятия,
структуры и качеств воли. Выявление
у детей 6-7 лет умения строить
свою деятельность по
курсовая работа [45,9 K], добавлен 04.03.2011
10. Развитие волевой регуляции в онтогенезе
Признаки волевого
характера действия или
Информация о работе Особенности формирования волевых качеств у дошкольников