Отношение студентов к интерактивным технологиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – установить отношение студентов к интерактивным технологиям обучения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвинуты следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме отношения студентов к интерактивным технологиям обучения.
2. Изучить отношение студентов к интерактивным технологиям обучения.
3. Разработать психолого-педагогические рекомендации.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_itogo (1).doc

— 528.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Психолого-педагогические  рекомендации студентов по подготовке  и участию в интерактивных  технологиях обучения

 

Для реализации задач подготовки специалистов следует применять интерактивные технологии обучения систематически и целенаправленно.

       При использовании групповых и коллективных форм организации работы со студентами необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной группы и каждого студента в отдельности.

       При использовании интерактивных технологий обучения необходимо учитывать уровень развития и подготовленности студентов, определяя индивидуальный подход к студентам.

         С целью формирования профессиональных умений и навыков рекомендуем учитывать специфику содержания изучаемого материала, задач подготовки, времени, особенности состава студентов, наличие средств обучения.

         Использование рассмотренных нами интерактивных технологий обучения допускает их аналогичное использование по другим дисциплинам психолого-педагогического цикла.

         Использование интерактивных технологий позволяет преподавателю создать положительный микроклимат в группе, что будет создавать атмосферу свободного общения занятии.

Для развития уровня эмпатии рекомендуем:

1.                Применять в работе со студентами  методики, которые способствуют развитию познавательно-когнитивной сферы, в том числе психодиагностические опросники [9], направленные на диагностику эмпатии.

2.                Использовать методики, которые  способствуют расширению и осознанию  эмоционально-чувственного опыта человека. К ним относятся игры и упражнения, стимулирующие развитие механизма эмпатии.

 Например, можно  использовать следующие тренинги, подтвердившие себя в передовой  педагогической практике:

- «Улыбка».

 Участники  тренинга знакомятся с многообразием смыслов, закодированных в художественном описании улыбки, используя предложенные фрагменты текстов, анализируя портретную живопись, сами изображая разные виды улыбок и составляя психологическую партитуру описания улыбок;

- «Глаза, Взгляд». 

 Участники тренинга наблюдают за изменением выражения глаз какого-то человека и составляют партитуру его эмоционального состояния, делают зарисовки собственных эмоциональных состояний, выраженных в невербальном поведении, подбирают литературно-художественные примеры эмоционального состояния;

- «Жесты. Поза». 

 Техника  выполнения этого упражнения  идентична предыдущим. Участники  тренинга также используют репродукции  портретной живописи, иллюстрации к художественным произведениям, фотографии, анализируют мемуарную, биографическую и эпистолярную литературу;

- «Звуки голоса». 

 Участники  знакомятся с эмоциональными  характеристиками человеческих  голосов, развивают способность  читать эмоциональные состояния,  выраженные в звуках голоса на основе: составления словаря эпитетов и метафор, подбора художественных текстов, записи собственного голоса, голосов других людей и их дальнейшей интерпретации и т.д.

- « Настроение». 

 Используя  это упражнение, участники учатся  определять настроение, выраженное, например, в стихах или картинах, распознавать, как передано то или иное эмоциональное состояние;

- «Визуализация».

 В этом  упражнении участники вместе  прослушивают магнитофонные записи  и учатся представлять услышанное, переживать чувства и настроение  автора того или иного художественного произведения, фрагмент которого записан на магнитофон;

- «Свободный  танец».

 Данное упражнение  развивает эмпатию, способность  проникать в мир чувств других  людей. Главное здесь – научиться  выражать эмоции через движения;

- «Картина(фотография)».

 Глядя на  картину (фотографию) участники проигрывают  сюжет, сочиняют рассказ, притчу, стихи, учатся входить в мир  переживаний изображенных людей; 

- «Подарки». 

 В данном  упражнении акцент делается на  чувствах и переживаниях, которые  испытывали участники при воспоминании о подарках в своей жизни (будь то люди, предметы, события);

- «Семейный  альбом». 

 Рассматривая  фотографии семейного альбома,  участники тренинга учатся не  только сосредотачиваться на  сюжете, но и анализировать переживания людей, изображенных на фотоснимках;

- «Тренируем  эмоции». 

 В этом  упражнении участники учатся  изображать различные эмоции: нахмуриться, улыбнуться, позлиться, испугаться, устать, отдохнуть и т.д., входя в различные образы;

- «Колечко». 

 Используя  известную детскую игру, в этом упражнении также развивается внимание, умение определять по лицам чувства, эмоции человека;

- «Глаза в  глаза».

 В этом  упражнении участники разбиваются  по парам, берутся за руки  и молча передают друг другу разные эмоции, затем обсуждают как эмоция передавалась и воспринималась;

- «Как ты  себя чувствуешь?». 

 Участники  тренинга получают карточки с  изображением различных оттенков настроений и учатся определять по выражению лица состояние каждого человека, выбирая из всех карточек ту, которая наиболее соответствует его собственному настроению (или настроению его родителей, друзей и т.д.)

3.                Применять методики для развития  гуманитарной направленности личности, которые являются эффективным  средством повышения уровня эмпатии. Можно использовать опросники для определения ценностей, мотивов и черт личности, ее направленности, оценки коммуникативных способностей и межличностных отношений [12]. Подобные методики изучают и развивают сердечный потенциал и творческое воображение личности. Художественное познание обладает особыми психическими механизмами, отличными от тех, которые имеют место в логическом мышлении. Поэтому успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения возможно через художественную литературу, музыку, рисование, театральное искусство и другие средства воспитательного воздействия на внутренний мир человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель данной работы состояла в  изучении отношения студентов к интерактивным технологиям обучения. 

В связи с этим  в  теоретической части работы было раскрыто понятие учебной деятельности, отношение студентов к процессу обучения,

особенности интерактивных  технологий обучения студентов.   Во второй части работы с помощью, авторской анкеты- опроса “Отношение студентов к интерактивным технологиям обучения” и авторской анкеты “Отношение студентов к учебной деятельности”, было определено отношение студентов учебному процессу и отношение к интерактивным технологиям.

Условием эффективного применения интерактивных технологий являлось наличие базовых теоретических знаний студентов, навыков участия в дискуссии и работы в малых группах, используя, в том числе, и жесткий регламент обсуждения. Участие привлекательного персонажа, наличие интересной неоднозначной и напряжённой ситуации, реальной проблемы, ситуации с возможностью принятия самостоятельного решения, наличие риска - реализуется в учебном процессе на семинарах – дискуссиях.

        В ходе проведённого исследования  были выявлены у студентов  три вида отношений к интерактивным  технологиям:

  • положительное отношение
  • отрицательное отношение
  • нейтральное отношение

В числе положительных моментов по отношению к интерактивным технологиям в образовании студенты выделяют, во-первых, возможность  развивает коммуникативные умения, во-вторых, помогают становлению эмоционального контакта между студентами, обеспечивает работу в команде, взаимоуважение, в-третьих, снимает нервное напряжение у студентов, дает возможность сменить деятельность, переключить внимание и , в-четвертых, развитие творческих способностей личности.

Но так же студенты отметили, что не следует забывать о недостатках интерактивных технологий, они могут дать и негативный результат, так как сильное воздействие, оказываемое данными технологиями, способно привести, к ухудшению психофизиологического здоровья студентов, а так же

стандартизованный процесс  обучения является более приемлимым для некоторой части студентов ,что является барьером для восприятия информации, которую они получают  в процессе обучения с применением  интерактивных технологий.

Однако, студенты обозначили ещё одну точку зрения по отношению  к интерактивным технологиям  – нейтральное.

Студенты относящиеся  к данной группе имеют нейтральное  отношение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии / Б.Г. Ананьев // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. – С. 13 - 35
  2. Асеев, В.Г. Психологическое изучение профессиональной деятельности / В.Г. Асеев // Вопросы психологии. – 1989. - №1. - С.172-176
  3. Бодалев, А.А. Психологические трудности общения и их преодоление / А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев // Педагогика. - 1992. - № 5 – 6. -С.65-70.
  4. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М., 1996. -  472 с.
  5. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф.
  6. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.
  7. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии / Вопросы психологии. 1997.
  8. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. 1999. № 11. С. 81 89.
  9. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб.пособие / И.В. Вачков. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 464 с.
  10. Водопъянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья. – СПб.: Изд – во СПбГУ. - 2000. – С. 443 – 463.
  11. Вяткин, Л.Г. Психологическая характеристика студенческого в<span class="dash0411_0435_0437_0020_0438_043d_0442_0435_0440_0432_0430_043b_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Отношение студентов к интерактивным технологиям